Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 09:29, реферат
Между тем, став в своем роде модной, экология не избежала вульгаризации
понимания и содержания. В ряде случаев экология становится разменной монетой
в достижении определенных политических целей, положения в обществе.
В разряд экологических нередко возводятся вопросы, относящиеся к отраслям
производства, видам и результатам деятельности человека, просто если к ним
добавляют модное слово «экология». Так появляются несуразные выражения, в том
числе и в печати, типа «хорошая и плохая экология», «чистая и грязная
экология», «испорченная экология» и др. Это равнозначно присвоению таких же
эпитетов математике, физике, истории, педагогике и т. п.
Введение
Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трех «Э»: экономика,
энергетика, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает
все более и более пристальное внимание человечества.
Экологию рассматривают как науку и учебную дисциплину, которая призвана
изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом
под средой понимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних
организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества.
Термин «экология» был введен в употребление немецким естествоиспытателем Э.
Геккелем в 1866 году и в дословном переводе с греческого обозначает науку о
доме (ойкос - дом, жилище; логос -учение).
По этой причине экологию иногда связывают только с учением о среде обитания
(доме) или окружающей
среде. Последнее в основе
существенной поправкой, что среду нельзя рассматривать в отрыве от
организмов, как и организмы вне их среды обитания. Это составные части
единого функционального целого, что и подчеркивается приведенным выше
определением экологии как науки о взаимоотношениях организмов и среды.
Такую двустороннюю связь важно подчеркнуть в связи с тем, что это
основополагающее положение часто не до учитывается: экологию сводят только к
влиянию среды на организмы. Ошибочность таких положений очевидна, поскольку
именно организмы сформировали современную среду. Им же принадлежит
первостепенная
роль в нейтрализации тех
происходили и происходят по различным причинам.
Концептуальные основы дисциплины. С момента появления «Экология» развивалась
в рамках биологии практически на протяжении целого века - до 60-70-х годов
прошлого столетия. Человек в этих системах, как правило, не рассматривался -
полагалось, что его взаимоотношения со средой подчиняются не биологическим, а
социальным закономерностям и являются объектом общественно-философских наук.
В настоящее время термин «экология» существенно трансформировался. Она стала
больше ориентированной на человека в связи с его исключительно масштабным и
специфическим влиянием на среду.
Сказанное позволяет
дополнить определение «
которые она призвана решать в настоящее время. Современную экологию можно
рассматривать как науку, занимающуюся изучением взаимоотношений организмов, в
том числе и человека, со средой, определением масштабов и допустимых пределов
воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих
воздействий или их полной нейтрализации. В стратегическом плане - это наука о
выживании человечества и выходе из экологического кризиса, который приобрел
(или приобретает) глобальные масштабы - в пределах всей планеты Земля.
Становится все более ясным, что человек очень мало знает о среде, в которой
он живет, особенно о механизмах, которые формируют и сохраняют среду.
Раскрытие этих механизмов (закономерностей) - одна из важнейших задач
современной экологии и экологического образования. Ясно, что она может
решаться лишь при условии изучения не только «Дома», но и его обитателей, их
образа жизни.
Содержание термина «экология», таким образом, приобрело социально-
политический, философский
аспект. Она стала проникать
отрасли знаний, с ней связывается гуманизация естественных и технических
наук, она активно внедряется в гуманитарные области знаний. Экология при этом
рассматривается
не только как самостоятельная
мировоззрение, призванное пронизывать все науки, технологические процессы и
сферы деятельности людей.
Признано поэтому, что экологическая подготовка должна идти, по крайней мере,
по двум направлениям через изучение специальных интегральных курсов и через
экологизацию всей научной, производственной и педагогической деятельности.
Ясно, что без
основательной
образования, как и деятельности человека, практически невозможна, а если она
и проводится - то либо не достигает цели, либо имеет результат,
противоположный ожидаемому, так как базируется на случайных, часто
фрагментарных положениях, что недопустимо для системной науки, к рангу
которой относится «Экология».
Наряду с экологическим образованием существенное внимание уделяется
экологическому воспитанию, с которым связывается бережное отношение к
природе, культурному наследию, социальным благам. Без серьезного
общеэкологического образования решение этой задачи также весьма
проблематично.
Между тем, став в своем роде модной, экология не избежала вульгаризации
понимания и содержания. В ряде случаев экология становится разменной монетой
в достижении определенных политических целей, положения в обществе.
В разряд экологических нередко возводятся вопросы, относящиеся к отраслям
производства, видам и результатам деятельности человека, просто если к ним
добавляют модное слово «экология». Так появляются несуразные выражения, в том
числе и в печати, типа «хорошая и плохая экология», «чистая и грязная
экология», «испорченная экология» и др. Это равнозначно присвоению таких же
эпитетов математике, физике, истории, педагогике и т. п.
По этому же принципу ранг экологии присваивается многим разделам гуманитарных
(философии, социологии, экономики) и естественных наук (биологии,
естествознания, географии).
Несмотря на отмеченные неясности и издержки в понимании объема, содержания и
использования термина «экология», несомненным остается факт ее крайней
актуальности в настоящее время.
В обобщенном виде «Общая экология» изучает наиболее общие закономерности
взаимоотношений организмов и их сообществ со средой в естественных условиях.
«Социальная экология» рассматривает взаимоотношения в системе «общество -
природа», специфическую роль человека в системах различного ранга, отличие
этой роли от других живых существ, пути оптимизации взаимоотношений человека
со средой, теоретические
основы рационального
С точки зрения основного содержания предмета «Общая экология» есть не что
иное, как экология природных систем и учение о природной среде, а «Социальная
и прикладная экология» - экология измененных человеком природных систем и
среды, или экология природно-антропогенных систем и учение о природно-
антропогенной (иногда техногенной) среде.
Краткий
исторический очерк
Общеэкологические подходы к рассмотрению и оценке природных явлений имеют
длительную историю. По сути своей в значительной мере экологичными были труды
первых ученых-
живых существ и условиями обитания: Аристотель (384-322 г. до н. э.), его
ученик-ботаник Теофраст (371-280 г. до н. э.). Много ценных материалов
поставили исследователи-натуралисты, занимавшиеся описанием и систематизацией
растений и животных.
Особо следует выделить труд Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859), в
котором большое внимание уделяется приспособлениям (адаптациям) и
взаимоотношениям организмов. Э. Геккель, вводя термин «экология», отмечал,
что одной из задач данной науки является исследование всех тех
взаимоотношений организмов, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за
существование.
Из отечественных ученых наиболее существенный вклад в развитие отдельных
разделов общей экологии и прежде всего системный взгляд на природные явления
внесли исследования почвоведа-географа В. В. Докучаева (1846-1903) и его
школы (Г. Ф. Морозов, Г. Н. Высоцкий, В. И. Вернадский и др.). В. В. Докучаев
показал тесную взаимосвязь живых организмов и неживой природы на примере
почвообразования и выделения природных зон. Г. Ф. Морозов (1867-1920) раскрыл
всесторонние связи в лесных сообществах и рассмотрел их как единые системы,
включающие весь свойственный им комплекс живых организмов и условий обитания,
их средообразовательную роль. В этом же направлении, но применительно к
решению конкретных вопросов степного лесоразделения, проводил свои
исследования ботаник, почвовед, географ Г. Н. Высоцкий (1865-1940). В. И.
Вернадский (1863-1945) системный подход применил к раскрытию основополагающих
геологических явлений и их эволюции, показал определяющую роль живых
организмов и продуктов их жизнедеятельности в этих явлениях, стал автором
учения о биосфере и закономерностях ее существования, устойчивости и
развития.
Оригинальны и интересны исследования В. Н. Сукачева (1880-1967), посвятившего
многие годы комплексному изучению лесных систем (сообществ), результатом чего
явилось всестороннее рассмотрение единства и взаимообусловленности природных
явлений, живой и неживой материи. Им в 1942 г. введен в науку термин
«биогеоценоз», раскрыто его содержание.
Несколько раньше (в 1935 г.) подобные идеи сформулировал английский ботаник-
эколог А. Тенсли и ввел в науку термин «экосистема», дал его определение. В
настоящее время эти понятия являются определяющими для экологии как науки.
В числе других ученых, которые либо развивали, либо обогащали различные
аспекты общей экологии как науки (многие из них являются авторами учебников и
учебных пособий), следует назвать Д. Н. Кашкарова, Ч. Элтона, Н. П. Наумова,
С. С. Шварца, М. С. Гилярова - труды по вопросам экологии животных; А. П.
Тенникова, Ф. Клементса, В. Лархера и др. - комплекс работ по экологии
растений; Г. Одума, Ю. Одума, Р. Уиттекера, Р. Риклефса, М. Бигона и др., Р.
Даже, Н. М. Чернову, А. М. Былову, В. А. Радкевича, И. Н. Пономареву, И. А.