Рынок золота

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:14, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Рынки золота - это центры торговли золотом, где концентрируется спрос и предложение этого металла и осуществляется его регулярная купля-продажа. Мировой рынок золота в широком плане охватывает всю систему циркуляции этого драгоценного металла в масштабах мира - производство, распределение, потребление. Иногда это понятие рассматривается и в более узком плане - в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международном уровнях. При этом следует иметь в виду, что, когда речь идет об основных особенностях и параметрах рынков золота обычно подразумевается, во-первых, купля-продажа наличного металла в слитковой форме и, во-вторых, оптовые методы торговли этими слитками. Соответственно, особенности торговли так называемым "бумажным золотом" анализируются в рамках деятельности золотых бирж.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ…………………………………………….4

1.1. Трансформация функций золота в мировой экономике….……………….4

1.2. Методы исследования влияния мирового рынка золота на

национальные экономики………………………………………………………21

1.3. Анализ конъюнктуры мирового рынка золота……………………………32

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………………...44

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Факторы, определяющие формирование совокупного спроса на золото.45

2.2. Динамика совокупного спроса на золото и тенденции его развития……60

2.3. Роль России в формировании совокупного спроса на мировом рынке золота……………………………………………………………………………..79

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ………………………………………………………...85

ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ

3.1. Анализ совокупного предложения золота и тенденции его развития…..87

3.2. Факторы, влияющие на формирование совокупного предложения золота…………………………………………………………………………….97

3.3. Россия в формировании совокупного предложения на мировом рынке золота...................................................................................................................109

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ……………………………………………………….125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...127

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………132

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Золото.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

     Во  время последнего цикла роста  на рынке золота (1993-1997 гг.) расходы  на геологоразведочные работы постепенно возрастали, достигнув в 1997 г. своего максимума 5,2 млрд. долл. Однако в дальнейшем ситуация изменилась; в 1998 г. указанные расходы снизились сразу на 29%; в 1999 г. — еще на 24%. Некоторый оптимизм внушали данные за 2000 г.: темпы снижения расходов уменьшились до 7%, достигнув примерно 2,6 млрд. долл.

     Кроме ценового фактора, на резкий рост добычи золота оказало влияние появление двух новых отраслей реального сектора экономики, активно потребляющих драгоценные металлы: производство компьютеров и сотовых телефонов. Без спроса со стороны этих отраслей рост добычи золота не был бы таким продолжительным и активным, поскольку потребности традиционных потребителей – ювелирной промышленности, стоматологии и чеканки монет – не являются стабильно устойчивыми.(Прил.2)

     Сейчас  на общий объем добычи влияют как  минимум четыре фактора: цена золота в долларах США, цена и себестоимость золота в валюте страны-производителя, динамика курсов валют основных золотодобывающих стран по отношению к доллару и изменение «покупательной способности» металла. Очевидно, что с ростом долларовой цены золота происходит рост добычи во всем мире, а при падении – спад в добыче. Но в каждой стране есть своя специфика.

     Например, в США добыча золота находится  в противофазе с ее ценой: при  росте цены добыча снижается, а при  падении – растет. Подобная асинхронность  может быть объяснена, с одной стороны, запаздыванием реакции производителей на меняющиеся условия реализации, а с другой – использованием многолетней практики золотодобывающих корпораций ЮАР, которые в условиях высоких цен переходили на обработку бедных руд, а в условиях низких цен – богатых. В обоих случаях прибыль корпораций не менялась, низкие цены компенсировались пониженной себестоимостью и ростом выпуска золота.

     Анализируя  себестоимость золотодобычи в различных  странах, нужно подчеркнуть, что  затраты на добычу в России на 23% ниже среднемирового уровня (таблица 7).

     Таким образом, при общей тенденции  роста совокупных затрат на добычу золота, только Россия имеет дополнительное конкурентное преимущество рентабельности добычи в размере 23%.

     Таблица 7. Затраты золотодобычи основными участниками мирового рынка золота'

     Страны      Средние совокупные затраты в 2006, $/унция
     ЮАР      312
     Австралия      291
     США      277
     Россия      205
     Канада      277
     Прочие      249
     Средневзвешенные  совокупные затраты без учета России      267
     Средние совокупные затраты в России      205

     Именно  это естественное конкурентное преимущество российских золотодобывающих компании, в сочетании с достаточно обширным объемом запасов, и привлекает иностранные  компании на рынок России. Так, многим иностранным золотодобытчикам удалось  существенно повысить свои консолидированные финансовые результаты благодаря тому, что в их структуре есть низкозатратные российские подразделения.

     Самым заметным примером является компания Вета Gold, которая ведет добычу золота как в России, так и в ЮАР. В 2004 г. совокупные денежные затраты в ЮАР составили $394/унция, в России - $148/унция. После консолидации средневзвешенный показатель по всей компании был равен $278/унция. Хотя разница между себестоимостью добычи в ЮАР и в России объясняется, в основном, курсом рэнда. Пример Веша Gold показывает, что низкие затраты на добычу российского золота могут положительно сказаться на совокупных финансовых показателях транснациональной золотодобывающей компании.56

     Здесь необходимо отметить, что показатель расходов на геологоразведочные работы меняется с определенным лагом по отношению к конъюнктуре цен на драгоценные металлы. Учитывая оживление на рынке металлов платиновой группы и инерционность данных затрат (они включаются в годовые бюджеты фирм и пересматриваются, обычно, по итогам года) можно предположить, что показатель расходов приблизился к своему дну и имеет все шансы консолидироваться вблизи указанной отметки (таблица 8).

     Таблица 8.

     Распределение расходов на геологоразведочные работы в ведущих регионах-производителях цветных и драгоценных металлов в 2006 г. (млн. долл.)57

     Страны / регионы      Величина  расходов на геологоразведочные работы      Удельный  вес
     Латинская Америка      661,9      28,3
     Австралия      404,8      17,3
     Канада      348,0      14,9
     Африка      293,1      12,6
     США      234,5      10,0
     Юго-Восточная Азия      199,2      8,5

     Золотодобыча - весьма капиталоемкий бизнес; на освоение месторождений (особенно рудных) требуются  большие затраты. Одним из следствий  этого является достаточно высокая  степень монополизации в отрасли. Несмотря на то, что в мире действует  несколько тысяч компаний, занимающихся добычей драгоценных металлов, большая часть производства приходится на крупные корпорации. Так, долгое время в ЮАР золотодобыча велась силами 50 компаний, что меньше, чем в других странах-лидерах. При этом основной объем производства приходился на шесть объединений, созданных при участии зарубежного капитала.

     Общий объем предложения на рынке золота в 2003 г. составил 4,1 тыс. т. драгметалла. Эта цифра, помимо добытого золота, включает продажи металла из официального сектора (Центральные банки) - 591 т. (на 5%

     больше, чем в 2002 г.), а также золото, полученное в результате вторичной переработки - 940 т. (рост на 12,7%по сравнению с 2002 г.).

     Предложение золота стало расти после 2000 г. - за счет увеличения поступлений вторичного металла и активизации продаж из госзапасов (таблица 9). Под вторичным золотом понимается металл, полученный в результате переработки золотосодержащих изделий, прошедший аффинаж и отлитый в слитки. Под это понятие не подпадают ювелирные изделия, слитки и монеты, перепродаваемые как таковые. Основной источник лома для производства вторичного золота - ювелирные изделия. Значительно меньше количество металла дает переработка компонентов электронной техники. Объемы поставок золотого лома зависят от состояния экономики и цен на золото.

     Таблица 9.

     Динамика  поставок золота на мировой рынок  за 1999-2004 гг., т.

            1999      2000      2001      2002      2003      2004
     Добыча      2580      2568      2595      2590,1      2570      2600
     Вторичное производство      600      600      700      840      940      880
     Продажи из госзапасов      464      471      468      559      589      530
     Всего предложение:      3644      3639      3763      3989,1      4099      4020

     В среднем за 10 лет ежегодно на рынок  поступало порядка 600 т.

     вторичного  золота.

     Всплеск 1998 г. связан с последствиями азиатского кризиса 1997 г., для ликвидации которых  правительства региона выкупали за местную валюту золото у населения. Только в Южной Корее таким образом было получено более 300 т. В 2002 г. объем вторичного золота составил почти 840 т., в 2003 г. - 940 т. (в основном - из-за повышения цен на металл). Основные добавочные объемы обеспечили Индия, Индонезия и Таиланд.

     Таким образом, предложение на рынке золота зависит от нескольких составляющих его элементов, среди которых  можно выделить, прежде всего, непосредственно  золотодобычу, объем которой практически  не меняется в последние годы. Вторым элементом по значимости является золотой лом. Этот элемент является трудноуправляемым каким-либо экономическим субъектом. А третий — продажа золота из госзапасов — больше всего подвержен субъективным факторам и политическим интересам.

3.2. Факторы, влияющие  на  формирование  совокупного предложения  золота 

     Формирование  предложения золота - это многофакторный процесс, протекающий под действием  совокупности фундаментальных, технических, спекулятивных факторов.

     Необходимо  отметить, что при формировании сбалансированности предложения на рынке основную роль в формировании среднемировых затрат труда играют данные затраты в стране-лидере по поставкам металла на рынок. Здесь необходимо отметить, что в состав параметров, учитываемых предпринимателями при формировании цен на мировом рынке золота, входят издержки как основная составляющая, поэтому модифицированная Д. Патинкиным модель общего равновесия Л. Вальраса применительно к рынку золота базируется, главным образом, на пропорциональности   спроса   и предложения,  которые непосредственно зависят от себестоимости золотодобычи. Если спрос превышает предложение, то цена может определяться страной, производящей товар при наихудших условиях. На рынке золота подобное явление наблюдалось, в частности, в 1970-х гг. Значительное повышение цены золота позволило перейти на более бедные руды. Стоимость в отрасли стала определяться условиями производства на худших участках, в результате чего она повысилась и стала подкреплять высокую рыночную цену.58 При превалировании предложения над спросом цена может определяться страной с наилучшими условиями производства. В этих условиях закрываются малопроизводительные рудники и усиленно разрабатываются богатые руды.

     Еще одна особенность образования предложения  золота обусловлена тем, что текущая добыча составляет незначительную часть накопленных запасов. Стоимость всего накопленного золота определяется современными затратами труда на добычу нового металла. В то же время перемещение накопленных запасов оказывает сильное влияние на цену золота и, следовательно, на условия добычи.

     В последнее время все активнее дебаты вокруг реформы международной  финансовой архитектуры. И все чаще исследователи' вспоминают классическую систему золотого стандарта. Новый  взгляд на золотой монометаллизм позволяет определить меры, которые могут способствовать регулированию современной валютной системы путем регулирования золотого предложения на рынке.

     Анализ  стандартов целесообразно проводить  в двух аспектах: внутреннем и международном.

     Внутренний затрагивает институциональные соглашения (законодательные основы эмиссии и денежного обращения), а также инструменты денежно-кредитной политики государства.

     Международный касается валютных соглашений, заключенных национальными властями на межстрановом уровне.

     Большую часть своей истории человечество жило при биметаллическом стандарте. Но в последние два столетия денежные стандарты стали сменять друг друга с неимоверной скоростью. Моно- или мультиметаллические денежные стандарты представляли собой одну из разновидностей товарных денежных стандартов, которые основывались на серебре, золоте или параллельном обращении обоих металлов. Встречались и другие разновидности товарных денег — бронза, медь и даже морские раковины.

     Рассмотрим  классический золотой стандарт, или золотой монометаллизм. Это такая система, при которой ценность денежной единицы официально устанавливается равной определенному количеству золота, а деньги имеют форму золотых монет и (или) банкнот, конвертируемых по первому требованию их держателей в драгоценный металл по неизменному обменному курсу.59

     Для функционирования золотого стандарта  необходимы три условия:

  • неограниченное право собственности и распоряжения золотом;
  • обязательство денежных властей разменивать национальную валюту на металл в любых количествах по фиксированному курсу;
  • свободный экспорт и импорт золота через национальные границы.

Информация о работе Рынок золота