Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:16, реферат
Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.
внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;
снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов; компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;
создание мини-ТЭЦ на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных станциях газопроводов;
создание технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;
наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);
замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;
внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
разработка
и внедрение новых
дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;
разработка
и внедрение эффективных
разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;
внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;
экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;
техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;
разработка
и внедрение технологии получения
топлива для дизельных
разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;
децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;
максимальное
снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном
хозяйстве путем внедрения регулируемых
систем отопления, вентиляции, горячего
водоснабжения, освещения и утилизации
тепла вентвыбросов, сточных вод, использования
энергоэффективных строительных материалов,
конструкций, гелиоподогревателей.
Принципы государственной политики энергосбережения
Согласно закона Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятым 15 июля 1998 года, основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
разработка
государственных и
приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
создание
систем финансово-экономических
повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
осуществление
государственной экспертизы энергетической
эффективности проектных
создание
и широкое распространение
реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
создание
других экономических, информационных,
организационных условий для
реализации принципов энергосбережения.
Методы реализации государственной политики энергосбережения
Методы управления (регулирования) энергосбережением – это способы воздействия на поведение и деятельность, управляемых с целью снижения потребления, топливно-энергетических ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы управления:
социально-психологические методы или меры морального стимулирования;
административные методы, основанные на использовании разрешительно-запретительного принципа государственного управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения;
финансово-экономические
методы, базирующиеся на применении
денежно-стоимостных отношений, обусловливающих
экономическую заинтересованность в повышении
эффективности использования субъектами
хозяйствования топливно-энергетических
ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосберегающих
технологий.
Социально-психологический механизм управления энергосбережением
Основными инструментами социально-психологического управления являются:
образование и воспитание;
обучение;
доступность информации;
общественное давление;
переговорные процессы;
добровольные соглашения.
В Беларуси социально-психологический механизм управления реализуется по следующим направлениям.
В рамках социально-психологического управления энергосбережением в программы высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, а также учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров введены курсы по энергосбережению. Успешное выполнение мероприятий по энергосбережению возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в их реализации всех граждан Беларуси. Руководящий и производственный персонал предприятий и учреждений должен владеть действующей правовой и экономической базой энергосбережения, понимать его технические основы и иметь практические навыки экономии энергии. Непрерывная многоуровневая система образования в области энергосбережения создавалась с середины 90-х годов и в настоящее время требует дальнейшего укрепления и развития в соответствии с новейшими мировыми тенденциями в области образования и научно-технического прогресса.
Основные направления и задачи в области обучения, пропаганды и информации на 2001 – 2005 годы:
1. Развитие непрерывной многоуровневой системы образования в области энергосбережения, базирующееся на:
совершенствовании учебных программ и планов и координации их с Республиканской программой по энергосбережению, мировыми достижениями науки и техники;
укреплении и развитии учебно-методических и научно-лабораторных баз вузов и центров переподготовки и повышения квалификации кадров средней и высшей технической и экономической квалификации;
открытии
на базе энергоэффективных
создании
компьютерных классов с учебным
и научным программным
организации баз для проведения практики учащихся ССУЗов и студентов ВУЗов, получения практических навыков энергосбережения;
использовании системы тестов и стендов при проведении энергетических обследований предприятий.
2. Широкое использование республиканской информационно-аналитической системы «Энергосбережение» (далее РИАС) как автоматизированной системы проблемно-ориентированных баз данных и информационных средств для оперативного получения информации, пропаганды и рекламы новых технологий и оборудования:
2.1. В составе РИАС подсистема оперативного слежения и анализа информации по энергосбережению с обратной связью предполагает создание геоинформационной автоматизированной системы сбора, обработки и анализа текущей информации на местах по территории всей республики о состоянии энергопотребления и внедрении энергосберегающих оборудования, технологий, выполнении директив государственных органов и действующих программ энергосбережения. До 2005 года предусматривается разработка этой подсистемы и создание ее узловых элементов у крупных потребителей энергии и в демонстрационных зонах энергоэффективности.
2.2. В составе РИАС подсистема перманентной информации и пропаганды по энергосбережению должна предусматривать:
организацию
правового обеспечения и
издание целевых информационных бюллетеней с директивными нормативными документами в области энергосбережения (1 раз в квартал) для предприятий, организаций и населения;
периодический (2 раза в год) выпуск для средних и высших учебных заведений, для производственных предприятий и коммунальных учреждений тематических бюллетеней о первоочередных задачах и последних научно-технических достижениях в энергосбережении;
создание системы консалтинга (консалтинговые центры, их кадровое и информационно методическое обеспечение) по правовым, финансовым, инновационным, аудиторным вопросам энергосбережения;
дальнейшее издание научно-технического и информационного журнала «Энергоэффективность», информационного бюллетеня об отечественном и зарубежном опыте по энергосбережению; издание серии книг «Энергосбережение», включающей оригинальную научно-популярную, учебно-методическую и научно-техническую литературу, написанную ведущими учеными и специалистами республики, справочных пособий по энергосбережению;
информацию о проведении выставок по энерго- и ресурсосбережению, тематических семинарах в областях, городах, на предприятиях республики;
Информация о работе Управление энергосбережением в Республике Беларусь