Труд как средство воспитания экологически направленной личности в дошкольном детстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Трудовой процесс насквозь пронизан социальными моментами, требуя согласованных, взаимообусловленных действий для достижения результата. Трудовой процесс, осуществление которого требует как простого сложения сил, так и органического их сплетения, является действительным фактором воспитания коллективной установки, образования коллектива на прочном жизненном фундаменте. Здесь ребенок не воссоздает взаимоотношения других, как в игре, здесь сам он вступает во взаимоотношения с другими под воздействием глубоких жизненных факторов.

Содержание

Вопросы для изложения 3
1. Воспитательно-образовательное значение труда детей в природе, его своеобразие 3
2. Педагогические и санитарно-гигиенические требования к детскому труду в природе 6
3. Формы организации труда дошкольников в природе 6
4. Технология руководства трудом детей в разных возрастных группах 7
Задания. 9
1. Проанализировать действующую программу воспитания в ДОУ (одну из парциальных программ экологического образования дошкольников). Выписать из нее задачи и содержание труда в природе детей разных возрастных групп 9
2. Показать усложнение методики руководства трудовой деятельностью дошкольников на занятиях, занести нужную информацию в таблицу 11
3. Закончить высказывание: «Воспитателю надлежит уделять внимание полноценному развитию трудовой деятельности дошкольников. Важно научить каждого ребенка: 11
4. Подтвердить или опровергнуть утверждение, что труд детей в природе надо организовывать только в форме занятий. Обосновать свое мнение, привести примеры. 12
5. Сравнить демонстрационное и инструктивное трудовые занятия; найти общее и различия 14
6. Показать усложнение методики руководства трудовой деятельностью дошкольников на занятиях, занося нужную информацию в таблицу 16
7. Дать рекомендации по руководству повседневным трудом в уголке природы детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп (задачи, содержание, приемы, формы организации и т.д.) 17
8. Привести примеры, иллюстрирующие связь труда в природе с другими видами деятельности дошкольников 21
9. Составить развернутый план-конспект руководства трудом детей в природе для одной из возрастных групп 23
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Труд как средство воспитания Новая контр..docx

— 59.89 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ФГБОУ. ВПО

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

На  тему: Труд как средство воспитания экологически                          .                                 направленной личности в дошкольном детстве.  

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнила студентка заочного

                                                      отделения факультета дошкольной

                                     педагогики и психологии

                                            502группы Солоницына Т.Н.                                                                                                                                                   

  Преподаватель:  Фокина  В.Г. 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

Москва  2012 – 2013 г.

 

Содержание

Вопросы для изложения 3

1. Воспитательно-образовательное значение труда детей в природе, его своеобразие 3

2. Педагогические и санитарно-гигиенические требования к детскому труду в природе 6

3. Формы организации труда дошкольников в природе 6

4. Технология руководства трудом детей в разных возрастных группах 7

Задания. 9

1. Проанализировать действующую программу воспитания в ДОУ (одну из парциальных программ экологического образования дошкольников). Выписать из нее задачи и содержание труда в природе детей разных возрастных групп 9

2. Показать усложнение методики руководства трудовой деятельностью дошкольников на занятиях, занести нужную информацию в таблицу 11

3. Закончить высказывание: «Воспитателю надлежит уделять внимание полноценному развитию трудовой деятельности дошкольников. Важно научить каждого ребенка: 11

4. Подтвердить или опровергнуть утверждение, что труд детей в природе надо организовывать только в форме занятий. Обосновать свое мнение, привести примеры. 12

5. Сравнить демонстрационное и инструктивное трудовые занятия; найти общее и различия 14

6. Показать усложнение методики руководства трудовой деятельностью дошкольников на занятиях, занося нужную информацию в таблицу 16

7. Дать рекомендации по руководству повседневным трудом в уголке природы детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп (задачи, содержание, приемы, формы организации и т.д.) 17

8. Привести примеры, иллюстрирующие связь труда в природе с другими видами деятельности дошкольников 21

9. Составить развернутый план-конспект руководства трудом детей в природе для одной из возрастных групп 23

Список использованной литературы 27

Вопросы для изложения

  1. Воспитательно-образовательное значение труда детей в природе, его своеобразие

 

Трудовой  процесс насквозь пронизан социальными  моментами, требуя согласованных, взаимообусловленных  действий для достижения результата. Трудовой процесс, осуществление которого требует как простого сложения сил, так и органического их сплетения, является действительным фактором воспитания коллективной установки, образования  коллектива на прочном жизненном  фундаменте. Здесь ребенок не воссоздает взаимоотношения других, как в  игре, здесь сам он вступает во взаимоотношения  с другими под воздействием глубоких жизненных факторов.

Особенности трудовой деятельности придают ей громадное  педагогическое значение.

Труд  как метод воспитательно-образовательной  работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие их мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед  педагогами  – воспитать любовь к Родине. Воспитывать любовь к  родной природе – значит и воспитывать любовь к Родине.

Большое значение природе, как одному из важнейших  средств воспитания придавали лучшие педагоги. К.Д.Ушинский писал: «Природа есть один из могущественнейших агентов  в воспитании человека, и самое  тщательное воспитание без участия  этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется с той полнотой и свежестью, к которым способна душа человеческая…»

Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребенка с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Пусть  последит, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, ребенок  полюбит ее, захочет узнать о ней  больше.

Восприятие  природы помогает развить такие  нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать  животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно  только направить его деятельность.

В нашей  стране обширные леса, больше всего  в мире рек и озер, у нас живут  разнообразные животные и птицы: от белого медведя до тигра, от воробья  до гагары. В наших лесах и парках растут удивительные растения.

Основное  средство познания природы – наблюдение, которым руководит воспитатель. Восприятие происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания. Восприятие контролируется мышлением при активном использовании речи.

В процессе наблюдений у детей развивается  ценное качество личности – способность  к целенаправленному наблюдению. Наблюдательность нужна каждому  человеку, какую бы профессию он для себя ни выбрал. Музыка, созданная  композитором, затрагивает сердца людей  потому, что сам композитор любил  природу и умел наблюдать ее. А  сколько теплоты и чувства  личного переживания у исполнителя  песен, если он сам видел и переживал  все это. Наблюдательность нужна  и ученику, и рабочему, и спортсмену.

В биографии  известного детского художника и  писателя Е.И. Чарушина мы читаем: «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе, - все это я с детства полюбил и пережил. Моя мама научила меня с какой-то другой стороны смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию. Она, моя мать научила меня удивляться силе и чуду произрастания. Я очень благодарен моим родным за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. М если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».

В постоянном общении с природой воспитатель  познакомит детей с существующими  природными явлениями, объяснит их причины  и взаимосвязь между ними, и  дети поймут, что в природе нет  ничего сверхъестественного, они должны быть лишены страха перед непонятными  явлениями, которые вызывали ужас у  наших предков. Теперь природа предстанет перед человечеством доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость от общения с ней.

Обращается  к природе воспитатель и при  развитии у детей умственных способностей, логического мышления и речи. Сначала  дети знакомятся с конкретными предметами и явлениями окружающей природы. Здесь у них развивается способность  выделять некоторые стороны и  качества предметов.

Постепенно  они не только осознают предметы, воспринимают их качества и назначение, но и осваивают  отношение предметов друг к другу. Когда дети начинают задавать вопросы  «почему?», это значит их ум созрел для восприятия взаимосвязи явлений.

Дети  любят труд в природе, начиная  от младших, до старших. По своему характеру труд в природе близок к функциональным задачам этого периода роста, но он всегда опирается на основные воспитательные факторы.

  1. Педагогические и санитарно-гигиенические требования к детскому труду в природе

Для того чтобы  труд не утомлял детей, нужно соблюдать  правила гигиены труда. Летом  рекомендуется работать в нежаркие часы дня утром и вечером. Во время работы нужно следить, чтобы поза детей была правильной. Так, при рыхлении гряд граблями следует держать тело выпрямленным, при переноске воды лейки или ведра должны быть в обеих руках.

Нужно чередовать виды работы. Так, например, посадку  и прополку можно чередовать с  рыхлением земли граблями и т. д. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей.

После всякой работы, независимо от того, где она производилась на земельном участке или в уголке природы, дети должны тщательно мыть руки с мылом.

 

 

  1. Формы организации труда дошкольников в природе

Индивидуальные поручения

Дежурства

Коллективный труд

применяются во всех возрастных группах  детского сада. Они дают возможность  воспитателю более тщательно  руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

по уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма  организации труда позволяет  совершенствовать трудовые навыки, формировать  общественные мотивы труда.

дает возможность формировать  трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы  труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

При фронтальной организации  коллективного труда, когда в  труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Н-р, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды).


  1. Технология руководства трудом детей в разных возрастных группах

Технология  – это система трудового воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных  и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год, это методическое обеспечение программы, конкретно реализующие ее главные  идеи и положения.

Общая направленность технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем:

1. Ориентировка на использование непосредственного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в дошкольном учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми животными и растениями, с которыми они находятся в контакте.

2. Организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне дошкольного учреждения.

Особенностью  любой технологии является планирование  меропри-                     ятия, которые в нее включены.

Еще одна особенность построения технологий – подробное методическое описание большинства мероприятий (например, любое занятие представлено программным  содержанием, материалом и организацией, необходимым для его проведения). Это обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массовое применение в практике ДОУ.

Младшая группа:

Продолжать  формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя. Приучать к опрятности. Приучать поддерживать порядок в  игровой комнате, по окончании игр  расставлять игровой материал по местам. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно  со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы. В помещении и на участке наблюдать как взрослый ухаживает за растениями и животными. Расширять круг наблюдений за трудом взрослых.

Средняя группа:

Продолжать  учить детей поливать растения, кормить  рыб, мыть поилки, наливать в них  воду, класть корм в кормушки. Приобщать  детей к работе по выращиванию  зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать детей к подкормке  зимующих птиц. Приучать к работе на огороде и в цветнике. Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.

Старшая группа:

Учить выполнять  различные поручения, связанные  с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять  обязанности дежурного в уголке природы. Приучать выполнять обязанности  дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву  и т.д. Осенью привлекать детей к  уборке овощей на огороде. Зимой учить  детей сгребать снег к стволам  деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады. Летом – к рыхлению почвы, поливке  грядок и клумб.

Информация о работе Труд как средство воспитания экологически направленной личности в дошкольном детстве