Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:40, контрольная работа
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Введение.
Актуальность экологического образования дошкольников.
Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста.
Правовые основы экологического образования детей.
Понятие «Экологическая культура», структура, его сущность и содержание.
Содержание экологического воспитания дошкольников и его научная основа.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников.
Основные направления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду.
Практическая часть.
Список литературы.
-конструктивизм (экологическое образование дошкольников базируется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации). Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения. [4. 98.]
Основные направления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду.
Формирования у детей начал экологической культуры можно при наличии в их жизненном пространстве эколого-развивающей среды — достаточного количества растений и животных, помещенных в экологически подходящие (в соответствии с их потребностями) условия на территории ДОУ; специальных "экологических пространств": зимнего сада, цветников, "птичьего столба", экологической тропинки или "уголка нетронутой природы" на участке и т.п.
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст — не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач. Вводя понятие педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается па положение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития.
Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена па достижение воспитательно-образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании. В нашем исследовании [4] представлены психолого-педагогические основы трех групп методов: практических (создание и поддержание условий для объектов природы ближайшего окружения детей, природоохранная деятельность); познавательиых (наблюдение, речь и общение); "отобразительных" (моделирование, игра, изобразительная деятельность).
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдение за природой лучше всего организовать с небольшой подгруппой или индивидуально [7. 34].
Методы обучения- это способы
совместной деятельности
Выбор метода зависит от
При ознакомлении детей с
Она
имеет короткий и несложный
сюжет, построенных на основе
жизненных событий. Оснащена
Игру
проводит воспитатель: он
Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, насыщает игру ролевыми диалогами. [1. 86].
Можно выделить несколько
Игра, специально организованная
воспитателем и привнесенная
процесс познания природы, с
успехом выполняет функцию
Наблюдение – это специально-организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний- установлений свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.[7. 34.]
Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие. Потребность познавать новое формируется благодаря многократному обращению к объекту, сопровождаемому комментариями взрослого о причинно-следственных связях живого организма со средой его обитания. На основе понимания этих связей в жизни обитателей уголка природы, зависимости их самочувствия от условий, в которых они находятся, возникают переживание за них, сочувствие, начальные формы моральной ответственности, готовность помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение.
Рождению эстетического
Для формирования осознанно-
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представление детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, проводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении этих знаний.
К словесным методам – это
рассказы воспитателя и детей,
чтение художественных
Рождение положительного
П.Г.Саморукова утверждает, что «занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Под руководством воспитателя на занятиях формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни».
С.Н. Николаева считает, что
экологические занятия как
одна из форм организации
обучения детей имеют свою
совершенно определенную и