Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:57, контрольная работа
Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество-природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы.
Введение
1. Понятие социально-экологического мониторинга………………………3
2. Единая государственная система мониторинга………………………….6
3. Региональные системы социально-экологического мониторинга……..11
4. Осуществление социально-экономического мониторинга в рамках системы социально-экологического мониторинга…………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………...23
Литература……………………………………………………………………24
Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество-природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы.
Озабоченность человечества безопасностью своего существования является предпосылкой качественно нового социоприродного развития. Общество оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности - и погибнуть в экологической катастрофе, - либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни последующих поколений. Поскольку второй вариант единственно приемлем, постольку человечеству предстоит на основе осознания новых реалий преобразовать не только сформировавшийся преимущественно разрушительный тип деятельности, но и систему ценностей, которая составит основу экологической культуры.
Данная тенденция социоприродного развития соответствует концепции устойчивого развития, согласно которой система ценностей, сформировавшаяся в эпоху индустриального общества, должна подвергнуться радикальным изменениям, она должна отражать интересы и потребности не только нынешнего, но и будущих поколений людей.
Устойчивое развитие социоприродных систем возможно при определенном разрешении в каждый исторический момент времени противоречий, порождаемых в ходе взаимодействия общества и природы. Эти противоречия носят системный характер, затрагивают чрезвычайно широкий круг вопросов, и, в конечном итоге, отражаются на социально-экономических и политических процессах. Важнейшим регулятивным фактором в данном случае могут выступить этические принципы, ценности экологической культуры и формирующейся «культуры устойчивого развития».
Относительно самостоятельное значение в социоприродных системах имеет информационный фактор. Более того, необходимым условием управления социоприродными системами является наличие оперативной информации о состоянии природной и социальной среды и тенденциях их изменений. В этой связи определяющее значение приобретает системное наблюдение за характером изменения социоприродных систем, их экологических, социальных, экономических и других показателей, т.е., создание комплексных мониторингов.
Мониторинг - это система регулярных наблюдений, дающая информацию о состоянии природной среды с целью оценки прошлого, настоящего и возможных ее будущих состояний. Интегральными составляющими экологического мониторинга являются геофизический и космический мониторинг биосферы, а также социально-экологический мониторинг.
Информационный аспект в данном случае включает обширный круг вопросов:
-- изучение информационных последствий преобразования природной среды, нарушений информационных связей (информационной причинности) в явлениях и процессах биосферы;
-- получение информации о состоянии природной среды, антропогенных воздействиях на нее, загрязнении среды, истощении ресурсов и т.п.;
-- поиски новой научной и технологической информации для обеспечения устойчивого развития общества
Программы мониторинга, разработанные в соответствии с едиными требованиями, позволяют унифицировать информацию о проведении наблюдений за окружающей природной средой, систематизировать и анализировать поступающую информацию с целью ее дальнейшего использования при принятии управленческих решений.
Для точного понимания термина "социально-экологический мониторинг" необходимо уточнить, что представляют из себя мониторинг как таковой и социально-экологический мониторинг, поскольку социально-экологический мониторинг исторически не может быть ничем иным, как порождением экологического мониторинга.
В первую очередь мониторинг (в буквальном смысле слова -«отслеживание») - это процесс обнаружения ряда объектов и значений ряда параметров для этих объектов. Потому на первых порах его осуществления необходимо четко выяснить - что необходимо «отслеживать», изучать.
Экологический мониторинг как одна из разновидностей мониторинга как такового является основным методом получения информации об экологической обстановке в исследуемом регионе. Базисной информацией экологического мониторинга являются данные, поступающие из таких наук, как биология и география. Поэтому наибольшее внимание исследователей, занимающихся экологическим мониторингом, сосредоточивается на природных аспектах изучаемых процессов и явлений. При проведении экологического мониторинга изучается их соответствие закономерностям общей экологии.
На основе этой функции данного исследовательского метода и ряда других, упомянутых в научной литературе, экологический мониторинг можно определить как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологический мониторинг включает в себя мониторинг окружающей среды, мониторинг источников антропогенного воздействия, биологический мониторинг и решает задачи в рамках таких направлений научно-исследовательской работы, как:
* организация единой системы сбора и обработки данных наблюдений; обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений, ведение специальных банков и баз экологических данных;
* гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;
* оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды;
* информационное обеспечение органов власти и управления комплексной информацией о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсах, а также о проблемах обеспечения экологической безопасности населения.
В соответствии с общенаучным определением мониторинга можно вывести понятие социально-экологического мониторинга. Обнаружение ряда объектов и значений в ходе социально-экологического мониторинга относится к взаимоотношениям социума и окружающей среды, а потому оно должно основываться на достаточно обоснованной экологической информации, интерпретируемой через максимально приближенные к практике (прикладные) социологические концепции.
Социально-экологический мониторинг, в конечном счете, представляет собой процесс нахождения предварительной информации о путях и способах гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. Поэтому одним из объектов социально-экологического мониторинга становится общество в целом, но для возведения научных выводов на данный макроуровень необходимо прохождение двух предыдущих - выявление взаимодействий людей с окружающей средой на организменном и популяционном уровнях.
Такая постепенность ни в коей мере не означает уход от предмета исследования, а наоборот, имеет своей целью избежание ошибок при излишней скачкообразности. Переход от организменного к социальному является необходимым связующим звеном между экологией и социологией.
При любом случае проведения социально-экологического мониторинга в первую очередь необходимо рациональное построение как самого процесса, так и ожидаемых результатов. Поскольку социально-экологический мониторинг - исследование комплексное, социальные, экологические (природные) и отчасти экономические условия функционирования цикла «природа - человек - общество» должны рассматриваться как одинаково важные составляющие среды жизнедеятельности каждого из его компонентов.
Другим следствием комплексности социально-экологического мониторинга должно стать его превращение в метод выработки эмпирических и практических рекомендаций, но необходимо, чтобы он полностью соответствовал принципу комплексности своей разработки и осуществления. Вследствие комплексности и системности данного метода сведения из различных областей знания при его применении должны укладываться в базу данных, необходимых при решении конкретных проблем.
Таким образом, ясно, что социально-экологический мониторинг в достаточно проработанном виде представляет собой совокупность методов исследования социальной реальности и окружающей среды одновременно. Отсюда понятно, что речь должна идти об изучении их взаимовлияния, а не функционирования по отдельности.
Другими словами, экологический мониторинг - это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем ее параметров, имеющих значение для человека и сохранения самой среды.
Всесторонний экологический мониторинг позволяет независимо отслеживать состояние природы и степень антропогенного воздействия на нее, а иногда и источники отдельных воздействий. В России он осуществляется Единой государственной системой экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Он включает несколько разновидностей, в том числе:
1) «мониторинг окружающей среды» - комплекс мероприятий по определению состояния биосферы, воздействий на нее и слежению за нарушениями экологического равновесия в окружающей среде;
2) «социально-гигиенический мониторинг» - система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
3) «социально-экологический мониторинг» - система повторяющихся наблюдений за отношением населения (общественного мнения) к экологическим проблемам.
По масштабам обобщения информации различают: глобальный, национальный, региональный, локальный и импактный - «точечный» мониторинг источников загрязнения; по методам ведения - биологический, химический, геофизический, автоматический (чаще говорят «автоматический контроль»), дистанционный (космический, авиационный и др.).
По объектам наблюдения экологический мониторинг подразделяется на: биосферный, климатический, мониторинг океана, генетический, источников загрязнения, мониторинг земель, лесов, водных объектов и др.
Рациональное построение и выработка метода проведения социально-экологического мониторинга впервые появились в отечественной литературе сравнительно недавно (в 80-е годы прошлого века). Поэтому правила и формы организации информационной базы данного метода, объем которой соответствовал бы запросам практики, еще не сформулированы российским научным сообществом в должной мере.
Единая государственная система экологического мониторинга должна обеспечивать доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей, включая население и его общественные организации. Единая государственная система экологического мониторинга включает целый ряд ведомств.
Министерству природных ресурсов России поручено проведение наблюдений за состоянием недр, а также (после ликвидации Госкомэкологии) организация и ведение мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду, мониторинга животного и растительного мира, мониторинга водных объектов, подземной среды и общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области экологического мониторинга.
Росгидромет осуществляет организацию и ведение мониторинга загрязнения атмосферы, поверхностных вод, морской среды, естественных почв, озонового слоя, околоземного космического пространства, а также слежения за радиационной обстановкой (совместно с Минобороны и Росатомнадзором).
Госгортехнадзор проводит координацию развития и функционирования мониторинга геологической среды, связанного с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности, а также организует мониторинг промышленной безопасности, за исключением предприятий Минобороны России и Федерального агенства по атомной энергии России.
Роспотребнадзор Минздравсоцразвития России организует мониторинг качества и воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.
Минобороны России осуществляет мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах, а также из космоса.
Министерство сельского хозяйства обеспечивает создание и функционирование отраслевой подсистемы мониторинга окружающей природной среды на землях сельхозназначения. В его составе находятся Департаменты по рыболовству, охоте и др., которые производят мониторинг рыб в подведомственных водных объектах, охотничьих и других животных, а также растений.
Федеральная служба земельного кадастра осуществляет мониторинг земель, а также его координацию в отношении землепользователей.