Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:47, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление оптимального, экономически и экологически обоснованного варианта управления прибрежной зоной Китового залива.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
описать исследуемый регион (природные условия и хозяйственная деятельность);
выявить основные цели управления прибрежной зоной;
произвести анализ взаимодействия пользователей;
обозначить возможные сценарии развития событий и мероприятия КУПЗ в Китовом заливе;
Введение………………………………………………………………………………...
1 Описание модельного региона Китового залива………………………………...
1.1 Природные условия в регионе Китового залива……………………………....
1.2 Хозяйственная деятельность и проблемы региона…………………………....
2 Цели управления прибрежными зонами. Критерии и их приоритезация………..
3 Анализ взаимодействия пользователей…………………………………………….
4 Мероприятия по управлению прибрежными зонами Китового залива…………..
5 Стратегии управления прибрежной зоной Китового залива……………………...
6 Тенденции развития событий…………………………………………………….....
6.1 Тенденция развития рыболовного сезона……......…………………………....
6.2 Тенденция развития туризма…………………………………………………...
6.3 Тенденция развития добычи песка…………………………………………...
6.4Тенденция снижения сбросов...............................................................................
Заключение…………………………………………
Исходя из таблиц 2 и 3, а также из полученного варианта задания (экономическое развитие за год уменьшится на 2 %, тенденция развития видов будет позитивной, трансграничное загрязнение усилиться на 2 % в год, подъем уровня моря составит 0,8 м за 100 лет) выбор наиболее оптимальных стратегий развития региона основывалсяна таких показателях как:
1 число людей подверженных риску (в год) и рискуемый капитал (млн.долл./год);
2 вклад УПП в ВРП (млн.долл.США/год) и вклад в занятость (раб. места);
3 общее число нарушений стандартов качества воды и площадь, покрытая нефтью (%);
- коэффициенты риска для биоиндикаторов.
Наиболее оптимальными можно считать стратегии № 12, 27, 19, 22.
Стратегии № 1,3,4,6, 10, 11, 14 можно считать менее оптимальными, так как дополнительные затраты частного сектора на стратегии управления прибрежной зоной в этих случаях оказываются слишком большими и в среднем это значение составляет 120 млн.долл.СШАв год, а средние дополнительные затраты правительства в этих стратегиях составляют 32 млн.долл.США в год. Кроме того эти стратегии являются необоснованными и неоправданными, так как качество воды в ряде случаев оказывается таким же (или даже хуже) как и при меньших затратах.
Стратегии № 2, 5, 8, 13, 15, 16, 17 нельзя считать оптимальными, так как затраты правительства на стратегии УПП оказываются больше, чем затраты частного сектора (более чем в два раза), кроме того коэффициенты риска для биоиндикаторов принимают те же значения, а вряде случаев и более низкие значения, что и в выбранных мною стратегиях, где наблюдаются более высокие показатели. Также и качество воды в регионе, при этих стратегиях оказывается низким (площадь покрытая нефтью варьируется ло 1 до 3 %, а число нарушений стандартов качества воды – от трех до пяти).
Рассмотрим наиболее подробно стратегии № 27, 12, 19, 22.
1 Стратегия №12
Таблица 4 - Показатели качества воды согласно стратегии 12
Площадь | ПХБ | ОСО | Нефть |
A | 0,2055 | 0,6956 | 0,4827 |
B | 0,1195 | 0,6545 | 0,4827 |
C | 0,0812 | 0,9338 | 0,0724 |
D | 0,00 | 1,3823 | 0,6405 |
E | 0,00 | 1,3823 | 0,6405 |
Согласно данной стратегии, концентрация ОСО оказывается превышенной в рвйонах D и Е (на 0,3823 мг/л) по сравнению со стандартами, остальная часть акватории полностью соответствует стандартам. Концентрация ПХБ практически не превышает стандарты на всей части акватории, за исключением района А, где концентрация незначительно превышена (на 0,0055 мг/л). Площадь нефтяного пятна соответствует 0 – 1 %. Согласно стандартам качества воды для морского заповедника концентрация ОСО превышена на всей части акватории, а концентрация ПХБ соответствует данному стандарту лишь в пределах районов D и Е.
2 Стратегия №19
Согласно данным из таблицы 5 концентрация ОСО превышает стандарты в районах D и Е (на 0,28 мг/л) и не превышает на остальной части акватории. Концентрация ПХБ на всей части акватории не превышает стандартов, за исключением района А, где она оказывается превышенной незначительно ( на 0,0216 мг/л). Площадь нефтяного пятна соответствует 0 – 1 %. Согласно стандартам качества воды для морского заповедника концентрация ОСО превышена на всей части акватории, а концентрация ПХБ соответствует данному стандарту лишь в пределах районов D и Е.
Таблица 5 - Показатели качества воды согласно стратегии №19
Площадь | ПХБ | ОСО | Нефть |
A | 0,2216 | 0,6956 | 0,4827 |
B | 0,1329 | 0,6545 | 0,4827 |
C | 0,0906 | 0,9338 | 0,0724 |
D | 0 | 1,28 | 0,5188 |
E | 0 | 1,28 | 0,5188 |
3 Стратегия №22
Таблица 6 - Показатели качества воды согласно стратегии номер 22
Площадь | ПХБ | ОСО | Нефть |
A | 0,2216 | 0,6956 | 0,4827 |
B | 0,1329 | 0,6545 | 0,4827 |
C | 0,0906 | 0,9338 | 0,0724 |
D | 0 | 1,1607 | 0,3767 |
E | 0 | 1,1607 | 0,3767 |
Концентрация ПХБ, исходя из таблицы 6, оказывается превышенной на 0,0216 мг/л в районе А по сравнению со стандартами, на остальной части акватории превышений не наблюдается. Концентрация ОСО в районах D и Е превышает стандарты на 0,1607 мг/л, а площадь нефтяного пятна соответствует 0 – 1 %. Согласно стандартам качества воды для морского заповедника концентрация ОСО превышена на всей части акватории, а концентрация ПХБ соответствует данному стандарту лишь в пределах районов С, D и Е.
4 Стратегия №27
Согласно изучаемой стратегии концентрация ПХБ соответствует стандартам на всей части акватории (Таблица 7). Концентрация ОСО превышает стандарты в районах D, Е и незначительно в районе В (на 0,0174 мг/л). Площадь нефтяного пятна соответствует 0 – 1 %. Согласно стандартам качества воды для морского заповедника концентрация ОСО превышена на всей части акватории, а концентрация ПХБ практически на всей части акватории не превышает данный стандарт, за исключением района А (превышена на 0,0894 мг/л), в пределах района В концентрация ПХБ превышена незначительно ( на 0,0061 мг/л).
Таблица 7 - Показатели качества воды согласно стратегии номер 27
Площадь | ПХБ | ОСО | Нефть |
A | 0,1894 | 0,6956 | 0,6034 |
B | 0,1061 | 1,0174 | 1,0543 |
C | 0,0718 | 0,9338 | 0,0905 |
D | 0,0 | 1,1181 | 0,3441 |
E | 0,0 | 1,181 | 0,3441 |
Вклад УПП в ВРП согласно стратегии №22 составляет 2532 млн.долл.США/год (улучшилось на 34 % по сравнению с нулевой ситуацией). Вклад в занятость населения увеличился на 42 % и составил 35415 раб. места (за счет роста туризма на 300%). Дополнительные затраты правительства на стратегии УПП составляют 17 млн.долл.США/год (за счет усиления надзора и сбора льяльных вод). Дополнительные затраты частного сектора на природоохранные мероприятия также составляют 17 млн.долл.США/год (за счет снижения сбросов от промышленности на 10% и развития экотуризма). Дополнительные затраты правительства на УПП в перспективе составят 62 млн.долл.США (за счет переноса жилых массивов).
На данном этапе анализа эта стратегия выбывает из списка наиболее оптимальных так как следующая стратегия №19 оказывается более удачной, в связи с тем, что, рыболовный сезон здесь оказывается больше на 70 дней (стратегия №22 – 150 дней, стратегия №19 – 220 дней) и это влияет на коэффициент риска для камбалы, он снижается с 0,97 для №22 до 0,91 для №19. Учитывая позитивную тенденцию развития видов, данный факт не может считаться основанием для выбора стратегии №22 в качестве основной.
Вклад УПП в ВРП согласно стратегии №27 составляет 2751 млн.долл.США/год (улучшилось на 46 % по сравнению с нулевой ситуацией). Вклад в занятость населения увеличился на 57 % и составил 39049 раб. места (за счет роста туризма на 400%). Дополнительные затраты правительства на стратегии УПП составляют 48 млн.долл.США/год ( за счет сбора льяльных вод ). Дополнительные затраты частного сектора на природоохранные мероприятия также составляют 13 млн.долл.США/год ( за счет снижения сбросов от промышленности на 30% и развития экотуризма). Дополнительные затраты правительства на УПП в перспективе составят 72 млн.долл. (за счет переноса жилых массивов).
Вклад УПП в ВРП согласно стратегии №12 составляет 2322 млн.долл.США/год (улучшилось на 23% по сравнению с нулевой ситуацией). Вклад в занятость населения увеличился на 29 % и составил 32124 раб. места (за счет роста туризма на 200%). Дополнительные затраты правительства на стратегии УПП составляют 33 млн.долл.США/год (за счет исиления надзора и сбора льяльных вод). Дополнительные затраты частного сектора на природоохранные мероприятия также составляют 17 млн.долл.США/год (за счет снижения сбросов от промышленности на 10% и развития экотуризма). Дополнительные затраты правительства на УПП в перспективе составят 52 млн.долл.США (за счет переноса жилых массивов). В данной стратегии рыболовный сезон составляет 280 дней и коэффициент риска для камбалы составляет 0,87. Данная стратегия не может далее рассматриваться в качестве основной.
Учитывая показатели социально-экономического развития стратегия №27 оказывается более удачной, чем стратегия №19. Вклад УПП в ВРП стратегии 22 на 12% больше (по сравнению с нулевой ситуацией), чем в стратегии №19. Вклад в занятость населения также больше на 15 %. Дополнительные затраты правительства на стратегии УПП в №27 составляют 48 млн.долл.США/год, №19 – 17 млн.долл.США/год, дополнительные затраты частного сектора на природоохранные мероприятия стратегии 22 – 13 млн.долл.США/год, стратегии 19 – 17 млн.долл.США/год. А дополнительные затраты правительства на УПП в перспективе варианта №27 составляют 72 млн.долл.США, а №19 – 62 млн.долл.США. Если сложить все затраты на реализацию стратегий, то окажется, что разница между ними составит 27 млн.долл./год. Эта цифра хотя и кажется большой, но является оправданной, так как, качество воды в Китовом заливе (стратегия №27) заметно отличается от показателей качества в стратегии №19.