lign="justify">
В данной
работе под экологическим образованием
дошкольников понимается непрерывный
процесс обучения, воспитания и развития
ребенка, направленный на формирование
его экологической культуры, которая
проявляется в эмоционально-положительном
отношении к природе, окружающему миру,
в ответственном отношении к своему здоровью
и состоянию окружающей среды, в соблюдении
определенных моральных норм, в системе
ценностных ориентации. Сформулирован
комплекс взаимосвязанных задач в области
обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование
системы элементарных научных
экологических знаний, доступных
пониманию ребенка-дошкольника (прежде
всего, как средства становления
осознанно-правильного отношения
к природе); развитие познавательного
интереса к миру природы;
- формирование
первоначальных умений и навыков
экологически грамотного и безопасного
для природы и для самого
ребенка поведения;
- воспитание
гуманного, эмоционально-положительного,
бережного, заботливого отношения
к миру природы и окружающему миру в
целом; развитие чувства симпатии к объектам
природы;
- формирование
умений и навыков наблюдений
за природными объектами и
явлениями;
- формирование
первоначальной системы ценностных
ориентации (восприятие себя как
части природы, взаимосвязи человека
и природы, самоценность и многообразие
значений природы, ценность общения с
природой);
- освоение
элементарных норм поведения
по отношению к природе, формирование
навыков рационального природопользования
в повседневной жизни;
- формирование
умения и желания сохранять природу и
при необходимости оказывать ей помощь
(уход за живыми объектами), а также навыков
элементарной природоохранной деятельности
в ближайшем окружении;
- формирование
элементарных умений предвидеть
последствия некоторых своих действий
по отношению к окружающей среде.[4. 103]
Правовые
основы экологического
образования детей.
Правовой
основой экологического образования
в Российской Федерации являются
Закон Российской Федерации от 10
июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»
и Федеральный закон от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Существует
также ряд нормативных установок, направленных
на развитие экологического образования
и повышение экологической культуры. Закон
Российской Федерации от 10 июля 1992 года
№ 3612-1 «Об образовании» закрепляет в качестве
важного принципа государственной политики
в области образования воспитание любви
к окружающей природе. Согласно Экологической
доктрине Российской Федерации преодоление
экологического кризиса возможно только
на основе формирования нового типа взаимоотношений
человека и природы, исключающих возможность
разрушения и деградации природной среды.
В Федеральном законе «Об охране
окружающей среды» организация
и развитие системы экологического
образования, воспитания и формирования
экологической культуры определено в
качестве основного принципа охраны окружающей
среды (статья 3), органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
наделены полномочиями по организации
и развитию системы экологического образования
и формирования экологической культуры
на территориях субъектов Российской
федерации (статья 6); сформулированы основы
формирования экологической культуры,
в том числе подчеркнуты всеобщность и
комплексность экологического образования,
определены порядок преподавания основ
экологических знаний в образовательных
учреждениях, подготовки руководителей
организаций и специалистов в области
охраны окружающей среды и экологической
безопасности, а также организации экологического
просвещения (статьи 71-74).
Проект
закона «Об экологической культуре»
направлен на регулирование правовых
отношений органов государственной
власти, юридических и физических
лиц на территории РФ, возникающих
в процессе формирования экологической
культуры каждого гражданина и общества
в целом. В законе прописаны прописаны
принципы государственного регулирования
в области экологической культуры, которые
заключаются в следующем.
- Формирование
у обучающихся ценностных ориентаций,
правовых и нравственных норм поведения,
получение ими знаний и практических навыков
в области экологической безопасности,
рационального природопользования и охраны
окружающей среды.
- Преподавание
самостоятельного предмета экологии в
образовательных учреждениях России и
обеспечение их соответствующими учебно
– методическими материалами на всех
уровнях системы образования; экологизация
учебных дисциплин системы образования
РФ.
- Системность
и непрерывность экологического воспитания
и обучения; экологическое просвещение
населения, воспитание основ экологической
культуры на производстве, в быту и на
отдыхе. И др.
В проекте
указано, что действие настоящего закона
распространяется на органы государственной
власти, на каждого человека в целях
формирования у него нравственного стереотипа
поведения на производстве, в быту и на
отдыхе, ответственности каждого за сохранение
природы, здоровья людей и среды их проживания.
Статья
6, посвященная дошкольному экологическому
воспитанию, содержит следующие
наиболее важные пункты.
- В период
дошкольного детства закладываются основы
духовного развития личности – любовь
к природе, нормы и правила поведения;
начинает формироваться базовая система
ценностей и нравственного отношения
к окружающему миру.
- Родители
и работники дошкольных учреждений обязаны
воспитывать у детей бережное и ответственное
отношение к природе и окружающей среде.
- Аттестация
дошкольных образовательных учреждений
производится при наличии у них программ
экологического воспитания детей, экологического
воспитания детей, экологического просвещения
родителей, должности воспитателя – эколога.
В законе
прописано содержание экологического
образования во всех звеньях системы
образования. Закон регламентирует
управление в области экологической
культуры, определяет федеральный компонент
государственных образовательных
стандартов, источники финансирования
и др.[6. 17-20]
Понятие
«Экологическая культура»,
структура, его сущность
и содержание.
Академик Б. Т. Лихачев рассматривает
экологическую культуру как производное
от экологического сознания. Она должна
строится на экологических знаниях и включать
в себе глубокую заинтересованность в
природоохранной деятельности, грамотное
ее осуществление, богатство нравственно
эстетических чувств и переживаний порождаемых
общением с природой.
Итак, понятие экологической культуры
соединяет в себе: значение основных законов
природы; понимание необходимости считаться
законами и руководствоваться ими во всякого
рода индивидуальной и коллективной деятельности;
стремление к оптимальности в процессе
личного и производственного природопользования;
выработку чувства ответственного отношения
к природе, окружающей человека среде,
здоровью людей. Таким образом, экологическая
культура охватывает интеллектуальные,
эстетические и этические, деятельностно-волевые
аспекты человеческой жизни, практику
бытовой и профессиональной деятельности.
Экологическая
культура- это сложная категория, которая
развивается на протяжении всей жизни
человека; начало она берет в дошкольном
детстве , ее становление происходит при
участии и под руководством взрослого.[6.
22]
В
период дошкольного детства в
процессе целенаправленного педагогического
воздействия у детей можно
сформировать начала экологической
культуры – осознанно-правильного
отношения к явлениям, объектам
живой и неживой природы, которые
составляют их непосредственное
окружение в этот период жизни. Осознанно
–правильное отношение вырабатывается
при условии тесного контакта и различных
форм взаимодействие ребенка с растениями
и животными, имеющимися в помещении, на
участке детского сада. Он узнает, что
у всего живого, в том числе и у человека,
есть определенные потребности, удовлетворить
которые можно лишь при наличии внешних
условий – среды обитания, пригодной для
того или иного организма. Иначе говоря,
каждое существо должно иметь свой дом
со всем необходимым для его жизни.
Осознанно-правильное
отношение рассматривается как
совокупность знания и активных
проявлений ребенка: интереса
к явлениям природы; понимания
специфики живого, желания практически
сохранить, поддержать или создать
для него нужные условия; понимания и сочувствия
тем, кто испытывает дефицит каких-либо
условий; эмоционального отклика, радости
на любые проявления животных и растений,
их красоту. Важно при этом, что красота
рассматривается с экологических позиций:
красота гармонично развивающегося, здорового
живого организма, что бывает лишь при
наличии хороших условий, полноценной
среды обитания.
Такое
отношение вполне может быть сформировано
у маленького ребенка, если систематически
на протяжении нескольких лет его знакомят
с разнообразием растений и животных,
которые его окружают, демонстрируют их
связь со средой обитания и морфофункциональную
приспособленность к ней, вовлекают в
практическую деятельность по поддержанию
условий для жизни растений и животных,
предоставляя возможность наблюдения
за их ростом, развитием, различными проявлениями
в благоприятных условиях.
Экологическому
воспитанию относится и то, что
в дошкольный период в ребенка
может быть заложено первоначальное
понимание некоторых аспектов
взаимодействия человека с природой:
человек как живое существо, нуждающееся
во вполне определенных жизненно необходимых
условиях; человек как природопользователь,
потребляющий в своей деятельности ресурсы
Земли, охраняющий природу и по мере возможности
восстанавливающий ее богатства. Понимание
этих аспектов связано с конкретными примерами,
которые имеются в окружении в практике
жизни каждого ребенка.[5. 4.]
Содержание экологического
воспитания дошкольников
и его научная основа.
В предметное
окружение ребенка-дошкольника входят
различные объекты природы, поэтому
его ознакомление с растениями, животными,
явлениями неживой природы неизбежно
- это естественный процесс познания окружающего
мира и приобретения социального опыта.
Этот процесс, проходящий под целенаправленным
руководством взрослых, может иметь различную
научную основу. В настоящее время происходит
смена позиций в естествознании: биологическая
основа, которая господствовала до сих
пор в мировоззрении людей, вытесняется
новым - экологическим -взглядом на мир
природы, мир предметов, созданных людьми,
и на самого человека. Экологическое мировоззрение
становится основополагающим во всех
сферах жизнедеятельности людей; оно в
значительной степени начинает определять
политику государства, развитие производства,
медицины, культуры.
Экологическое мировоззрение - это продукт
образования; его становление происходит
постепенно в течение многих лет жизни
и учения человека. Начало же этого процесса
падает на период дошкольного детства,
когда закладываются первые основы миропонимания
и практического взаимодействия с предметно-природной
средой.
Экологическое воспитание
дошкольников - это ознакомление детей
с природой, в основу которого положен
экологический подход, при котором педагогический
процесс опирается на основополагающие
идеи и понятия экологии.
Ведущий
отечественный эколог Н.Ф.Реймерс
выделяет пять существенно между
собой различающихся позиций
в определении "экологии" (Природопользование:
Словарь-справочник. - М., 1990. -С. 592). Для
определения научной основы экологического
воспитания значимым является первое
(корневое) определение экологии как биологической
науки, изучающей взаимоотношения организмов
со средой обитания и между собой.
Биоэкология имеет три раздела,
в которых рассматриваются взаимосвязи:
1) отдельно взятого организма со
средой обитания (аутэкология); 2) популяций
разных видов растений и животных с занимаемым
ареалом (демэкология); 3) сообществ живых
организмов со средой совместного их проживания
(синэкология).
Учитывая специфику дошкольного
возраста детей, особенности их психического
и личностного развития, разделы биологической
экологии в разной степени могут служить
научной основой для построения адекватной
экологической методики воспитания дошкольников.
Критериями отбора понятий и экологического
фактического материала являются два
момента: их наглядная представленность
и возможность включения в практическую
деятельность. В дошкольном детстве преобладают
наглядно-действенная и наглядно-образная
формы мышления, которые могут обеспечить
понимание и усвоение лишь специально
отобранных и адаптированных к возрасту
сведений о природе.'
Самым
подходящим является раздел аутэкологии
- дети окружены конкретными, отдельно
взятыми живыми организмами. Комнатные
растения и растительность на
улице (возле дома, на участке
детского сада), домашние и декоративные
животные, птицы и насекомые, обитающие
повсеместно, могут быть представлены
ребенку с экологических позиций - в их
непосредственном взаимодействии со средой
обитания. Взрослый ставит цель показать
это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками:
что составляет условия жизни растений
и животных, как они взаимодействуют с
этими условиями. Итак, первое экологическое
понятие, которое может быть использовано
при построении методики, это понятие
взаимосвязи живого организма со средой
обитания. Оно обусловлено тем, что любой
живой организм обладает потребностями,
которые не могут быть удовлетворены его
внутренними ресурсами. Потребности живого
организма (живого существа, особи) удовлетворяются
факторами внешней среды. Это прежде всего
потребности в питательных веществах,
воде, кислороде, которые посредством
обмена веществ создают жизненную энергию
и позволяют особи реализовать себя во
всех сферах жизни.