Самостоятельная работа как средство формирования знаний об истории России у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, требующей успешного и надежного усвоения. Одной из возможностей для успеха такого усвоения является самостоятельная работа учащихся. Она является одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации мыслительной деятельности учащихся, занимает исключительное место на современном уроке, так как наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования знаний об истории России у младших школьников через использование самостоятельной работы …………………………………………………………5
1.1. Понятие самостоятельной работы в педагогической науке……..5
1.2. Особенности использования самостоятельной работы при формировании знаний об истории России у младших школьников………………………………………………………....10
Выводы по главе 1……………………………………………………………….12
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по проблеме формирования знаний об истории России через использование самостоятельной работы у младших школьников…………………………….14
2.1 Анализ опыта работы школы по проблеме формирования знаний об истории России у младших школьников……………………………...14
2.2 Проектирование экспериментальной работы по проблеме формирования знаний об истории России через использование самостоятельной работы у младших школьников………….……….....17
Выводы по главе 2……………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….....20
Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЯ ОБ ИСТОРИИ РОССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 142.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЯ ОБ ИСТОРИИ РОССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1               Психолого-педагогические основы формирования знаний об истории России у младших школьников через использование самостоятельной работы …………………………………………………………5

              1.1.              Понятие самостоятельной работы в педагогической               науке……..5

1.2.           Особенности использования самостоятельной работы при формировании знаний об истории России у младших школьников………………………………………………………....10

Выводы по главе 1……………………………………………………………….12

Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по проблеме формирования знаний об истории России через использование самостоятельной работы у младших школьников…………………………….14

              2.1 Анализ опыта работы школы по проблеме формирования знаний об               истории России у младших               школьников……………………………...14

              2.2 Проектирование экспериментальной работы по проблеме               формирования знаний об истории России через использование               самостоятельной работы у младших школьников………….……….....17

Выводы по главе 2……………………………………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………….....20

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

              Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, требующей успешного и надежного усвоения. Одной из возможностей для успеха такого усвоения является самостоятельная работа учащихся. Она является одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации мыслительной деятельности учащихся, занимает исключительное место на современном уроке, так как наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

              Проблемой исследования является то, что чаще всего самостоятельная работа на уроках используется с целью проверки усвоенных знаний. Хотя потенциал использования данного средства этим не ограничен, его возможности гораздо шире. Это и получение, и усвоение новых знаний, и развитие творческой личности, способной спланировать свою деятельность и т.д.

              А например, Н.Ф. Бунаков считает, что способ обучения  «должен представлять собой процесс самообучения, возбуждая, поддерживая и направляя самостоятельность ребенка». М.И. Деликов, полагает, что «только тот урок можно признать вполне хорошим, где у учащихся была самостоятельная работа, т.е. такая работа, при которой школьники должны самостоятельно видоизменять материал, или комбинировать его с прежде усвоенным».

              Таким о значении самостоятельной работы в процессе формирования знаний писали такие ученые как Н.Ф. Бунаков, М.И, Деликов, И.П.Пидкасистый, И.А. Зимняя, В.А.Сластенин  и мн. др.

              Над проблемой формирования знаний об истории России работали такие ученые как А. А. Плешаков, Т.О. Поглазова, А.А. Вахрушев и др.

Целью данного исследования является обоснование педагогических условий, при которых качество знаний об истории России  у младших школьников будет возрастать.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1.      проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме формирования знаний об истории России у младших школьников через использование самостоятельной работы;

2.      проанализировать опыт работы школы по проблеме формирования знаний об истории России у младших школьников через использование самостоятельной работы;

3.      спроектировать экспериментальную работу по проблеме формирования знаний об истории России у младших школьников через использование самостоятельной работы .

Предметом данного исследования является формирование знаний об истории России у младших школьников.

Объектом данного исследования является процесс формирования знаний об истории России у младших школьников.

Методы, которые использовались при разработке данной темы:

анализ научной литературы, анкетирование, построение гипотез.

Базой исследования является МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 39», 4 класс.

Гипотеза:   качество знаний об истории России у младших школьников будет повышаться при соблюдении следующих условий:

1)     Использование разных видов самостоятельных работ в соответствии с возможностями обучающихся;

2)     Если будет показана значимость знаний истории своей страны для гражданина России;

3)     Использование подробного инструктажа перед выполнением самостоятельной работы.

 

 

 

 

Глава 1               Психолого-педагогические основы формирования знаний об истории России у младших школьников через использование самостоятельной работы

              1.1.              Понятие самостоятельной работы в педагогической               науке

              Проанализировав психолого-педагогическую литературу видно, что однозначного определения самостоятельной работы нет.

              Психолог И.А. Зимняя самостоятельную работу определяет «как высший специфический вид учебной деятельности учащихся» и выявляет ее существенные особенности. Она считает, что «самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет» [8, 226]. Это предполагает необходимость направленной работы учителя на создание предпосылок возникновения у них такой потребности.

              Другими словами, особенность понимаемой таким образом самостоятельной работы в отличие от «внеклассной», «домашней» как раз и состоит в том, что в ее основе всегда лежит новый для школьника материал, новые познавательные задачи. Увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий учащегося труд.

              Педагог И.П. Пидкасистый, самостоятельную работу определяет как «любая организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний» [14, 355]

              Он отмечает, что как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить обучающийся, объект его деятельности, а с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении обучающимся учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, требующей успешного и надежного усвоения. Одной из возможностей для успеха такого усвоения является самостоятельная работа учащихся. Она является одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации мыслительной деятельности учащихся, занимает исключительное место на современном уроке, так как наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

              Ёсипов Б. П. считает, что самостоятельная работа – это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий [5, 142].

              Таким образом, оба определения указывают на познавательную функцию самостоятельной работы, на направляющую роль педагога и активную деятельность обучающихся.

              И.П. Пидкасистый выделяет четыре уровня самостоятельной деятельности школьников, соответствующие их учебным возможностям[14,356]:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне  уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условия по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

              Самостоятельная работа школьников, рассматриваемая в целом как деятельность, представляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение.

              Педагоги выделяют типы самостоятельных работ в соответствии с их  уровнями [14,357]: воспроизводящие самостоятельные  работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

              Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность обучающихся при выполнении работ этого типа, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ велика. Они формируют основу подлинно самостоятельной деятельности обучающегося.

              Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний  и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы данного типа приводят школьников к  осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа создают основу для дальнейшей творческой деятельности ученика.

              Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи ученик уже имеет. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося.

              Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет им получить принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.

              В процессе обучения каждый тип самостоятельных работ представлен разнообразием их видов. Наиболее распространенными являются следующие:

1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленный вопрос; анализ, сравнение обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочными и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения, составление различных задач  и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы, диктанты, сочинения.

5. Подготовка докладов и рефератов.

6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8. Техническое моделирование и конструирование.

Информация о работе Самостоятельная работа как средство формирования знаний об истории России у младших школьников