Управление энергосбережением в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.

Работа содержит 1 файл

Управление энергосбережением в Республике Беларусь.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

внедрение котельного оборудования, работающего на горючих  отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;

снижение  потерь и технологического расхода  энергоресурсов при транспортировке  тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные  нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов; компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;

создание  мини-ТЭЦ на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных станциях газопроводов;

создание  технических условий (объединение  тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;

наладка и  автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);

замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод  всевозможных электросушильных установок  и нагревательных печей (где это  целесообразно) на топливоиспользующие установки;

внедрение автоматических систем регулирования потребления  энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного  водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;

разработка  и внедрение новых энергосберегающих  технологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, новых строительных и изоляционных материалов с улучшенными  теплофизическими характеристиками и, в частности, спецдобавок при производстве железобетонных изделий; энерготехнологических комплексов при производстве цемента, стекла, кирпича, переработке нефти, на предприятиях химической и пищевой промышленности и т.п.;

дальнейшее  развитие системы учета всех видов  энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;

максимальная  утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых  газов, вентвыбросов, канализационных  стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;

разработка  и внедрение эффективных биогазовых установок для производства горючих  газов и удобрений из отходов  животноводства, растениеводства, специально выращиваемой биомассы;

разработка  и внедрение технологии использования  бытовых отходов и мусора для  топливных целей;

внедрение теплонасосных  установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;

экономически  целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;

техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод  на дизельное топливо, сжиженный  и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;

разработка  и внедрение технологии получения  топлива для дизельных установок  из метанола и рапсового технического масла;

разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;

децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с  малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;

максимальное  снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем внедрения регулируемых систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, освещения и утилизации тепла вентвыбросов, сточных вод, использования энергоэффективных строительных материалов, конструкций, гелиоподогревателей. 

Принципы  государственной  политики энергосбережения

 

Согласно  закона Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятым 15 июля 1998 года, основными  принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:

осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;

разработка  государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

приведение  нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;

создание  систем финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей  в эффективном использовании  топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;

осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

создание  и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного  для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;

реализация  демонстрационных проектов высокой  энергетической эффективности;

информационное  обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;

обучение  производственного персонала и  населения методам экономии топлива  и энергии;

создание  других экономических, информационных, организационных условий для  реализации принципов энергосбережения. 

Методы  реализации государственной политики энергосбережения

 

Методы управления (регулирования) энергосбережением  – это способы воздействия  на поведение и деятельность, управляемых  с целью снижения потребления, топливно-энергетических ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы управления:

социально-психологические  методы или меры морального стимулирования;

административные  методы, основанные на использовании разрешительно-запретительного принципа государственного управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения;

финансово-экономические  методы, базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловливающих экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосберегающих технологий. 

Социально-психологический  механизм управления энергосбережением

 

Основными инструментами социально-психологического управления являются:

образование и воспитание;

обучение;

доступность информации;

общественное  давление;

переговорные  процессы;

добровольные  соглашения.

В Беларуси социально-психологический  механизм управления реализуется по следующим направлениям.

В рамках социально-психологического управления энергосбережением в программы высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, а также учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров введены курсы по энергосбережению. Успешное выполнение мероприятий по энергосбережению возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в их реализации всех граждан Беларуси. Руководящий и производственный персонал предприятий и учреждений должен владеть действующей правовой и экономической базой энергосбережения, понимать его технические основы и иметь практические навыки экономии энергии. Непрерывная многоуровневая система образования в области энергосбережения создавалась с середины 90-х годов и в настоящее время требует дальнейшего укрепления и развития в соответствии с новейшими мировыми тенденциями в области образования и научно-технического прогресса.

Основные  направления и задачи в области  обучения, пропаганды и информации на 2001 – 2005 годы:

1. Развитие непрерывной многоуровневой системы образования в области энергосбережения, базирующееся на:

совершенствовании учебных программ и планов и координации  их с Республиканской программой по энергосбережению, мировыми достижениями науки и техники;

укреплении  и развитии учебно-методических и  научно-лабораторных баз вузов и  центров переподготовки и повышения квалификации кадров средней и высшей технической и экономической квалификации;

открытии  на базе энергоэффективных демонстрационных зон и передовых предприятий  республиканских межотраслевых  научно-исследовательских и образовательных Центров для проведения исследовательских работ и обучения передовым энергосберегающим технологиям с целью координации и концентрации усилий науки и производства;

создании  компьютерных классов с учебным  и научным программным обеспечением при основных кафедрах и центрах системы образования по энергосбережению;

организации баз для проведения практики учащихся ССУЗов и студентов ВУЗов, получения  практических навыков энергосбережения;

использовании системы тестов и стендов при  проведении энергетических обследований предприятий.

2. Широкое использование республиканской информационно-аналитической системы «Энергосбережение» (далее РИАС) как автоматизированной системы проблемно-ориентированных баз данных и информационных средств для оперативного получения информации, пропаганды и рекламы новых технологий и оборудования:

2.1. В составе РИАС подсистема оперативного слежения и анализа информации по энергосбережению с обратной связью предполагает создание геоинформационной автоматизированной системы сбора, обработки и анализа текущей информации на местах по территории всей республики о состоянии энергопотребления и внедрении энергосберегающих оборудования, технологий, выполнении директив государственных органов и действующих программ энергосбережения. До 2005 года предусматривается разработка этой подсистемы и создание ее узловых элементов у крупных потребителей энергии и в демонстрационных зонах энергоэффективности.

2.2. В составе РИАС подсистема перманентной информации и пропаганды по энергосбережению должна предусматривать:

организацию правового обеспечения и информирования по вопросам энергосбережения соответствующих  звеньев персонала предприятий, организаций и населения в  целом;

издание целевых  информационных бюллетеней с директивными нормативными документами в области энергосбережения (1 раз в квартал) для предприятий, организаций и населения;

периодический (2 раза в год) выпуск для средних  и высших учебных заведений, для  производственных предприятий и  коммунальных учреждений тематических бюллетеней о первоочередных задачах и последних научно-технических достижениях в энергосбережении;

создание  системы консалтинга (консалтинговые центры, их кадровое и информационно  методическое обеспечение) по правовым, финансовым, инновационным, аудиторным вопросам энергосбережения;

дальнейшее  издание научно-технического и информационного  журнала «Энергоэффективность», информационного  бюллетеня об отечественном и  зарубежном опыте по энергосбережению; издание серии книг «Энергосбережение», включающей оригинальную научно-популярную, учебно-методическую и научно-техническую литературу, написанную ведущими учеными и специалистами республики, справочных пособий по энергосбережению;

информацию  о проведении выставок по энерго- и  ресурсосбережению, тематических семинарах  в областях, городах, на предприятиях республики;

Информация о работе Управление энергосбережением в Республике Беларусь