Содержание и основные направления работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

Содержание

Введение.
Актуальность экологического образования дошкольников.
Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста.
Правовые основы экологического образования детей.
Понятие «Экологическая культура», структура, его сущность и содержание.
Содержание экологического воспитания дошкольников и его научная основа.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников.
Основные направления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду.

Практическая часть.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

экология контр. раб..doc

— 165.00 Кб (Скачать)

-конструктивизм (экологическое образование дошкольников базируется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации). Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения. [4. 98.]

 

 Основные направления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду.

  Формирования у детей начал экологической культуры можно при наличии в их жизненном пространстве эколого-развивающей среды — достаточного количества растений и животных, помещенных в экологически подходящие (в соответствии с их потребностями) условия на территории ДОУ; специальных "экологических пространств": зимнего сада, цветников, "птичьего столба", экологической тропинки или "уголка нетронутой природы" на участке и т.п.

Реализация  экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих  методов и технологий воспитательно-образовательной  работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и  практические В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст — не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач. Вводя понятие педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается па положение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития.

   Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена па достижение воспитательно-образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании. В нашем исследовании [4] представлены психолого-педагогические основы трех групп методов: практических (создание и поддержание условий для объектов природы ближайшего окружения детей, природоохранная деятельность); познавательиых (наблюдение, речь и общение); "отобразительных" (моделирование, игра, изобразительная деятельность).

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации  детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего  проводятся со всеми детьми (фронтальная  форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше  всего организовать  с небольшой подгруппой или индивидуально [7. 34].

    Методы  обучения- это способы  совместной деятельности воспитателя  и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также  отношение к окружающему миру.

     Выбор метода зависит от характера  задач, решаемых на занятиях, в  игре, на прогулке и т.д. Уровень  развития у них учебно - познавательной  деятельности. Используются различные методы обучения  предлагаемые  Саморуковой (наглядные, практические, словесные) .

    При ознакомлении детей с природой  широко используются все указанные  методы. К наглядным методам относится   наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям позновательной деятельности детей дошкольного  возраста, позволяют сформировать у  них яркие, конкретные представления  о природе.    С.Н. Николаева считает, что «в жизни  детей дошкольного возраста»  игра является ведущей деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, он активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой  в большей степени зависит от  их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает знания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными [7 ]  Игра  как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная, воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателем с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой ситуацией (ИОС) -  это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты [1. 86]:

 Она  имеет  короткий и несложный  сюжет, построенных  на основе  жизненных событий. Оснащена необходимыми  игрушками, атрибутикой. В содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача.

  Игру  проводит воспитатель: он объявляет   название и сюжет, распределяет  роли, берет одну роль на себя  и исполняет  ее.

  Воспитатель  руководит всей игрой: следит  за развитием  сюжета, исполнением ролей детьми, насыщает игру ролевыми диалогами. [1. 86].

   Можно выделить несколько видов  ИОС, с  помощью которых успешно  решаются различные программные  задачи ознакомления детей с  природой и их экологического  воспитания:

  • Игровые обучающие ситуации с игрушками  – аналогами.
  • Игровые обучающие ситуации с литературными  персонажами
  • Игровые обучающие ситуации «типа путешествия»

    Игра, специально организованная  воспитателем и привнесенная  процесс познания природы, с  успехом выполняет функцию метода  экологического воспитания, который облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно-правильное отношение к их содержанию. Экологическая культура специалиста дошкольного воспитания (эколога, руководителя учреждения, воспитателя) поднимает его на уровень осознания значимости систематизированной, планомерно осуществляемой практики с детьми. Именно применение эколого-педагогических технологий позволяет получить желаемый эффект экологического воспитания. Нами выявлены два фактора, обеспечивающих успех в этом процессе: подробное описание технологий — всех мероприятий с указанием их воспитательно-образовательных целей (задач), способов организации, сценарием варианта возможного проведения; четкое помесячно-недельное планирование мероприятий. Установлено, что технология, учитывающая психолого-педагогическую специфику и режим жизни детей в ДОУ, становится авторским видением воплощения программы в повседневную воспитательно-образовательную реальность и обеспечивает достижение запланированных целей. Обнаружены факторы, снижающие эффективность технологий в достижении высоких результатов экологической воспитанности детей: общая социально-экономическая нестабильность учреждения, недостаточная общепедагогическая и эколого-педагогическая компетентность воспитателей, "отчужденность" семьи от проблем педагогики и экологии.

    Наблюдение  – это специально-организованное воспитателем, целенаправленное, более  или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний- установлений свойств и качеств, структуры и внешнего строения  предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.[7. 34.]

    Наблюдение развивает у детей  разные оттенки отношения к  природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие. Потребность познавать новое формируется благодаря многократному обращению к объекту, сопровождаемому комментариями взрослого о причинно-следственных связях живого организма со средой его обитания. На основе понимания этих связей в жизни обитателей уголка природы, зависимости их самочувствия от условий, в которых они находятся, возникают переживание за них, сочувствие, начальные формы моральной ответственности, готовность помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение.

   Рождению эстетического отношения  к природе в процессе наблюдений  способствует детальное и чувственное  восприятие объекта, всех его  сенсорных особенностей — формы,  окраски, пропорций, размера и  др. Все природные объекты, если они находятся в благоприятных условиях жизни, демонстрируют морфо-функциональную красоту — красоту строения и различных проявлений. При этом она всегда имеет свою ярко выраженную (видовую) специфику. Наблюдения, специально посвященные красоте объекта, развивают в детях способность видеть и чувствовать гармонию формы, цвета, линий, пропорций, их взаимосвязь и функциональность у каждого животного и растения.

    Для формирования осознанно-правильного  отношения к природе посредством  наблюдения имеет значение деятельность моделирования — ведение календарей природы, отражение в них результатов наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, ориентироваться в его параметрах, правильно пользоваться соответствующей символикой. Большое значение имеет то, что эта совместная деятельность длительно протекает во времени, осуществляется периодически-постоянно на протяжении всего учебного года. Отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов, — это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности одновременно, а это очень важно для личности ребенка накануне его поступления в школу.

      Практические  методы – это игра,  элементарные опыты и моделирование. Использование  этих методов в процессе ознакомления  с природой позволяет воспитателю  уточнять представление детей, углублять  их путем установления связей и отношений  между отдельными предметами и явлениями  природы, проводить в систему  полученные знания, упражнять дошкольников в применении этих знаний.

     К словесным методам – это  рассказы воспитателя и детей,  чтение художественных произведений  о природе, беседы. Словесные методы  используются для расширений  знаний детей о природе, систематизации  и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. [7]

   Рождение положительного отношения  детей к природе в процессе  использования словесного метода  обусловлено сущностью общения  как желанной для детей деятельности, приносящей им удовлетворение. Доброжелательность, проникновенность и искреннее участие воспитателя в разговоре с детьми утверждает их положительное отношение к содержанию беседы. Учебный диалог также способствует выработке осознанно-правильного отношения к явлениям природы, особенно если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении дошкольников правильно построить высказывание, объяснить взаимосвязь объектов.           

     П.Г.Саморукова утверждает, что «занятия  являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе  в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей  и природного окружения. Под руководством воспитателя на занятиях формируется  система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов  и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными  способами познавательной деятельности и и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать  личный опыт детей, который накапливается  у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни».

     С.Н. Николаева считает, что  экологические  занятия как  одна из форм организации   обучения детей имеют свою  совершенно определенную и очень  важную функцию. Разнообразная  работа с дошкольниками в повседневной  жизни (систематические наблюдения  в уголке природы и на участке, создания и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения.  Занятие как особая форма обучения способствует тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы- расширены, углубленны, объединены, систематизированы. Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте: название, программное содержание и материал занятий и форма организаций, ход занятий

Информация о работе Содержание и основные направления работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста