Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:44, контрольная работа
Трудовой процесс насквозь пронизан социальными моментами, требуя согласованных, взаимообусловленных действий для достижения результата. Трудовой процесс, осуществление которого требует как простого сложения сил, так и органического их сплетения, является действительным фактором воспитания коллективной установки, образования коллектива на прочном жизненном фундаменте. Здесь ребенок не воссоздает взаимоотношения других, как в игре, здесь сам он вступает во взаимоотношения с другими под воздействием глубоких жизненных факторов.
Вопросы для изложения 3
1. Воспитательно-образовательное значение труда детей в природе, его своеобразие 3
2. Педагогические и санитарно-гигиенические требования к детскому труду в природе 6
3. Формы организации труда дошкольников в природе 6
4. Технология руководства трудом детей в разных возрастных группах 7
Задания. 9
1. Проанализировать действующую программу воспитания в ДОУ (одну из парциальных программ экологического образования дошкольников). Выписать из нее задачи и содержание труда в природе детей разных возрастных групп 9
2. Показать усложнение методики руководства трудовой деятельностью дошкольников на занятиях, занести нужную информацию в таблицу 11
3. Закончить высказывание: «Воспитателю надлежит уделять внимание полноценному развитию трудовой деятельности дошкольников. Важно научить каждого ребенка: 11
4. Подтвердить или опровергнуть утверждение, что труд детей в природе надо организовывать только в форме занятий. Обосновать свое мнение, привести примеры. 12
5. Сравнить демонстрационное и инструктивное трудовые занятия; найти общее и различия 14
6. Показать усложнение методики руководства трудовой деятельностью дошкольников на занятиях, занося нужную информацию в таблицу 16
7. Дать рекомендации по руководству повседневным трудом в уголке природы детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп (задачи, содержание, приемы, формы организации и т.д.) 17
8. Привести примеры, иллюстрирующие связь труда в природе с другими видами деятельности дошкольников 21
9. Составить развернутый план-конспект руководства трудом детей в природе для одной из возрастных групп 23
Список использованной литературы 27
Подготовительная группа:
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы. Продолжать усовершенствовать свой опыт по труду в природе, полученный из предыдущих групп. Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда.
Программа «Наш дом — природа»
Автор: Н. А. Рыжова.
Программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Особое
внимание уделяется формированию целостного
взгляда на природу и место
человека в ней, экологической грамотности
и безопасного поведения
Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».
К программе выпущены методические разработки, представленные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др.
Рекомендована Министерством образования РФ.
Содержание
программы обеспечивает ознакомление
детей с разнообразием и
Основные цели - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Особенность
программы заключается в
Элементы экологических знаний органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты, что определяется структурными особенностями программы, учебный материал которой включает обучающий и воспитывающий компоненты.
Программа
предусматривает широкое
Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями.
Трудовое
воспитание в программе является
обязательным компонентом развития
базовых и творческих способностей
ребенка, важнейшим средством
1. ставить цель.
2. мотивации туда.
3. элементам планирования.
4. заинтересовать.
5. определить оставшийся объем работы.
6. научить технике безопасности.
7. не останавливаться на достигнутом.
8. инициативе и находчивости.
9. оценивать свой труд.
Труд ребенка в природе не следует организовывать только в форме занятий.
Один из действенных способов приобщения ребенка к труду в природе – игра. Во время игры успешнее формируется положительное отношение к работе, приобретаются необходимые навыки и привычки.
Например, многие дети после работы оставляет неубранными инвентарь. В этом случае ребенку нужно показать, как можно интересно и красиво все разложить после работы и создать необходимые условия: например предложить для складывания лопаточек, веничков и т.д. различные «пиратские сундучки». А в следующий раз искать клад. Пока у ребенка не выработалась устойчивая привычка, надо проверять как выполнено задание, но контроль не должен быть жестким. Предложить узнать, хорошо ли спрятали пираты свой клад. И много ли сокровищ упрятали в этот сундук.
К уходу за растениями и животными важно приобщать всех детей независимо от того, проживает семья в городе или в сельской местности. Этот труд особо ответственен, дети не должны смотреть на него, как на забаву.
Во многих
домах имеются комнатные
Растения, которые разводят в комнате и уход за которыми можно поручить детям, должны быть разнообразными о внешнему виду и биологическим особенностям. Если растений немного, то ребенок старшего возраста может ухаживать за ними сам.
Кроме поливки,
дети пяти-шести лет могут
При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разными: получить от взрослых положительную оценку своих действий, самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми, принести пользу другим (общественный мотив). Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь 5-7 лет ребенок способен их формулировать.
Игра
не приносит никакого видимого результата,
но вызывает у детей радость
В процессе
труда и игры по-разному складываются
взаимоотношения между
Игра как деятельность развивается самим ребенком. Педагог, осуществляя руководство ею, считается с замыслом и интересами самого ребенка.
Здесь ведущее значение имеет развитие замысла ребенка. Затрата усилий, достижение результата обуславливается его желанием, интересом к игре. Игра протекает или индивидуально , или в общении с другими детьми. Это общение возникает на основе либо единства замысла, либо личных симпатий детей.
В процессе труда взрослые и дети совместно трудятся, направляя усилия на достижение общего результата. Взрослые, как более опытные и умелые, являются для ребенка примером.
Игра
моет быть завершена на любой стадии
ее развития, от этого она не теряет
для ребенка своей
К демонстрационным трудовым занятиям относятся – наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов.
Инструктивные трудовые занятия – игра, труд, элементарные опыты, упражнения.
Демонстративное трудовое занятие – это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание.
Во время проведения демонстрационного трудового занятия воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетическое восприятие.
Необходимо учитывать, что простая демонстрация какого-либо предмета, явления, его изображения еще не обеспечивает выделения ребенком нужных сторон и свойств данных объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о предметах. необходима руководящая роль педагога, который организует процесс детского восприятия. Организация заключается в том, что взрослый в строгой последовательности выделяет различные стороны и свойства предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.
Инструктивное трудовое занятие относится к практическим методам – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. Например, с помощью несложных оптов, дети осознают свойства магнитов, убеждаются, что для роста и развития растений необходимы свет , тепло, влага и т. д.
Наряду
с демонстрациями для расширения
представлений детей о
Воспитатель должен учитывать познавательную ценность различных видов деятельности чтобы ставить перед детьми практические задачи. Например, привлекая детей к уходу за комнатными растениями, все ли растения нуждаются в одинаковом поливе? Почему стебель растения наклоняется в сторону солнца? Какой из этого можно сделать вывод?
Общее в трудовом занятии то, что все они имеют познавательный характер по отношению к реальности.
Демонстрационный вариант более результативен, поскольку его применение вызовет в памяти и воображении детей яркие картины, окрашенные их собственными переживаниями, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление мыслительной и речевой деятельности.
Этапы руководства |
Младшая |
Средняя |
Старшая |
Подготовительная |
1.Постановка цели |
Не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формирует ее только для обозначения сиюминутного действия. |
Цель самостоятельно формулировать не умеет. |
Самостоятельно формирует цель своей деятельности, но не получается удержать во время процесса |
Умеют формировать цель своей деятельности и удерживают цель на протяжении всего процесса до получения результата |
2.Показ и объяснение способов выполнения трудовых действий |
Выполнение трудовых действий только под непосредственным руководством взрослого, при его показе |
Выполняет трудовые действия только под непосредственным руководством взрослого, при его показе |
Способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению |
Способен обучаться более сложным трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению |
3.Технология руководства |
Самостоятельно не работает |
Самостоятельно не работает |
формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнить |
Могут выполнять более сложные трудовые умения под наблюдением взрослых |
Анализ и оценка детского труда |
Сложна |
сложна |
Более легко удается |
Могут оценивать результаты своего труда |
Планирование продолжения |
Отсутствует. |
Осуществляется с помощью |
Может планировать простые и |
может рассказать что и зачем будет выполнять |
Использование (закрепление) сформированных на занятии знаний, умений и навыков в повседневной жизни |
Интересен сам процесс выполнения трудовых действий |
Интересен сам процесс выполнения трудовых действий |
Стремятся к получению результата. |
Трудовые действия совершают совместно со взрослыми |