Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:09, курсовая работа
Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, требующей успешного и надежного усвоения. Одной из возможностей для успеха такого усвоения является самостоятельная работа учащихся. Она является одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации мыслительной деятельности учащихся, занимает исключительное место на современном уроке, так как наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования знаний об истории России у младших школьников через использование самостоятельной работы …………………………………………………………5
1.1. Понятие самостоятельной работы в педагогической науке……..5
1.2. Особенности использования самостоятельной работы при формировании знаний об истории России у младших школьников………………………………………………………....10
Выводы по главе 1……………………………………………………………….12
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по проблеме формирования знаний об истории России через использование самостоятельной работы у младших школьников…………………………….14
2.1 Анализ опыта работы школы по проблеме формирования знаний об истории России у младших школьников……………………………...14
2.2 Проектирование экспериментальной работы по проблеме формирования знаний об истории России через использование самостоятельной работы у младших школьников………….……….....17
Выводы по главе 2……………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….....20
Список литературы………………………………………………………………21
Следует отметить, что любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способа действия. От этого во многом зависит эффективность всей работы.
При использовании разнообразных видов самостоятельных работ педагогу следует учитывать возможности выполнения данной задачи каждым учеником, иначе результат от выполнения такой работы будет обратным.
И.П. Пидкасистый предъявляет следующие требования к организации самостоятельной работы учащихся:
- любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель;
- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;
- обеспечивается разнообразие видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы;
- заинтересованность учащихся в выполнении предлагаемых самостоятельных работ;
- самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навык и привычку к труду;
- назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решений, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
В целом самостоятельная работа школьника основывается на правильной с точки зрения учебной деятельности организации его классной учебной деятельности. В частности, это относится к связи и переходу от внешнего контроля учителя к самоконтролю школьника и от внешней оценки к формированию его самооценки. Это, в свою очередь, предполагает совершенствование его контроля и оценивания самим учителем. Самостоятельная работа характеризуется собственной познавательной потребностью, самоконтролем.
1.2. Особенности использования самостоятельной работы при формировании знаний об истории России у младших школьников
Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собственной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Предмет изучения исторической науки - прошлое в его конкретности и неповторимости. Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность, связь времен и поколений. Это - средство приобщения школьников к достижениям отечественной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям. Это - условие воспитания любви к Родине и гражданственности. Изучение истории способствует формированию у учащихся собственных ценностных ориентации и убеждений, полезных в социальном общении и гражданском поведении. Исходя из данного понимания функций исторического образования, обратим внимание на особенности освещения историко-обществоведческих знаний в начальной школе.
Психолого-педагогическими характеристиками младшего школьного возраста являются: эмоциональность, любознательность, в мышлении -формирование к 3-4 классу возможности построения оценочных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементарной абстракции. Младший школьный возраст - период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и пр.), интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества.[12, 129]
Изучение истории России в начальной школе по программе А. Плешакова «Мир вокруг нас» (УМК «Школа России») начинается в 4 классе. Конечно, с первого класса идет пропедевтическая линия изучения, через такие темы как «Герб России», «Флаг России» и т.д.
Несомненно, изучение истории для младшего школьника невероятно трудно, но необходимо. Но с введение новых ФГОС второго поколения, наряду с многими приоритетными целями, в области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» стали следующие [24,12]:
1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Познакомить с историей России младшего школьника наряду с другими средствами обучения может помочь использование разнообразных видов самостоятельной работы.
Как известно, для результативного использования самостоятельной работы необходимо заинтересовать учащихся, разъяснить и, в первое время, показать, как надо выполнять задание. На первых этапах можно использовать самостоятельную работу с текстами учебника – это может быть и ответы на заранее поставленные вопросы, и пересказ, и составление схем, таблиц по изучаемому материалу и др. Затем задачу для самостоятельной работе можно усложнить, например, выполнить те же задания, но текст взять не из учебника, а из художественной литературы. Тут уже можно предложить и подготовку сообщений по изучаемой теме, составление презентаций к теме и т.д.
Так как, изучая историю России, учащимся приходится перерабатывать большой объем информации, то ее структурирование поможет более эффективному усвоению материала.
В ходе работы над изучением данной темы можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы самостоятельных работ: создание проектов, стенгазет, творческих работ и др.
При выполнении таких заданий у учащихся укрепляются и расширяются знания об истории России, что позволяет человеку ориентироваться в современном мире, достигать взаимопонимания между людьми, представляющими различные культурные, религиозные, этнические традиции, а также расширяет его мировосприятие. Для того, чтобы человек осознал себя в мировой «реке времен», важно понимать ценности людей прошедших эпох, их стремления и достижения.
Выводы по главе 1
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знания об истории России у младших школьников при использовании самостоятельной работы можно сделать следующие выводы.
Однозначного определения самостоятельной работы в психолого-педагогической литературе не существует. Рассмотрев определения И.А. Зимняя, И.П. Пидкасистого и Б.П. Ёсипова в данном исследовании мы придерживаемся определение последнего.
П.И. Пидкасистый выделяет уровни самостоятельной деятельности школьников, обозначает четыре типа самостоятельных работ в соответствием с уровнями, отмечает требования к организации самостоятельной деятельности учащихся.
Изучение истории России для младших школьников невероятно трудно, но необходимо. Использование разнообразных видов самостоятельных работ повышает эффективность усвоения материала по данной теме.
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по проблеме формирования знаний об истории России через использование самостоятельной работы у младших школьников
2.1 Анализ опыта работы школы по проблеме формирования знаний об истории России у младших школьников
Чтобы выбрать методики для повышения качества формирования знаний об истории России через использование через использование самостоятельной работы, проанализируем опыт работы школы. Для этого были проведены две анкеты: для учащихся и для учителей.
Анкета для учителей.
Цель: выяснить с помощью, каких методов и форм формируются знания об истории России у младших школьников.
Метод обработки: анализ работ учителей.
База исследования: МОУ «Начальная общеобразовательная школа №39», г. Череповца.
При проведении анкеты были предложены следующие вопросы:
1. Какие приемы и методы вы используете при формировании знаний об истории России у младших школьников?
2. Какие виды самостоятельных работ вы используете на уроках окружающего мира?
3. С какой целью вы проводите самостоятельные работы?
В ходе эксперимента было опрошено 4 педагога:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 |
1 отвечающий | Рассказ, демонстрация, подготовка сообщений | Опыты, составление таблиц, ответы на вопросы | Проверка знаний учащихся, их систематизация, расширение кругозора |
2 отвечающий | Пересказ, рассказ, работа с текстом | Подготовка сообщений, составление схем | Проверка знаний учащихся |
3 отвечающий | Работа с текстом, самостоятельная работа, рассказ, демонстрация | Составление таблиц, схем, ответы на вопросы | Проверка знаний учащихся, систематизация и уточнение |
Проанализировав результаты анкетирования можно сделать следующие выводы: в основном при формировании знаний об истории России у младших школьников используются рассказ учителя, ответы на вопросы, самостоятельные работы, пересказ. Самостоятельные работы проводятся с целью проверки знаний и расширения кругозора. Ни один педагог не использует творческие самостоятельные работы.
Для выявления уровня сформированности у учащихся знаний об истории России была проведена диагностическая тестовая работа.
№ | Вопрос | Варианты ответов |
1 | Русские, украинцы и белорусы произошли: | А.от восточных славян; Б. от западных славян; В. от южных славян. |
2 | Одним из главных богов у славян был: | А. Зевс; Б. Перун; В. Посейдон. |
3 | Пергамент – это материал для письма: | А. из берёзовой коры; Б. из кожи; В. из папируса. |
4 | Самую известную летопись «Повесть временных лет» писал: | А. Нестор; Б. Сергий Радонежский; В. Мефодий. |
5 | Поход на Русь в 1237 году возглавил хан: | А. Батый; Б. Чингисхан; В. Ахмат. |
6 | Какой город татары назвали «злым», т. к. он стойко и упорно сопротивлялся татарам? | А. Новгород; Б. Киев; В. Козельск. |
7 | Как прозвали князя Александра, разбившего шведов в 1242 году? | А. Долгоруким; Б. Невским; В. Мудрым. |
8 | Какой князь сделал решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев? | А. Иван III; Б. Иван Калита; В. Ярослав Мудрый. |
9 | Кто призвал русских людей в начале ХVII века постоять за родную землю? | А. Кирилл и Мефодий; Б. Минин и Пожарский; В. царь Фёдор. |
10 | Под каким прозвищем в истории остался царь Пётр I? | А. Грозный; Б. Мудрый; В. Великий. |
11 | На Сенатской площади в Санкт-Петербурге при Екатерине II был возведён памятник. Кому установлен этот памятник? | А. Минину и Пожарскому; Б. А. В. Суворову; В. Петру I – «Медный всадник». |
12 | Кто в 1790 году стал командующим Черноморским флотом? | А. Ф. Ф. Ушаков; Б. А. В. Суворов; В. М. И. Кутузов. |
13 | Бородинская битва произошла: | А. 26 мая 1812года; Б. 26 августа 1912 года; В. 26 августа 1812 года. |
14 | Кто был последним русским государем? | А. Иван III; Б. Николай II; В. Александр II. |
15 | В каком году началась Вторая мировая война: | А. в 1914 году; Б. в 1941 году; В. в 1939 году. |