Шпаргалка по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экология".

Работа содержит 1 файл

шпоры по-порядку.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Эколого-экономическое  прогнозирование  и планирование.

Осущ. в  рамках системы гос-го соц.-эконом. планирования.

    Здесь содержится лимит пользования  ресурсами окруж. среды, объёмы капиталовложений в сфере природопользования.

    Объектами природоохранного прогнозирования и планирования явл. природоохранные комплексы, экономические системы, территории, отдельные экономические отделы.

    Планирование и прогнозирование  осущ. также министерства, ведомства  и предприятия (отраслевое планирование).

    В тесной связке они планируют:

1) разработку  технологических процессов

2) строительство, реконструкцию

3)  разработку  экологического паспорта

26.

Управление  природопользованием (УП): сущность, методы, функции.

УП –  деятельность гос-ва по организации  рационального использования и  воспроизводства природных ресурсов, охраны окр. среды и обеспечение режима законности в эколого-экономических отношениях.

    Механизм УП объединяет принципы, методы, функции и организационные  структуры управления.

Основные  принципы УП изложены в концепции гос. политики РБ в области  охраны окр. среды:

1) гос-ая  собственность на все виды природных ресурсов

2) охрана  окр. среды объектов живой и  неживой природы на территории  всей республики в сочетании  с созданием особо охраняемых  территорий

3) законодательно  обеспеченная финансируемая из  госбюджета система гос. контроля природопользования

4) законодательно  обеспеченная система многоступенчатой гос. экологической экспертизы и паспортизации

5) привлечение  к делу охраны окруж. среды  и контроля за состоянием широких  слоев населения

6) экономический механизм обеспечения охраны окр. среды, включающий в себя платность природопольз., льготное кредитование, налоговое обложение природной деят-ти, гос. поддержка предприятий, занимающихся экологическими проблемами

7) система  мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью населения и имуществу физ. и юридич. лиц

8) совершенствование  законодательной базы системы  возмещения потерь на внутрегосуд. и межгосуд. уровне

9) участие  в решении глобальных экологических  проблем, в том числе сохр. биоразнообразия,  охрана озонового слоя

10) регламентирование  торговли редкими и наход. на  грани вымирания              животные и растения

Методы  УП подразделяют на:

- административные

- экономические

- социально-психологические

    На уровне субъектов хозяйствования  УП осущ. их администрация. Функции  управления охраны окруж. среды  на предприятии состоят из  планирования, эксплуатации природоохранных  фондов, контроля загрязнения окр. среды, ведения документации.

27.

Административное  управление природопользованием(АУ).

АУ  обеспечивается возможностью гос. принуждением и включ. в себя:

1) планирование  природопольз.

2) проведение  организационно-техн. мероприятий

3) подбор  и расстановка кадров

4) экологическое  нормирование

5) выполнение  контрольных и учетных функций

6) норма  творчества и законодат. инициатива

Основными инструментами администр. регулирования явл. стандарты, нормы, нормативы, постановления, руководство, применяемые гос. природоохранными органами.

Административное  управление должно сочетаться с экономическими рычагами природопользования, к которым относятся рентные платежи , платежи за использов. природных ресурсов и окруж. среды, компенсационные выплаты за изъятие природных ресурсов из целевого исп. и ухудшение его качества, система налоговых льгот и льготное кредитование и субсидии, штрафы за нарушение.

28.

Организационные структуры управления.

Организационное управление природопольз. осущ. посредством территориального и отраслевого принципа.

Территориальный принцип хар-ся след. образом:

1) президент  издает декреты, указы, распоряжения и директивы в экологич. сфере и осущ. контроль за соблюдением природоохран. законодательства.

2) Парламент  опред. основные направления гос. экологической политики,

принимают акты в сфере природопольз., при  необходимости объявляют зоны эколог. бедствия.

3) правительство  реагирует гос. экологическую  политику, координирует дея-ть министерств  в сфере природопольз.

    На местах территориальный принцип управления реализует советы депутатов и исполкомы, которые отвечают за состояние окруж. среды, планируют, финансируют и организуют сферу природопольз.

    Отраслевой принцип управления  природопользования проявляется в осущ. гос-го контроля за сферой природопользования со стороны министерств и ведомств, относящихся к органам спец. компетенции и др. спец. уполномоченным органам.

29.

Правовое  регулирование природопользования и природоохранной деятельности.

Осущ.  на основе нормативно-правовых актов к кот относятся законы республики, указы, декреты и дерективы президента, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты. Экологич. Законодательство оред права и обязанности физ и юр лиц по обеспечению условий безопасного проживания на тер республики, устанавливает компетенцию органов в области охраны окр природы,опед эколог требования к хоз и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окр среды, а также меры ответственности. Основу современного законодательства составляет: 1.Конституция. 2. концепция гос политики РБ в области охраны окр среды, а также законы РБ.

ЗАКОНЫ: 1. об охране окр среды. 2. о налоге за пользование природными ресурсами. 3. о гос эколог экспертизы. 4. об отходах  пр-ва и потребления. 5. об особоохраняемых природных тер. 6. об охране и использование животного мира. 7. об охране атмосферного воздуха, а также водный, земельный кодекс и кодекс о недрах.

В случае нарушения природоохранного законодательства наступает административная, дисциплинарная, материальная и угаловная ответственность. В 1990 г. в республике создана природоохранная прокуратура осущ высший надзор за соблюдением природоохранного законодательства.

30.

Наблюдение, учет и анализ природопользования и охраны окр среды.

Маниторинг  окр среды- наблюдение, оценка и прогноз  ее состояния. По масштабам ведения  мониторинга подразделяются на биосферный, национальный и региональный.

По форме  ведения мониторинг подразделяется на фоновый и импактный: локальный  и ЧС.В качестве составляющих эколог мониторинга рассматривают мониторинг атмосферного воздуха, гидросферы, земель, радиационный, биолог и медицинский мониторинг.

В республике создана нац система мониторинга  окр среды в соответствии с  кот вся инф собранная комитетом гидрометеорологии, санитарно эпидемиологическими службами, бел геологии, сейсмическими станциями, научно-учебным центром мониторинга озона, сферы, комитетами земельных и лесных ресурсов, институтами и подразделениями академии наук поступает в единый аналитический центр, работающий в рамках «Экомира» НСМОС явл звеном глобальной системы мониторинга окр среды.

31.

Основы  эколог нормирования.

Эколог  нормирование представляет собой процесс  установления показателей предельно  допустимого воздействия чел на окр среду. Главная цель обеспечить взаимоприемлемое сочетание эконом и эколог интересов.

Эколог  нормирование включает в себя технолог, научно - техн и медицинскую составляющие. В основе технол показателей лежит  способность экономики обеспечить выполнения установлены  пределов воздействия. Научно-техн показатели опред способность техн средств осущ контроль. Медицинские нормативы опред пороговый уровень угрозы здоровья населению.

Учет  природопользования осущ в кадастовой форме.

Кадаст  прир ресурсов- систематизированный свод  сведений количественных и качественных территориально-адресных показателей по естественно-физических, эколог и эконом характеристик прир ресурсов. В республике ведутся  земельный, водный, лесной, торфяной кадаст полезных ископаемых. Воздействие на окр среду учитывается в форме статистической отчетности. Предприятия ведут следующие формы стат отчетности: Отчет о капитальных вложениях на мероприятия по охране и рациональному использованию прир ресурсов; Отчет по текущим затратам на охрану природы; Отчет об охране атмосферного воздуха, использование воды, образование и утилизации отходов.

32.

Экологический аудит и сертификация.

Экол  аудит- периодическая систематизированная, документально подкрепленная оценка экологичности пр-ва и оборудования.

Объектами эколог аудита явл имущество предприятия, в том числе земельные участки, природные объекты, здания, сооружения, машины и оборудование, текущие операции и экологический менеджмент предприятия.

Процедура экоаудита явл добровольной, однако в случае, когда предприятие явно угрожает окр среде может проведена принудительно. Чаще всего проводится в следующем случае: 1. при подготовки док для освобождения или корректировки эколог платежей. 2. при оценке инвестиционных проектов планирования и финансирования за счет средств природоохранных фондов. 3. учет эколог фактора в процессе приватизации. 4. при проверке док на выдачу лицензий и на разрешение природопользования.

Экол  аудит осущ сами промышленные предприятия с привлечением специалистов из органов мин природы или фирмы имеющие лицензию на данный вид деятельности. Экоаудит часто предваряет процедуру эколог сертификации. Эколог сертификация- деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным законодательством республики. Целями э.с. явл защита потребителей от приобретения товаров, работ и услуг представляющих опасность для окр среды. Предотвращению загрязнения окр среды при пр-ве, использовании и ликвидации всех видов продукции, предотвращение ввода в страну эколог опасной продукции, технологии, оборудования и отходов, внедрение экологобезопасных технологий и оборудования.

Сертификацию  проводят специально уполномоченные гос стандартам республики по согласованию с мин природы, окредитованные органами по эколог сертификации. Организации сертифицировавшие свою продукцию получ эколог сертификаты соответствия и знак экологической продукции.

33.

Государственная экологическая экспертиза и контроль.

Все виды хоз. деят-ти , схемы размещения на стадии проектирования подлежат гос. экспертизе.

Реализация  проекта должна осущ-ся не ранее  чем на него получена полож. заключения гос. экол. экспертизы.

При осущ-ии производственной деят-ти предприятия ведут экол. паспорта которые явл-ся нормат-тех. документами включающие данные по использованию предприятием ресурсов и хар-ку влияния его производства на окружающую среду.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"