Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:40, контрольная работа
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Введение.
Актуальность экологического образования дошкольников.
Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста.
Правовые основы экологического образования детей.
Понятие «Экологическая культура», структура, его сущность и содержание.
Содержание экологического воспитания дошкольников и его научная основа.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников.
Основные направления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду.
Практическая часть.
Список литературы.
Тема: Содержание и основные направления работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
План работы:
Введение.
Практическая часть.
Список
литературы.
Введение
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.
Основным содержанием
Актуальность
экологического образования
дошкольников
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей .
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
В «Концепции
дошкольного воспитания»
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе.
Многими исследователями отношение к природе рассматривается, как особая часть, или элемент, целостного отношения к реальному миру. Поскольку свойства личности проявляются и формируются только в отношениях, изучение отношений является основным в педдиагностике экологического воспитания.
Знания, умения, навыки, как мы уже отмечали выше, не являются для нас важным показателем сформированности экологической культуры, при отборе диагностических методик в первую очередь мы отдаем предпочтение методикам, позволяющим определить уровень социально-экологических отношений детей, уровень сформированности природоохранного сознания и соответствующего ему поведения, понимание ценности природы и ответственности человека за её сохранение.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
* Дело в том, что заложить
любовь к Родине, к родному
краю, к родной природе, к людям
можно только в младшем
* Учитывая, что государство одним
из приоритетных направлений
ставит вопрос об охране
* В современных условиях, проблема
экологического воспитания
* Экологическое образование
детей дошкольного возраста
* Экологическое образование в
системе дошкольного
* Большинство современных
детей редко общается с
Цель
и задачи экологического
образования дошкольников
Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условиях произрастания ( о растениях), способы ухода и другое.
Экологическое образование –целенапрвленный процесс формирование культуры взаимодействия с миром природы на основе синтеза эмоционального чувственного интеллектуального и деятельностно практического компонента, при этом существенной основ экологического образования должны стать формирование экологической культуры личности и общества, как синтеза духовного опыта взаимодействия человека с природы обеспечивающий его выживание и развитие.
Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое образование детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.
Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составные части экологической культуры личности дошкольника- это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни. В поведении, в разнообразной деятельности ( в играх, труде, быту).
Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:
1. Формирование
у детей элементов
2. Формирование
у детей практических навыков
и умений в разнообразной
3. Воспитание
гуманного отношения к природе.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно- положительных переживаниях ребенка в разных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях и другое. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.
Педагогический процесс экологического образования требует решения всех перечисленных задач в единстве.
Реализация задач экологического образования возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность