Прогнозирование и планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 07:55, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе ставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические вопросы планирования и прогнозирования налогообложения на макроуровне. Определить сущность и задачи планирования и прогнозирования.
2) Рассмотреть практические вопросы планирования и прогнозирования налогообложения в Российской Федерации, осуществляемого на макроуровне.

Содержание

Введение…………………….……………………………………………..3
Глава 1. Понятие налогового планирования и прогнозирования, его задачи……………………………………………………………………………....4
Глава 2. Прогнозирование и планирование на макроуровне…………..8
Глава 3. Анализ налоговых платежей бюджетов РФ на начало 2011г……………………………………………………….……….….16
Заключение………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………….…..29

Работа содержит 1 файл

контр.docx

— 367.21 Кб (Скачать)

       1) валовый внутренний продукт (ВВП);

       2) валовый национальный продукт (ВНП);

       3) чистый национальный продукт  (ЧНП);

       4) национальный доход (НД);

       5) личный доход населения;

       6) средняя процентная ставка;

       7) платежный баланс;

       8) численность населения и др.

       ВВП определяет общий размер агрегированной налогооблагаемой базы, так как является неструктурированным источником всех налоговых платежей.

       ВНП дает представление о том, какая  часть налоговых платежей будет  формироваться за счет деятельности исключительно национального капитала.

       ЧНП дополняет оба первых экономических  показателя, сужая агрегированную налогооблагаемую базу (за счет исключения амортизационных  отчислений) до части ВНП, формирующей  доходы населения, что позволяет  создать адекватное представление  о возможном объеме источника  налоговых поступлений, в частности, косвенных налогов.

       НД  отражает не косвенные налоги, а  наоборот, другую составляющую налоговых  поступлений, каковыми являются прямые налоги.

       Личные  доходы населения, представляющие собой  долю национального дохода, позволяют  проследить, какая часть доходов  может быть израсходована на индивидуальное потребление или сбережение.

       Личные  доходы являются показателем, определяющим возможную величину налоговых поступлений  за счет подоходных налогов и т.д.

       Средняя процентная ставка позволяет уточнить влияние на объем налоговых поступлений  размеров ВВП и ВНП, так как  ее величина формирует совокупный (инвестиционный и потребительский) спрос на производственный общественный продукт.

       Численность населения обосновывает прогнозирование  определенных налоговых поступлений - объем налоговых платежей в части  прямых налогов на физических лиц, отчисления в различные фонды и т.д.

       Важной  задачей прогнозирования результативности налогового процесса является задача определения в налоговом (бюджетном) периоде достижимого объема государственных  доходов как в целом, так и за счет источников.

       При решении данной задачи следует учитывать  следующие обстоятельства:

       1. Высокий удельный вес возможных  налоговых поступлений в общем  объеме государственных доходов  оправдан в том случае, если  прогноз экономического развития  страны характеризует ее достаточный  потенциал в виде высокого  уровня всего комплекса приведенных  выше показателей. В противном  случае объем прогнозируемых  налоговых изъятий приведет к  резкому снижению налоговых поступлений  на стадии их мобилизации.

       2. Смещение структуры государственных  доходов в сторону налоговых  поступлений может объективно  привести к снижению объемов  ВНП. При этом следует учесть, что макроэкономические последствия в силу общего инерционного характера макроэкономических процессов могут проявиться не в текущем, а в последующих налоговых периодах. То есть положительные результаты оперативного и тактического характера могут явиться причиной ухудшения стратегической перспективы.

       3. Усиление роли налоговой составляющей  в общем объеме государственных  доходов предполагает тщательное  обоснование структуры налоговых  поступлений, что вызвано влиянием  различных элементов налоговых  и неналоговых доходов на экономические  процессы.

       Основой решения задачи повышения качества налогового планирования является прогноз общего объема налоговых доходов и тщательное обоснование методики при расчетах конкретных видов налогов, сборов и других платежей. То есть процесс планирования структуры налогов и сборов заключается в определении их рационального соотношения исходя из территориальных задач текущего периода.

       Определение состава и объема налогооблагаемой базы в практике налогового прогнозирования  может быть разделено на два этапа:

       1) разработку конкретной и понятной  для расчетов методики исчисления  налогооблагаемой базы с обязательным  формированием требований к ее  информационному обеспечению;

       2) оценку и анализ потенциального  объема налогооблагаемой базы  на основе методики и прогнозных  показателей экономического развития.

       Результативность  и обоснованность налогового процесса могут быть обоснованы показателями: объемом бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам; реальными поступлениями денежных средств из налоговой системы; уровнем  выполнения бюджетных назначений; отношением объема выполнения бюджетных назначений к ВВП и отношением поступления  в бюджет реальных денежных средств к ВВП.

       В целом процесс налогового планирования можно представить в виде следующей  схемы (см. рис. 1.1.):

       1) Устанавливаются цели, на достижение  которых ориентирована система  налогообложения.

       2) Разрабатываются методы и конкретные  мероприятия реализации поставленных  целей.

       3) Разграничиваются налоговые полномочия  и доходные источники между  органами власти и управления  различных уровней.

       4) Определяются или устанавливаются  (хотя нужно было бы рассчитывать) конкретные пропорции распределения  налогов между бюджетами различных  уровней, составляющих основу  налогового планирования.

       5) Рассчитываются конкретные или  общие суммы налогов, взимаемых  с каждой территории (административной  единицы), что должно обеспечить  экономически обоснованные показатели.

       

       Рис. 1.1. – Процесс налогового планирования

       Определяются  общие объемы налоговых поступлений  на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в  целом на федеральном, региональном и местном уровнях.

       Расчет  общих сумм налогов на федеральном, региональном и местном уровнях  в принципе осуществляется на основе единых методических подходов, но лишь различается количеством участников и задачами, свойственными каждому уровню.

       Например, применительно к субъекту РФ Комитет  финансов администрации субъекта РФ является центральным звеном в процессе планирования налоговых поступлений  в бюджет региона. На первом этапе  расчета общей суммы собираемости налогов Комитет финансов суммирует  статистические и аналитические  материалы, необходимые для составления  плана налоговых доходов в бюджет исходя из целей и задач (политики) администрации (правительства субъекта РФ).

       Процесс работы начинается с того, что налоговые  инспекции региона на основе анализа  предыдущих поступлений налогов  составляют прогноз объема платежей в бюджет с юридических и физических лиц, зарегистрированных в регионе. Сведения о фактической величине налогов, зачисляемых в бюджеты  всех уровней региона, размеров недоимок по налогам, предполагаемым суммам налоговых  поступлений на следующий отчетный период передают в Управление по налогам  и сборам субъекта РФ, где составляется отчет о налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ в целом  по субъекту РФ.

       Кроме того, составляются и отчеты о задолженности  по налоговым платежам, уплате налоговых  санкций и пени, ряду других отчетных и аналитических материалов, используемых для расчетов прогнозной величины налоговых  поступлений.

       Расчеты в целом производятся исходя из объема фактически поступивших сумм, выявленных анализом тенденций поступлений  платежей в бюджет, с учетом инфляции и предлагаемых изменений в налоговом  законодательстве всех уровней.

       Для расчетов используется информация о  фактических суммах поступивших в бюджет платежей всех уровней региона, которую предоставляет Управление Федерального Казначейства по субъекту РФ.

       Одновременно  Комитет экономики и промышленной политики субъекта РФ сообщает Комитету финансов необходимые для прогнозирования  доходов бюджета варианты прогнозных показателей социально-экономического развития субъекта РФ на очередной  финансовый год и среднесрочную  перспективу (3 - 5 лет).

       При формировании проекта бюджета используются как среднесрочные, так и долгосрочные экономические прогнозы (свыше 5 лет).

       Методика  расчета включает основные экономические  показатели:

       1) индекс цен;

       2) уровень процентной ставки рефинансирования  ЦБ;

       3) уровень безработицы;

       4) уровень заработной платы рабочих  и служащих;

       5) доходы физических и юридических  лиц и др.

       Комитет государственной статистики по субъекту РФ также предоставляет Комитету финансов информацию о социально-экономическом  положении региона, включающую данные о затратах на производство предприятий, динамике капитального строительства, сведения о наличии и использовании  основных фондов, дифференциации заработной платы в отраслях экономики региона  и другие необходимые данные.

       Комитет финансов совместно с Комитетом  экономики и промышленной политики подготавливают и представляют на рассмотрение администрации (правительства) субъекта РФ следующие материалы:

       1) основные направления бюджетной,  налоговой и инвестиционной политики  региона на очередной финансовый  год и на предстоящие три  года;

       2) проект финансового плана-прогноза  региона на три года;

       3) порядок организации межбюджетных отношений органов государственной власти региона и органов местного самоуправления.

       Все эти материалы оформляются в  виде финансового плана-приказа  субъекта РФ на очередной финансовый год и ближайшие 3 года.

       С получением от Правительства РФ согласованного варианта финансового плана-прогноза Комитет финансов субъекта РФ приступает к непосредственному расчету  величины налоговых поступлений  на отчетный финансовый год. Разграничение  налоговых поступлений по уровням  бюджетной системы осуществляется в соответствии с налоговым законодательством  и статьями закона о федеральном  бюджете на очередной год.

       В целом налоговое планирование представляет собой, особенно на федеральном уровне, комплексный и многофакторный процесс  определения общей суммы и  структуры налоговых доходов  в бюджет. Улучшение методики налогового планирования является одним из важнейших  направлений не только соответствующих  структур органов государственной  власти, но и научных организаций  и учреждений.

       При этом существенное значение имеет разработка новых подходов к количественной и качественной оценке системы налогового планирования на основе реальной налоговой  базы и налогового потенциала административных единиц (местного, регионального и  федерального).

       При установлении уровня налогового потенциала возможно использование в первую очередь следующих показателей, влияющих на формирование налоговой  базы:

       1) отраслевая специализация (административной  единицы);

       2) численность населения (городского  и сельского);

       3) количество и отраслевой состав  предприятий как налогоплательщиков;

       4) уровень оплаты труда и задолженность  по заработной плате и другим  выплатам населению и предприятиям;

       5) уровень экономического развития;

       6) социально-демографический состав  населения;

       7) административный состав органов  власти, учреждений, заведений и  других объектов, участвующих в  данном процессе.

Информация о работе Прогнозирование и планирование