Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:08, реферат
Информационный аспект в данном случае включает обширный круг вопросов:
— изучение информационных последствий преобразования природной среды, нарушений информационных связей (информационной причинности) в явлениях и процессах биосферы;
— получение информации о состоянии природной среды, антропогенных воздействиях на нее, загрязнении среды, истощении ресурсов и т.п.;
— поиски новой научной и технологической информации для обеспечения устойчивого развития общества
Программы мониторинга, разработанные в соответствии с едиными требованиями, позволяют унифицировать информацию о проведении наблюдений за окружающей природной средой, систематизировать и анализировать поступающую информацию с целью ее дальнейшего использования при принятии управленческих решений.
Введение
1. Понятие социально-экологического мониторинга
2. Единая государственная система мониторинга
3. Региональные системы социально-экологического мониторинга
4. Осуществление социально-экономического мониторинга в рамках системы социально-экологического мониторинга
Заключение
Библиографический список литературы
Важнейшей
составляющей оценки социально-экономической
ситуации является определение уровня
удовлетворенности населения
В связи с этим управление качеством жизни населения предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.
Оценки,
основанные на социологических опросах.
В составе социальных индикаторов
приняты следующие группы оценок
общественного мнения: социокультурные
установки и взгляды (отношение
к частной собственности, представление
о социальной справедливости и др.);
социальное самочувствие (удовлетворенность
различными аспектами жизни, наиболее
беспокоящие проблемы и пр.); политические
оценки и взгляды ( доверие к политическим
лидерам, органам власти); оценки экономической
ситуации (производственная и социальная
ситуация на предприятии, уровень потребления,
оценка материальной обеспеченности);
оценки и прогнозы экономических
перемен (темпов и результатов
Частные
статистические индикаторы уровня жизни:
среднедушевые реальные доходы населения;
средний минимальный
Частные
социологические индикаторы уровня
социальной напряженности следующие:
доля респондентов, считающих угрозу
безработицы наиболее угрожающей проблемой;
доля респондентов, считающих рост
преступности наиболее угрожающей проблемой;
доля респондентов, считающих загрязнение
окружающей среды наиболее угрожающей
проблемой; доля респондентов, считающих,
что терпеть бедственное
При этом организация социологической составляющей социально-экономического мониторинга включает выполнение следующего вида работ: определение и обоснование объема выборочной совокупности; разработка рекомендаций по организации сбора информации; разработка инструментария (пакета анкет) для изучения мнения респондентов и инструкции анкетера.
Важнейшей
задачей социологического блока
в организации социально-
Интервал
исследований определяется характером
и временным масштабом
Для
разрешения поставленных задач социально-экологический
мониторинг должен обеспечить объективное
измерение, как минимум, следующих
социологических параметров: общая
оценка населением социально-экономической
ситуации на обследуемой территории;
оценка работников деятельности администрации
ликвидируемых шахт по решению социальных
проблем высвобождаемых работников,
т.е. общая оценка их деятельности, мнение
о недостатках в работе, уровень
доверия руководству; мнение населения
муниципального образования об узловых
проблемах территории и путях
их разрешения, т.е. о номенклатуре данных
проблем, степени их относительной
важности, приемлемости возможных технологических,
экономических и социально-
При
этом для обеспечения практической
реализуемости социально-
1.
Принцип целевой ориентации. Все
структурные звенья модели
2.
Принцип системного подхода.
3.
Принцип оперативности.
4.
Принцип стандартизации и
5.
Принцип связи с общественными
организациями. Реальная
6.
Принцип упорядочения доступа
к информации. Структура информационных
потоков в системе социально-
Построенная
в соответствии с данными принципами
модель социально-экономического мониторинга
будет способна реализовать как
совокупность специфических частных
социологических процедур и методов,
адаптированных к решаемым задачам,
так и некоторые социально-
Практически любое крупномасштабное экологическое бедствие в нашей стране вследствие значительности поражающего воздействия на территории компактного проживания населения быстро начинает препятствовать удовлетворению его нужд и потребностей в должной мере.
В
результате этого уровень социально-
Удовлетворение людьми своих потребностей не должно идти вразрез с мерами по охране природы со стороны различных организаций и сообществ. Люди должны четко осознавать пределы вмешательства в «дела природы». Для этого нужно, чтобы фактически каждый член сообщества мог бы стать причастным к информации о происходящих в природе процессах. Получение этой информации невозможно без рациональной организации и осуществления наблюдения за явлениями природы.
При
научном подходе к своему проведению
это наблюдение, вкупе с отслеживанием
последствий вмешательства
Социально-экологический
мониторинг следует рассматривать
как составную часть системы
экологического мониторинга, призванную
обеспечить органы государственной
власти, общественные организации, граждан
объективной информацией о