Шпаргалка по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экология".

Работа содержит 1 файл

шпоры по-порядку.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

3) Аналитический  метод – основан на использовании предварительно выведенных мат. зависимостях между показателями состояния реципиентов и уровнем загрязн. окруж. среды.

Первый  и второй методы требуют сбора  и обработки большого кол.- ва инф., поэтому самостоятельно не используются, а лишь служат для создания  теретич. базы для третьего метода.

Функции совокупного эконом. ущерба:

1) Учётная  – измеряет отриц. последствия  хоз. деятельности.

2) Стратегическая  – служит для выбора природоохранной стратегии, обоснования эколог. политики развития и размещ. производ. сил.

3) Ограничительная  – ограничивает ракзмещ. новых  объектов в экологич. неблагополучных  регионах и ограничивает деятельность  эколог. грязных производств.

4) Инвестиционная  – служит для уточнения размеров и структуры природоохранных инвест.

5) Стимулирующая  – служит базой для опред  штрафов и платежей за загрязненнее  окруж. среды.

40.

Природоохранные затраты и их экономическое обоснование.

Эф-ть природоохранной  деятельности общества следует рассматривать как составную часть эф-ти общественного производства. Практика показывает, что высокая экономич эф-ть производства с позиций предприятия не всегда явл таковой с позиции общества, если она достигается ценой расточительного использования природных ресурсов и загрязнения природы. Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, современные инвестиции в охрану природы и рациональное природопользование оказываются в несколько раз меньше тех затрат, которые несет общество при возмещении нанесенного ущерба (если он вообще может быть восполнен). Капитальные вложения на эти цели, по некоторым оценкам, окупаются в 1,3 раза быстрее, чем в целом по народному хозяйству. И наиболее кардинальным путем решения экологич проблем явл использование ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий. В экономически развитых странах внедрение таких технологий имеет тенденцию к постоянному росту, поскольку срок окупаемости затрат на них составляет всего от одного до пяти лет и они обеспечивают наибольший выход конечного продукта на единицу сырья. Следовательно, эти расходы не только социально оправданы, но и экономически эф-ны. Существующая  с-ма планирования и финансирования пока способствует тому, что предприятиям выгоднее строить дорогостоящие очистные сооружения за счет гос-ных капитальных вложений, а не заботиться об экологически чистых технологиях, требующих значительных собственных средств. Применение же современных технологий создает предпосылки для снижения природоохранных затрат в 3 – 4 раза, т. к. установка очистного оборудования обходится дороже. Таким образом, проблема повышения эф-ти природоохранных затрат тесно связана с совершенствованием хозяйственного механизма природопользования в целом.

41.

Экономическая и социальная эффективность  экологических затрат.

Экономич. эф-ть затрат означает их результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами. Экономич. эффект Э, или результат природоохранных затрат, представляет собой предотвращенный экономич ущерб и дополнительный доход от улучшения производственной деятельности предприятий в условиях лучшей экологич обстановки.

Э=П+Д,           

где П  – величина годового предотвращенного экономич ущерба от загрязнения среды;     Д – годовой прирост дохода от улучшения производственных результатов.

Социальная  эф-ть – это, по сути, экономич эф-ть природоохранных затрат на предотвращение потерь чистой продукции вследствие заболеваемости, снижение выплат из фонда социального страхования, сокращение расходов общества на лечение трудящихся по причинам загрязнения окр среды и т. д. Другими словами, социальная эф-ть – это та часть экономич эф-ти, которая отражает результативность затрат, связанных с экологической нормализацией условий жизнедеятельности человека. Показатель соц эф-ти Эс определяется, как и общая экономич эф-ть, отношением годового эффекта (в данном случае – социального) к совокупным экологическим затратам:

Эс=Э/С+Ен*К

Соц эффект охраны природы проявляется в  снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха. Он непосредственно не имеет стоимостной формы, вместе с тем улучшение здоровья населения сопровождается целым рядом экономич результатов: экономией затрат на соц страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т. п. Таким образом, в общем виде соц эффект можно определить через экономич показатели:

Э=Эч.п.+Эс.с.+Эз.л.+Эп.т.,

где Эч.п. – эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости трудящихся из-за загрязнения среды; Эс.с. – эффект от сокращения выплат из фонда соц страхования (по больничным листам) в результате тех же причин; Эз.л. – эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин; Эп.т. – эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки.

Расчет  соц эффекта природоохранных  мероприятий представляет известные сложности: на сотояние здоровья, помимо загрязнителей среды обитания, влияют и другие факторы, поэтому трудно выделить “вклад” загрязнителей в ухудшение здоровья населения. Однако, по экспертным оценкам, каждый занятый в общественном производстве болеет в среднем 10 дней в году по причинам, связанным с неблагополучной экологической обстановкой. Соц эффекты и показатели соц эф-ти используются в качестве дополнительных к показателям экономич эф-та и эф-ти и служат для определения фактического уровня и нормативов укрупненных показателей затрат, необходимых для достижения установленной величины снижения вредных выбросов и поддержания заданного состояния природной среды.

42.

Участие РБ в международном  экологическом сотрудничестве.

Современная с-ма международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления:

1) парламентское  сотрудничество, состоящее в координации  законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии;

2) взаимодействие  исполнительных структур отдельных  гос-в, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН;

3) конвенционное  регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;

4) научно-техническое  сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т. п.;

5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т. д.;

Наиболее  распространенной и действенной  формой сотрудничества по вопросам охраны окр среды явл заключение международных  договоров и иных соглашений. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или гос-ва, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона или совместном использовании некоторых ресурсов.

Современное конвенционное регулирование направлено на предотвращение возможных последствий для окр среды опасных видов хоз деятельности. С этой целью международным сообществом были подписаны след документы: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Венская конвенция об охране озонового слоя (1985), Конвенция о помощи в случае ядерной войны или радиационной аварийной ситуации (1986), Конвенция о перевозке опасных грузов (1989) и др.

Всеобщую  заинтересованность представляет и  сохранение биологического и ландшафтного разнообразия планеты. В целях создания материальных стимулов сохранения биоразнообразия конвенцией закреплено признание биологических ресурсов суверенной собственностью гос-в, располагающих ими. Кроме того, страны, владеющие большим разнообразием генофонда, согласно конвенции имеют право взимать плату за доступ к этому ценному ресурсу.

Принятые  международные соглашения принесли конкретные позитивные результаты. Так, реализация Конвенции о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния привела к значительному снижению уровня загрязнения воздуха в Европе. Резко уменьшилось количество убиваемых в Африке слонов в результате принятой в 1990 г. Конвенции о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны.

Другой  эф-ной формой международного сотрудничества явл создание и деятельность межправительственных специализированных учреждений при ООН. Созданная по решению Стокгольмской конференции специальная структура ООН – Программа ООН по окр среде (ЮНЕП) – занимается наиболее острыми проблемами глобального экологического кризиса: изменением климата, опустыниванием земли, деградацией почв, вырубкой лесов, сокращением запасов пресной воды, загрязнением океана, сокращением биологического разнообразия. Одно из начинаний ЮНЕП – создание всемирной с-мы слежения (мониторинга) за состоянием и изменениями биосферы. Программа ООН по окр среде (ЮНЕП) – центральное учреждение ООН в данной области, обеспечивающее комплексный и цельный подход к решению многочисленных составляющих общей проблемы сохранения биосферы. Весомый вклад в реализацию международных соглашений и программ мирового сообщества по оздоровлению среды обитания вносят международные финансовые организации – Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ), которые определили охрану окр среды в качестве одной из главных задач своей деятельности. ЕБРР стал первым международным финансовым институтом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных след направления деятельности:

  • оказание помощи странам в операциях по формированию экологической политики;
  • содействие применению рыночных методов в управлении национальными эколог программами;
  • поощрение развития в странах рынка экологич товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окр среды;
  • организация и поддержка специальных исследований и программ по экологич образованию населения, предпринимателей, банкиров и т. д.;
  • проведение экологич процедур, связанных с экологич оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.

Являясь одним из учредителей ООН, РБ на постоянной основе поддерживает контакты с межправительственными  организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной  метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по проблемам окр среды и водным ресурсам, Международной справочной с-мой источников информации по окр среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др. Расширяется взаимодействие РБ с такими крупными международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ и т. д. В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН (ПРООН) в нашей республике, в рамках которой реализуются проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития. В республике продолжается работа по реализации разработанного целевой группой ЕЭК ООН проекта “Мониторинг и оценка качества вод бассейна реки Западный Буг”, выполняемого совместно с Польшей и Украиной.

РБ развивает  и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с другими сопредельными гос-ми и потенциальными инвесторами. Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, РФ, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) – с Польшей, Данией, Молдовой, Болгарией, Словакией.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"