Шпаргалка по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экология".

Работа содержит 1 файл

шпоры по-порядку.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

С-ма мер  по надзору и контролю состояния  в окруж. прир. среде наз. экол. контроль, он подразделяется на гос-й, ведомственный, производственный и общественный. Гос. контроль предназначен обеспечить контроль за физ. и юр. лицами и требованиями экол. закон-ва.

Ведомственный контроль- в основном состоит в  деят-ти по оценке экол-х программ, подведомственных организаций, их финансированию, обучению и переподготовке кадров, а также контролю за работой прир.-охр. объектов.

Произ-й  контроль- осущ-ся на субъектах хоз., основными объектами контроля явл-ся след-е направления :

1) Ведение  экол. документации

2) Работа  основных прир. охр. фондов

3) Схемы  по предупреждению и ликвидации чрезвычайно-опасной ситуации

4) Обучение  и инструктаж и подготовка  кадров, соблюдение лимитов пользования  прир. реурсами загряз. окруж. среды

5) Локальный  мониторинг- произ-й контроль осущ-я  в соотв. с внутр. дисфункцией  утверждённой руководителем предприятия, может быть плановым и внеплановым, по его рез-м сост-т произ-е акты и предписания.

34.

Экономическое стимулирование рационального природопользования. С-ма платного прир.польз. в Белоруси и её эффективность.

Экономический механизм пользования – это совокупность экономических методов управления создающих материальную заинтересованность прир. польз-й, оптимизации и взаимодействии с прир. средой.

Эк-е  регулирование прир. польз-я осущ-ся методами позитивной и негативной мотивации.

Центральным звеном эк-го механизма прир. польз-я явл-ся с-ма платности , объединяющая платежи за прир. ресурсы; выбросы , сбросы загрязняющих в-в. А также штрафы по возмещению ущерба.

Платность прир. польз-я решает задачи:

1.Эк-ки  стимулирует прир. охр. деят-ть

2.Формирует  централизованные источники финансирования, охраны и воспроизводства прир. рес-в.

3.Обеспечивает  учёт прир. фактора в составе  произ-х затрат, дохода и расхода;  предприятий территорий.

4.Согласовывает  интересы предприятий сфере прир. польз. между собой а также  народного хоз-ва в целом.

5.Обеспечивает  изъятие диф-го дохода рентного  происхождения.

6.Отражает  специфику процесса прир. польз.  при взаимодействии предприятий  с органами управления кредитно-финансовой  с-мы и бюджетом. Компенсирует ущерб владельцу прир. рес-са при изъятии или порче.

7.Возмещает  ущерб от загрязнений истощений  окруж. среды.

35.

Зарубежный  опыт эк-го стимулирования природоохранной деят-ти и рационального ипользования природных рес-в.

За рубежом  применяются две разновидности  эк-х методов регулирования экол-й сферы-(ценовое, налоговое) регулирование и собственный рыночный механизм.

Основные  инструменты ценового эк-го регулирования:

1)Платежи  за загрязнение окруж. среды

2)Платежи  за пользование муниципальными  очистными сооружениями и утилизационными  установками

3)Ресурсные  платежи- это плата за пользование  ресурсом. Часто применяется налог  на объём продаж и на прибыль.

4)Эк-й  налог в ценах на продукцию,  надбавка в цене продукции  производство которойи её дальнейшее  использование отрицательно влияют на окруж. среду.

5)Диф.  налог на прибыль- с-ма применения  льготных налогов для предприятий  выпускающих экологически чистую продукцию и завышенных норм налогов для предприятий вып. экол. грязный продукт.

6)Субсидии- гос-я помощь прир. польз-м в  проведении прир. охр. мероприятий. Осущ-ся в виде гранта, мягких суд или низкопроцентных кредитов, налоговых льгот(по подоходным налогам, скидок на ускоренную амортизацию прир. охр. оборудования).

7)Экол-е  страхование

    Первоначально органы управления  прир. польз-я опред-т допустимые масштабы воздействия на окруж. среду на опред-й тер., между заинтересованными сторонами распределяются лицензии на право прир. пользования, затем прир. польз-м предоставляется право перераспределять свои лицензии ; органы управления лишь осущ-т контроль за эквивалентностью сделок и способствует созданию рыночной инфраструктуры.

 Основные  элементы с-мы рыночного регулирования:

Принцип «облака» в соответствии с которым  норматив выбросов устанавливается  для целого региона а нах-ся на его тер-ии предприятия совместно нах-т наиболее выгодный вариант соблюдения этого норматива.

    Политика компенсации выбросов  позволяет предприятиям уменьшевшим  свои выбросы продавать право  на выброс с понижающим коэф-м.

Банки выбросов- банки в которые фирмы  сокращ. свои объёмы выбросов могут положить аккредитивы полученные на разницу.

Биржа прав на загрязнение- поред-е организации  для проведения сделок купли-продажи  прав на выбросы.

36.

Финансирование  мероприятий по охране окружающей среды.

Финансирование  мероприятий по охране окружающей среды осущ-ся в Республике Беларусь по смешенному типу бюджетные расходы + расходы предприятия прир. польз-я.

С 1992 г. в Республике в соот-ии с законом  об охране окруж. среды дейст-т след-е  источники финансирования экол-х  программ и мероприятий:

1)Республиканские  и местные бюджеты

2)Средства  юр. лиц.

3)Республиканские  и местные целевые фонды охраны  природы

4)Кредиты  банка

Бюджетные фонды охр. прир. формируется за счёт платежей за выбросы, сбросы загрязняющих в-в, и размещение отходов.

Сумма полученных возмещений ущерба и от взимания штрафа за экол-е правонарушения.

Средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыбаловства а также  незаконно добытой с их помощью  продукции.

Платежей  за выдачу лицензии на прир. польз. средств  полученных в виде дивидентов процентов по вкладам банковским депазитов, долевого использования средств фонда, деят-ти предприятия и иных юр. лиц.

Доходов от проведения денежно-вещевыхпотерей.

Распред-е:

1.20% в  Респуб-й фонд охр. прир.

2.30% в  Областной

3.50% в районный или городской

Направление использования средств:

1)Осущ-е  экол-х мероприятий и программ

2)Оздоровление  окруж. среды

3)Внедрение  в произ-во экол-ки чистых технологий

4)Строительство  м ремонт очистных сооружений

5)Изучение  прир. рес-в потенциала Р.Б.

6)Введение  кадастров прир. ре-в.

7)Разработка  экол-х нормативов и стандартов.

8)Экол. экспертиза.

9)Введение  научно-исслед-х работ.

10)Просветительская  деят-ть

11)Содержание  работников в минприроде.

    Значимость фондов состоит в  том что их средства явл-ся гарантированным минимумом.

37.

Новые подходы к финансированию природо-охранной деятельности.

Финансовый  мех. природопользования должен включать:

1) Систему  эколог. банков

2) Систему   эколог. займов

3) Средства  из фондов эколог страхования

4) Средства мирового и Европ. банков реконструкции и развития

Эколог. банк может выступать как эфф. эконом. центр регулирования процессов природопользования. Через жёсткую ипотечную политику  на конкурентной основе он может кредитовать предприятия под конкретные природоохранные программы, организовывать рын. продажу акций, оценивать имущество и потенциал предприятия.

Система эколог. кредитования должна быть привлекательна для заёмщиков и банков. Заинтересовать банки в льготном кредитовании можно при полной компенсации затраченных ими средств, через предоставление налоговых льгот, уменьшение налогообложения, освобождение от отдельных видов платежей. Важным аспектом явл.

введение  рейтинга предприятия.

Эколг. займы представляют собой способ привлечения средств юр. и физ. лиц на условиях добровольности, срочности, возвратности и платности для доп. фин. природоохранных нужд сверх текущих возможностей государства и предприятия.

Эколог. страхование подразумевает страхование  ответственности объектов источников повышенного эколог. риска за причинение ущерба вследствие аварийного загрязнения окруж. среды. Суть – эколог. страхования объединение ресурсов отдельных       природопользователей в целях компенсации возможных убытков любому из них. Цель – это наиболее полная компенсация нанесённого ущерба. Эколог. страхование может быть добровольным и принудительным.

38.

Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду.

Загрязнение и истощение окруж. среды наносит  ущерб трём составляющим:

1) Природным  экосистемам

2) Здоровью  населения

3) Хоз.  объектам

Исходя  из этого различают  три и вида ущерба:

1) Экологический

2) Экономический

3) Социальный

Эконом. ущерб можно представить в  виде двух составляющих: натур. потери в ден. выражении и затраты  на ликвидацию последствий загрязнения.

К числу  натур потерь относятся прямые разрушения природ. ресурсов и прямой ущерб который несёт эк5ономика в результате этих разрушений. Затраты вызываемые необходимостью ликвидации последствий загрязнения или истощения природной среды опред. расходами на компенсацию этих неготивных влияний на различные хоз. объекты: создание очистных сооружений и затраты на возмещение недополуч. продукции в промышленности, затраты на ремонт зданий и сооружений в коммун. хоз., затраты населения на цели рекриации в других регионах. Эконом. кщерб явл. комплексной величиной.

39.

Совокупный  предотвращённый  экономический ущерб и возможности его определения.

Соц. потери можно подразделить на восполнимые и невосполнимые.

Невосп. соц ущерб невозможно оценить  в стоимостных показателях. К ниму относят сокращ. продолж. жизни, психологический дискомфорт, снижение творческой активности.

Соц. ущерб  части восполнимых потерь можно  измерять в стоимостных показателях. Это прямые расходы в здравоохранении  и соц. обеспечении, а так же потери от невыхода на работу и снижение производ. труда.

Эконом. и восполнимый  соц. ущерб объединяются понятием совокупного ущерба территории вследствие загрязнения окруж. среды. Для его опред сущ. три метода:

1) Метод  прямого счёта – он базируется  на сопоставлении затрат на лечение населения, урожайность с/х. культур, сроков службы основных фондов и т. д.

2) Эмпирический(укрупнённый)  метод – основан на принципе перенесения на частный исследуемый объект общих закономерностей воздействия ущербообразующих факторов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"