Содержание и основные направления работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

Содержание

Введение.
Актуальность экологического образования дошкольников.
Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста.
Правовые основы экологического образования детей.
Понятие «Экологическая культура», структура, его сущность и содержание.
Содержание экологического воспитания дошкольников и его научная основа.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников.
Основные направления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду.

Практическая часть.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

экология контр. раб..doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    На  протяжении всего учебного  года воспитатель  проводит  с детьми ежедневный уход за  обитателями уголка природы. Создание  и поддержание экологически необходимых   условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель  вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму  и организацию [5. 19].

     Правильное педагогическое общение  воспитателя с детьми в этом  мероприятии имеет особо глубокий  смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому  или другому живому существу, учатся определить, чего ему не  хватает в данный момент, учатся  практически выполнять трудовые  действия, впервые овладевают орудиями  труда. Общение педагога сводится  к доброжелательному пояснению,  четкому показу, помощи в каждом  случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении  педагог должен найти возможность  похвалить ребёнка, причём не  один, а несколько раз на протяжении  всего мероприятия: в начале  похвала вселяет уверенность  в ребенке, в середине - это  похвала-поддержка, в конце - главная  похвала как итог хорошего  поступка, который совершил ребенок.  Такое педагогическое общение  в совместной деятельности по  созданию условий для обитателей  уголка природы очень быстро  повышает экологическую воспитанность  детей. [4, 42].

     Циклы наблюдений за обитателями  уголка природы  и участка  детского сада - еще  одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших  группах - 8-10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно  друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня.

    Отдельно взятое наблюдение - это   короткое (5-12 минут) педагогическое  мероприятие познавательного характера,  которое проводится с небольшой   группой (4-7) детей в уголке  природы или со всей группой  на участке. В зависимости от  содержания наблюдения могут  проводиться в разные режимные  моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и  в вечернее время.  [3.56].

Окружающая  природа - источник  развития не только ума, но  и нравственных чувств ребенка.  Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

     Ухаживая и наблюдая за птичкой,  рыбками, белкой, ежом, дети учатся  заботливому и бережному отношению  к ним, узнают, чем и как их  нужно кормить. Ответная реакция  животного на заботу и ласку  ребенка, его привязанность к  ребенку воспитывает в детях  доброту и сердечность. Общаясь  с животными, дети узнают много  нового, интересного из их жизни.

   При правильном руководстве наблюдением  окружающего  ребенок начинает  понимать, что хорошо, а что плохо;  всем сердцем переживает доброе  и злое; учится чувствовать   красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их [2. 88].

   Заполнение  календаря природы  - еще одно дело повседневной  жизни, которое сочетается с  наблюдениями. Воспитатель с   детьми регулярно фиксирует погоду  и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент [2. 88].

Заполнение  календаря - важная  совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель  обучает детей находить нужные  клеточки, обозначать значками или  рисунками те явления природы,  которые они наблюдали, обучает  детей умению использовать и  понимать символы.

    Общение детей с природой - это  отдельные взаимосвязанные мероприятия,  позволяющие научить детей духовному  контакту с растениями и животными.  Общение с природой - не столько  интеллектуальная, сколько этическая  форма взаимодействия детей с  природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому    В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня

   Экскурсии отличаются от похода  меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на  природе, количества педагогических  задач, видов деятельности, уровня  подготовки и оснащения. Они  легче в организации, поэтому  могут проводиться чаще, чем походы.

   Походы  и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

    Старших дошкольников можно включить  в природоохранительные акции  - социально значимые мероприятия,  которые могут быть проведены   в дошкольном учреждении совместно   сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции,  как правило, приурочены к каким-либо  датам, сообщениям, имеющим общественное  значение, поэтому они имеют широкий  резонанс, сильно воспитательное  воздействие на дошкольников, служат  хорошей экологической пропагандой среди родителей.   Дети старшего дошкольного возраста  могут принять участие в таких  акциях, которые им понятны, затрагивают  их интересы, жизнедеятельность.  К ним, относятся, например, "Зеленая  елочка - живая иголочка" - акция  по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой  их вырубки к Новому году,  день воды, день Земли. Акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей. [6. 216].

   Педагогический смысл праздников  и досугов заключается в том,  чтобы вызвать у детей положительный  эмоциональный отклик на природное содержание [2. 71].

       К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма  ограниченные возможности для   общения с природой. Таким образом,  экологическое образование должно  начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. 

   Таким образом, перечисленные методы и  формы организации экологического воспитания позволяют целенаправленно  формировать у детей дошкольного  возраста начало экологической культуры, закладывать основы нравственного  взаимодействия с окружающей природой.

   Для реализации системы экологического воспитания детей большое значение имеет управленческая составляющая этого процесса. Административная группа ДОУ (заведующая, старший воспитатель, эколог) должна сосредоточивать свое внимание на трех аспектах: поддержании в педагогическом коллективе интереса к этой области работы; создании и использовании в педагогическом процессе эколого-развивающей среды учреждения; организации систематических мероприятий, обеспечивающих развитие профессиональной экологической культуры у специалистов и воспитателей всех возрастных групп. 

  Заключение 

На  этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего  мира: ребенок получает эмоциональное  впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей  проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения  с ним.

    Работа  с детьми предполагает  сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой  природе; знания о временах года) и  экологически правильного отношения  к природным явлениям и объектам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Содержание и основные направления работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста