Социально-экологический мониторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:08, реферат

Описание работы

Информационный аспект в данном случае включает обширный круг вопросов:

— изучение информационных последствий преобразования природной среды, нарушений информационных связей (информационной причинности) в явлениях и процессах биосферы;

— получение информации о состоянии природной среды, антропогенных воздействиях на нее, загрязнении среды, истощении ресурсов и т.п.;

— поиски новой научной и технологической информации для обеспечения устойчивого развития общества

Программы мониторинга, разработанные в соответствии с едиными требованиями, позволяют унифицировать информацию о проведении наблюдений за окружающей природной средой, систематизировать и анализировать поступающую информацию с целью ее дальнейшего использования при принятии управленческих решений.

Содержание

Введение
1. Понятие социально-экологического мониторинга
2. Единая государственная система мониторинга
3. Региональные системы социально-экологического мониторинга
4. Осуществление социально-экономического мониторинга в рамках системы социально-экологического мониторинга
Заключение
Библиографический список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по экологии.docx

— 38.77 Кб (Скачать)
p align="justify">     Единая  государственная система экологического мониторинга должна обеспечивать доступность  интегрированной экологической  информации широкому кругу потребителей, включая население и его общественные организации. Единая государственная  система экологического мониторинга  включает целый ряд ведомств.

     Министерству  природных ресурсов России поручено проведение наблюдений за состоянием недр, а также (после ликвидации Госкомэкологии) организация и ведение мониторинга  источников антропогенного воздействия  на окружающую природную среду, мониторинга  животного и растительного мира, мониторинга водных объектов, подземной  среды и общая координация  деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в  области экологического мониторинга.

     Росгидромет осуществляет организацию и ведение  мониторинга загрязнения атмосферы, поверхностных вод, морской среды, естественных почв, озонового слоя, околоземного космического пространства, а также слежения за радиационной обстановкой (совместно с Минобороны и Росатомнадзором).

     Госгортехнадзор проводит координацию развития и  функционирования мониторинга геологической  среды, связанного с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности, а также  организует мониторинг промышленной безопасности, за исключением предприятий Минобороны России и Федерального агенства по атомной энергии России.

     Роспотребнадзор Минздравсоцразвития России организует мониторинг качества и воздействия  факторов среды обитания на состояние  здоровья населения.

     Минобороны  России осуществляет мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных  объектах, а также из космоса.

     Министерство  сельского хозяйства обеспечивает создание и функционирование отраслевой подсистемы мониторинга окружающей природной среды на землях сельхозназначения. В его составе находятся Департаменты по рыболовству, охоте и др., которые  производят мониторинг рыб в подведомственных водных объектах, охотничьих и других животных, а также растений.

     Федеральная служба земельного кадастра осуществляет мониторинг земель, а также его  координацию в отношении землепользователей.

     3. Региональные системы  социально-экологического  мониторинга

 

     В современности социально-экономическое  развитие осуществляется только в форме  модернизации, без которой оно  становится неэффективным, а стало  быть, и бесполезным. При одновременном  рассмотрении его характера и  свойств социально-экологической  системы на уровне отдельно взятого  региона приоритет следует отдавать тому способу протекания социально-экономического развития, при котором состояние  экосистемы данной части территории поддерживается на уровне нормы, т.к. без  этого невозможно поддержание безопасности жизнедеятельности населения в  должном состоянии. Приоритетным в  этом отношении становится изучение хозяйственной инфраструктуры и  хозяйственной обусловленности  экологических проблем региона.

     Неоспоримость того факта, что социально-экономическая  модернизация или социально-экономическое  развитие в форме инновационного процесса, ориентированного на адаптацию  к новым условиям функционирования, порождает новые экологические  проблемы, даёт информацию, что вследствие этого происходит нарушение гармоничности  существования экосистем.

     В современности это выражается в  таких сторонах глобального экологического кризиса, также характерного практически  для всей территории РФ, как разрушение озонового слоя, истощение ресурсной  базы, сведение лесов и т.п. Трудность  решения этих проблем объясняется незнанием людей относительно методов и средств обеспечения оптимального сосуществования социально-экономической модернизации и социально-экологических систем. Одним из необходимых условий построения модели их оптимального взаимодействия является формирование региональных систем социально-экологического мониторинга.

     В качестве общего правила построения каждой из этих систем необходимо выделить определённый порядок проведения процедур социально-экологического мониторинга. Для начала необходимо создание информационной модели системы наблюдений посредством  использования динамической модели среды и её статистического описания.

     Далее необходима выработка критериев  оптимизации и в первую очередь  главных из них - критерия точности информации и критерия пространственного  разрешения. После завершения этих процедур надо провести районирование  территории исследуемого региона, выработать методы оптимизации наблюдательных сетей, для чего необходимы максимизация информативности и многокритериальная оптимизация, а также необходимо рассмотреть различные варианты размещения пунктов наблюдений.

     Критерий  точности информации и критерий пространственного  разрешения как основные критерии оптимизации  построения региональной системы социально-экологического мониторинга должны быть строго увязаны  друг с другом посредством определённой величины, характеризующей эффективность  станций наблюдательной сети. Таким  образом, критерий пространственного  разрешения становится таким критерием, посредством которого происходит усреднение поступающей информации.

     При соответствии всех процедур социально-экологического мониторинга применяемым к ним  критериям посредством них добывается оценочная информация о фактическом  состоянии окружающей среды, характере  и уровнях антропогенного воздействия  и экологическом риске в тех  его случаях, когда нарушается стабильность экосистем и возникает угроза частичного разрушения системы жизнедеятельности  населения.

     Из  вышесказанного видно, что социально-экологический  мониторинг имеет множество других исследовательских задач помимо изучения экологических проблем  через призму их хозяйственной обусловленности, но поскольку стало необходимым  рассматривать их во взаимозависимости  с новыми условиями социально-экономической  модернизации постсоветского времени, то теперь необходимо анализировать данную хозяйственную обусловленность как одну из сфер тесного взаимодействия социально-экономической модернизации и экодинамики.

     4. Осуществление социально-экономического  мониторинга в 

     рамках  системы социально-экологического мониторинга

 

     Рассмотрим  в качестве примера организацию  системы социально-экологического мониторинга в одной из отраслей народного хозяйства РФ – угольной.

     Территория  является средой обитания человека. Ее состояние определяет условия его  жизни, включая уровень жизни  и окружающую среду. Она чувствительна  практически к любой хозяйственной  деятельности и ее социально-экономическим  результатам. Поэтому с самого начала реструктуризация угольной отрасли, сопровождающаяся ликвидацией нерентабельных шахт и  разрезов, привела не только к перестройке  собственно экономики территорий, но и изменению условий жизнедеятельности, а также деформациям в сфере  общественного сознания, оценки местным  населением последствий реформ, образе жизни.

     Особенно  остро эти проблемы встали на территориях, где горнодобывающее предприятие  было градообразующим. Отсутствие достоверной  информации, высокая политизация  населения и часто неадекватное отражение ситуации средствами массовой информации в 1995-1996 гг. привели к  возникновению очагов социальной напряженности, вылившиеся в некоторых регионах в открытые конфликты. При этом общественное мнение о результатах реструктуризации угольной промышленности формировалось  лишь по разрозненным, порой тенденциозным  репортажам и публикациям.

     Для своевременного предотвращения возникновения  новых очагов социальной напряженности  необходимо осуществление мониторинга  за условиями жизнедеятельности  населения и состоянием окружающей среды, а также донесение до общества объективной информации о целях, задачах и ходе реструктуризации угольной промышленности, а также  социально-экологическом состоянии  территорий.

     Однако, отсутствие научно-обоснованной системы  социально-экологического мониторинга  ведет к бесконтрольности и стихийному характеру происходящих социально-экономических  процессов и изменения экологической  ситуации в районе. Угольные предприятия ликвидируются, работники увольняются, новые рабочие места создаются в недостаточном количестве, уровень жизни местного населения падает, воздействие на окружающую среду растет.3

     Поэтому изучение общественного мнения, проблем  жизнедеятельности и состояния  окружающей среды являются необходимыми условиями снятия социально-экономической  и экологической напряженности  на таких территориях. При этом наиболее объективным методом решения  этих задач становится систематическое  выполнение социально-экономических  исследований, опирающихся на мониторинг социально-экономических и экологических  последствий реструктуризации угольной отрасли.

     В связи с этим сегодня представляется актуальным и экономически целесообразным расширить функции уже созданных  региональных Центров экологического мониторинга, включив в их задачи вопросы регионального социально-экономического мониторинга.

     Основными целями и задачами региональных центров  должны стать:

  • осуществление мониторинга реализации программ местного развития и обеспечению занятости для углепромышленных муниципальных образований;
  • осуществление мониторинга технических и экологических работ в связи с ликвидацией шахт и разрезов, а также производственной безопасности предприятий;
  • осуществление постоянного экологического мониторинга за воздушной средой, земной поверхностью горных отводов, за самовозгоранием горных отвалов, водой и водным режимом подземных и поверхностных вод, состоянием геомеханической обстановки, а также микросейсмики;
  • участие в проведении независимой экспертизы обоснований инвестиций, бизнес-планов, ТЭО и проектов, разрабатываемых для ликвидируемых и действующих предприятий угольной отрасли, а также для создания новых производств в рамках реализации программ структурной перестройки экономики углепромышленных территорий, включая программы местного развития;
  • проведение научных исследований по проблемам социально-экологического состояния территорий и созданию необходимого нормативно-правового обеспечения по социально-экологическим последствиям реструктуризации угольной отрасли;

     Социально-экологический  мониторинг последствий реструктуризации угольной отрасли – это система  наблюдения, оценки и прогноза социально-экономической  ситуации и состояния окружающей среды на конкретной углепромышленной территории, где происходят процессы, связанные с реформированием  угольной промышленности.

     Мониторинг  социально-экологических последствий  реструктуризации угольной отрасли  осуществляется по следующим направлениям:

     - мониторинг мероприятий по социальной  защите высвобождаемых и высвобожденных  работников угольной отрасли;

     - мониторинг реализации Программ  местного развития и обеспечения  занятости для шахтерских городов  и поселков;

     - мониторинг социальных последствий  ликвидации неперспективных и  особо убыточных предприятий  угольной отрасли;

     - наблюдение за состоянием окружающей  среды.

     Реализация  отмеченных основных целей, задач и  направлений мониторинга предполагает его организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение.

     Информационная  база социально-экологического мониторинга  представляет собой систематизированные  статистические и социологические  данные за период с начала реализации мер по реструктуризации угольной отрасли  в разрезе основных направлений  мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в соответствующие  регистры и базы данных. Информационными  источниками мониторинга являются данные государственной статистической отчетности, материалы социологических  опросов, данные исполнительных органов  государственной власти, уполномоченных реализовать программу реструктуризации угольной отрасли, данные приборного наблюдения за состоянием окружающей среды и  т.п.

     Результаты  осуществления социально-экономического мониторинга по указанным выше направлениям в рамках системы социально-экологического мониторинга определяются двумя  группами оценок, основанных на статистической информации и социологических опросах.

     Оценки, основанные на статистических данных. Система показателей раздела  “Уровень жизни” введена в действие Госкомстатом России и состоит из следующих показателей: средняя  оплата труда работников; покупательная  способность населения со средними заработной платой и пенсией; минимальный  потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам  населения; прожиточный минимум  по основным социально-демографическим  группам населения; численность  и доля населения, имеющего среднедушевые  доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума; потребление продуктов  питания в домашних хозяйствах с  различным уровнем среднедушевого дохода; денежные доходы и расходы  определенных социально-демографических  групп населения; показатели дифференциации населения; соотношение среднедушевых  доходов населения: 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения; индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини); структура потребительских  расходов социально-демографических  групп населения; распределение  населения по размеру среднедушевого дохода.

Информация о работе Социально-экологический мониторинг