Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экология".
Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.
Осущ. в рамках системы гос-го соц.-эконом. планирования.
Здесь содержится лимит
Объектами природоохранного
Планирование и
В тесной связке они планируют:
1) разработку технологических процессов
2) строительство, реконструкцию
3) разработку экологического паспорта
26.
Управление природопользованием (УП): сущность, методы, функции.
УП – деятельность гос-ва по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окр. среды и обеспечение режима законности в эколого-экономических отношениях.
Механизм УП объединяет
Основные принципы УП изложены в концепции гос. политики РБ в области охраны окр. среды:
1) гос-ая собственность на все виды природных ресурсов
2) охрана окр. среды объектов живой и неживой природы на территории всей республики в сочетании с созданием особо охраняемых территорий
3) законодательно
обеспеченная финансируемая из
госбюджета система гос.
4) законодательно
обеспеченная система
5) привлечение
к делу охраны окруж. среды
и контроля за состоянием
6) экономический механизм обеспечения охраны окр. среды, включающий в себя платность природопольз., льготное кредитование, налоговое обложение природной деят-ти, гос. поддержка предприятий, занимающихся экологическими проблемами
7) система
мер уголовной и
8) совершенствование
законодательной базы системы
возмещения потерь на
9) участие
в решении глобальных
10) регламентирование торговли редкими и наход. на грани вымирания животные и растения
Методы УП подразделяют на:
- административные
- экономические
- социально-психологические
На уровне субъектов
27.
Административное управление природопользованием(АУ).
АУ обеспечивается возможностью гос. принуждением и включ. в себя:
1) планирование природопольз.
2) проведение организационно-техн. мероприятий
3) подбор и расстановка кадров
4) экологическое нормирование
5) выполнение контрольных и учетных функций
6) норма
творчества и законодат.
Основными инструментами администр. регулирования явл. стандарты, нормы, нормативы, постановления, руководство, применяемые гос. природоохранными органами.
Административное управление должно сочетаться с экономическими рычагами природопользования, к которым относятся рентные платежи , платежи за использов. природных ресурсов и окруж. среды, компенсационные выплаты за изъятие природных ресурсов из целевого исп. и ухудшение его качества, система налоговых льгот и льготное кредитование и субсидии, штрафы за нарушение.
28.
Организационные структуры управления.
Организационное управление природопольз. осущ. посредством территориального и отраслевого принципа.
Территориальный принцип хар-ся след. образом:
1) президент
издает декреты, указы,
2) Парламент опред. основные направления гос. экологической политики,
принимают акты в сфере природопольз., при необходимости объявляют зоны эколог. бедствия.
3) правительство
реагирует гос. экологическую
политику, координирует дея-ть
На местах территориальный принцип управления реализует советы депутатов и исполкомы, которые отвечают за состояние окруж. среды, планируют, финансируют и организуют сферу природопольз.
Отраслевой принцип управления природопользования проявляется в осущ. гос-го контроля за сферой природопользования со стороны министерств и ведомств, относящихся к органам спец. компетенции и др. спец. уполномоченным органам.
29.
Правовое
регулирование
Осущ. на основе нормативно-правовых актов к кот относятся законы республики, указы, декреты и дерективы президента, нормативные акты министерств и ведомств, а также международно-правовые акты. Экологич. Законодательство оред права и обязанности физ и юр лиц по обеспечению условий безопасного проживания на тер республики, устанавливает компетенцию органов в области охраны окр природы,опед эколог требования к хоз и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окр среды, а также меры ответственности. Основу современного законодательства составляет: 1.Конституция. 2. концепция гос политики РБ в области охраны окр среды, а также законы РБ.
ЗАКОНЫ: 1. об охране окр среды. 2. о налоге за пользование природными ресурсами. 3. о гос эколог экспертизы. 4. об отходах пр-ва и потребления. 5. об особоохраняемых природных тер. 6. об охране и использование животного мира. 7. об охране атмосферного воздуха, а также водный, земельный кодекс и кодекс о недрах.
В случае нарушения природоохранного законодательства наступает административная, дисциплинарная, материальная и угаловная ответственность. В 1990 г. в республике создана природоохранная прокуратура осущ высший надзор за соблюдением природоохранного законодательства.
30.
Наблюдение, учет и анализ природопользования и охраны окр среды.
Маниторинг окр среды- наблюдение, оценка и прогноз ее состояния. По масштабам ведения мониторинга подразделяются на биосферный, национальный и региональный.
По форме ведения мониторинг подразделяется на фоновый и импактный: локальный и ЧС.В качестве составляющих эколог мониторинга рассматривают мониторинг атмосферного воздуха, гидросферы, земель, радиационный, биолог и медицинский мониторинг.
В республике
создана нац система
31.
Основы эколог нормирования.
Эколог нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия чел на окр среду. Главная цель обеспечить взаимоприемлемое сочетание эконом и эколог интересов.
Эколог
нормирование включает в себя технолог,
научно - техн и медицинскую составляющие.
В основе технол показателей лежит
способность экономики
Учет природопользования осущ в кадастовой форме.
Кадаст прир ресурсов- систематизированный свод сведений количественных и качественных территориально-адресных показателей по естественно-физических, эколог и эконом характеристик прир ресурсов. В республике ведутся земельный, водный, лесной, торфяной кадаст полезных ископаемых. Воздействие на окр среду учитывается в форме статистической отчетности. Предприятия ведут следующие формы стат отчетности: Отчет о капитальных вложениях на мероприятия по охране и рациональному использованию прир ресурсов; Отчет по текущим затратам на охрану природы; Отчет об охране атмосферного воздуха, использование воды, образование и утилизации отходов.
32.
Экологический аудит и сертификация.
Экол
аудит- периодическая
Объектами эколог аудита явл имущество предприятия, в том числе земельные участки, природные объекты, здания, сооружения, машины и оборудование, текущие операции и экологический менеджмент предприятия.
Процедура экоаудита явл добровольной, однако в случае, когда предприятие явно угрожает окр среде может проведена принудительно. Чаще всего проводится в следующем случае: 1. при подготовки док для освобождения или корректировки эколог платежей. 2. при оценке инвестиционных проектов планирования и финансирования за счет средств природоохранных фондов. 3. учет эколог фактора в процессе приватизации. 4. при проверке док на выдачу лицензий и на разрешение природопользования.
Экол аудит осущ сами промышленные предприятия с привлечением специалистов из органов мин природы или фирмы имеющие лицензию на данный вид деятельности. Экоаудит часто предваряет процедуру эколог сертификации. Эколог сертификация- деятельность по подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным законодательством республики. Целями э.с. явл защита потребителей от приобретения товаров, работ и услуг представляющих опасность для окр среды. Предотвращению загрязнения окр среды при пр-ве, использовании и ликвидации всех видов продукции, предотвращение ввода в страну эколог опасной продукции, технологии, оборудования и отходов, внедрение экологобезопасных технологий и оборудования.
Сертификацию проводят специально уполномоченные гос стандартам республики по согласованию с мин природы, окредитованные органами по эколог сертификации. Организации сертифицировавшие свою продукцию получ эколог сертификаты соответствия и знак экологической продукции.
33.
Государственная экологическая экспертиза и контроль.
Все виды хоз. деят-ти , схемы размещения на стадии проектирования подлежат гос. экспертизе.
Реализация проекта должна осущ-ся не ранее чем на него получена полож. заключения гос. экол. экспертизы.
При осущ-ии производственной деят-ти предприятия ведут экол. паспорта которые явл-ся нормат-тех. документами включающие данные по использованию предприятием ресурсов и хар-ку влияния его производства на окружающую среду.