Труд как средство воспитания экологически направленной личности в дошкольном детстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Трудовой процесс насквозь пронизан социальными моментами, требуя согласованных, взаимообусловленных действий для достижения результата. Трудовой процесс, осуществление которого требует как простого сложения сил, так и органического их сплетения, является действительным фактором воспитания коллективной установки, образования коллектива на прочном жизненном фундаменте. Здесь ребенок не воссоздает взаимоотношения других, как в игре, здесь сам он вступает во взаимоотношения с другими под воздействием глубоких жизненных факторов.

Содержание

Вопросы для изложения 3
1. Воспитательно-образовательное значение труда детей в природе, его своеобразие 3
2. Педагогические и санитарно-гигиенические требования к детскому труду в природе 6
3. Формы организации труда дошкольников в природе 6
4. Технология руководства трудом детей в разных возрастных группах 7
Задания. 9
1. Проанализировать действующую программу воспитания в ДОУ (одну из парциальных программ экологического образования дошкольников). Выписать из нее задачи и содержание труда в природе детей разных возрастных групп 9
2. Показать усложнение методики руководства трудовой деятельностью дошкольников на занятиях, занести нужную информацию в таблицу 11
3. Закончить высказывание: «Воспитателю надлежит уделять внимание полноценному развитию трудовой деятельности дошкольников. Важно научить каждого ребенка: 11
4. Подтвердить или опровергнуть утверждение, что труд детей в природе надо организовывать только в форме занятий. Обосновать свое мнение, привести примеры. 12
5. Сравнить демонстрационное и инструктивное трудовые занятия; найти общее и различия 14
6. Показать усложнение методики руководства трудовой деятельностью дошкольников на занятиях, занося нужную информацию в таблицу 16
7. Дать рекомендации по руководству повседневным трудом в уголке природы детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп (задачи, содержание, приемы, формы организации и т.д.) 17
8. Привести примеры, иллюстрирующие связь труда в природе с другими видами деятельности дошкольников 21
9. Составить развернутый план-конспект руководства трудом детей в природе для одной из возрастных групп 23
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Труд как средство воспитания Новая контр..docx

— 59.89 Кб (Скачать)

 

  1. Дать рекомендации по руководству повседневным трудом в уголке природы детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп (задачи, содержание, приемы, формы организации и т.д.)

 

Младшие группы. Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.

Во второй младшей группе возможно организация  труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости  друг от друга. Это дает возможность  каждому ребенку действовать  в индивидуальном темпе, что очень  важно когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможно организация  труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

При обучении навыкам труда в природе детям  младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя  выполнение её всеми детьми. Воспитатель  сочетает показ с объяснением, и  дети поэтапно выполняют трудовые операции.

Труд  детей младшего возраста проходит при  участии воспитателя или под  его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился  с порученной работой.

Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции ( но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями.

Дети  средней группы в труде более  самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и  объясняет все задания, а затем  делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить).Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.

Характер  оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут  же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят  понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой  по крупным листьям, выявляет, что  они запылились, нужно вымыть; указывает  растение, которое необходимо помыть.

Таким образом, в средней группе усложняются  формы организации детей в  процессе труда и методика руководства  труда в природе.

Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.

В старшей  группе вводятся дежурства детей  в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков  и умений ухода за животными и  растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей  и правильного отношения к  труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали  за животными и растениями, что  нового и интересного заметили в  развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную  дежурными, дают оценку.

По cравнению с предшествующим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда – труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.

Особенность руководства трудом старших  дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Примерный объем знаний, воспитательные задачи. Знать названия животных, птиц, прилетающих  на участок, рыб уголка природы, их существенные признаки внешнего вида. Знать зависимость  способа передвижения животных от строения их конечностей. Учить устанавливать  сходство во внешнем виде и повадках животных, об их жизни в природе, о создании необходимых условий  для жизни в неволе. Углублять  интерес к животным, желание длительно  наблюдать и ухаживать за ними.

Ежедневно дети по уходу за животными: осуществляют повседневный уход под контролем воспитателя: кормят животных, знают норму и время кормления. Моют поилки и кормушки, чистят клетки. Принимают участие в замене воды в аквариуме. Выращивают для животных зеленый корм.

Подготовительная группа.

В подготовительной группе продолжается работа по ознакомлению детей с животными уголка природы  и воспитанию бережного, заботливого  отношения к ним. Работа с детьми усложняется. Изменяется организация дежурства – дети дежурят не половину дня, как в старшей группе, а целый день в течение 2-3 дней. Обязанности дежурного усложняются: воспитатель поручает детям более сложные виды ухода за животными (например, готовить и смешивать корма для птицы, помогать воспитателю очищать дно аквариума от грязи и наливать в него чистую воду, сажать подводные растения). Кроме того, в группу помещают животных, требующих более внимательного и тщательного ухода. В процессе руководства дежурными воспитатель также может использовать некоторые усложнения: например, пред началом дежурства просит детей рассказать о последовательности их работы, с чего они должны начать, что сделать потом, какой инвентарь требуется и т.д. так воспитатель приучает детей к более осознанному выполнению действий. Когда они закончат работу, воспитатель учит ребят давать самостоятельную оценку выполненному заданию: подумать и сказать, все ли сделали правильно и быстро, как убрали свое рабочее место.

Дети должны делать и уметь: самостоятельно ухаживать за животными: чистить клетки, готовить корма, мыть поилки и кормушки. Знать норму и время кормления для взрослых животных и их детенышей. Принимать участие в устройстве аквариума. Выращивать зеленый корм для птиц и зверьков.

  1. Привести примеры, иллюстрирующие связь труда в природе с другими видами деятельности дошкольников

 

В процессе трудового воспитания возможно знакомить детей с трудом людей творческих профессий: писателей, музыкантов, художников. Соблюдение принципа: создатель, интерпретатор, слушатель, ребенок исполнитель.                                                                                                  Занятия по труду в природе тесно связаны с другими видами деятельности. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности, а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдений на участке уточняются, систематизируются на занятиях.

В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов. Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

На одной  из экскурсий обращают внимание детей  на разнообразие окраски и формы  листьев у деревьев, на положение  веток. Для смены деятельности , а также для упражнения в различении деревьев по веткам и листьям можно провести игру «Найди дерево по листу».

За лето проводятся несколько экскурсий.

Тщательно готовясь к экскурсиям, воспитатель  должен соблюдать определенные условия, способствующие их успешному проведению.

  1. Объекты, отобранные для наблюдения, должны быть интересными.
  2. Перед экскурсией необходимо сообщить детям ее цель и кратко рассказать о том, куда они пойдут и что увидят.
  3. Экскурсию следует построить так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на вопросы воспитателя, но и могли сделать для себя какие-то выводы. Все это не только способствует углублению интереса к явлениям природы, но и развивает любознательность, умение размышлять.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип  замещения: реальный предмет ребенок  замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально  способность к замещению формируется  у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для  куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

    1. Составить развернутый план-конспект руководства трудом детей в природе для одной из возрастных групп

 

 

План-конспект занятия урока ручного труда

Тема  занятия: Плетение из бумажной лозы.

Цель  занятия: Знакомство с плетением из лозы.

Задачи:

1. Познакомить  детей с технологией лозоплетения и изготовления изделий из бумажной лозы.

2. Воспитать  культуру речи и общения, усидчивость,  самостоятельность, аккуратность, уважительное отношение к любому труду, бережливое отношение к природе.

3. Развить  творческие и мыслительные способности  при изготовлении и декорировании данного изделия, а также развить мелкую моторику рук.

Методы  обучения:

1. Словесные (объяснение, рассказ, беседа).

2. Наглядные  (образцы изделий, мультимедийная презентация).

3. Практические (упражнение).

Раздаточный материал:

1. Газетная  продукция б/у;

2. Клей;

3. Ножницы;

4. Материал  для декора (кусочки ленты).

 

 

 

Оборудование:

1. Мультимедийная установка.  2. Экран.  3. Словарные слова – лоза,   бумажная лоза, декор.

 

Ход занятия:

1. Организационно-подготовительная часть: приветствие и игра Знакомство (ребенок, поймавший мяч, встает и говорит свое имя).        2. Сообщение темы и цели занятия:

Тема - Плетение из бумажной лозы.

Цель–краткое знакомство с историей возникновения лозоплетения, с методом получения из газеты лозу, с простейшим видом плетения (плетенка), с понятием лоза и бумажная лоза и изготовление конфетницы.

Мотивация: вы все знаете, что скоро праздник 8 Марта мы с вами сегодня сделаем подарок для мамы. Как вы думаете, конфетница может стать подарком для мамы ?

Информация о работе Труд как средство воспитания экологически направленной личности в дошкольном детстве