Природоохранное законодательство Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:27, реферат

Описание работы

Охрана окружающей природной среды - составляющая рационального природопользования. Она осуществляется различными, в том числе и правовыми методами. При этом в правовых формах защищаются преимущественно все компоненты природной среды. Основополагающим источником экологии в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, многие статьи которой регулируют экологические и ношения. Источниками экологического права являются законы; декреты и указы Президента Республики Беларусь; кодексы и иные нормативные акты.

Содержание

Введение

Глава 1 История развития природоохранного законодательства.

Глава 2 Природоохранное законодательство. Нормативная документация.

Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

«RF_Hololeenko I.P.».docx

— 59.82 Кб (Скачать)

     Пятая экологическая  программа действий в интересах  окружающей среды ЕЭС выделяла  принципы устойчивого развития, предотвращения ущерба, осторожного  подхода и разделяемой ответственности.  При этом реализация последнего  принципа должна быть неотделима от принципа субсидиарности [9, с. 101].

     Корректировка  экологической политики (1998 г.) производилась  в направлении реализации принципа  «загрязнитель платит».

Принятая в 2001 г. и ныне действующая шестая программа направлена на активизацию вовлечения предпринимательских  кругов с целью улучшения выполнения экологических требований и использование  не только

законодательных механизмов, но и «горизонтальных связей» [4, с. 103].

     Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проведенное в Хельсинки в августе 1975 г., приняло Заключительный акт, где окружающей среде был посвящен пятый раздел, раскрывающий такие области международного экологического сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах [6].

     Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 г. [10], а также Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. [2] явились основой принятия нормативных правовых актов об охране атмосферного воздуха в Республике Беларусь (Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»).

     Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. [9] была положена в основу правового регулирования использования лесных ресурсов, особо охраняемых природных территорий, животного мира, развития законодательства, регулирующего лицензирование и платность природопользования.

19

     Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г. [11] предусматривает незамедлительное оповещение о любой ядерной аварии и предоставлении помощи с целью минимизации ее последствий. Представляется, что ее нормы также сыграли важное значение при разработке национального законодательства в рассматриваемой сфере. Усиление глобальных экологических проблем и проблем, связанных с использованием природных ресурсов, привело к возникновению мировой идеи устойчивого развития (устойчивого роста), которая заключается в сбалансированном и всестороннем решении политических, социально-экономических и экологических задач в интересах настоящего и будущего поколений. Модель устойчивого развития (устойчивого роста) предусматривает стабильное функционирование и сбалансированное поступательное движение политической, экономической, социальной и экологической сфер и позволяет не только учитывать потребности человека в благоприятной окружающей среде, но и поддерживать устойчивость естественных и преобразованных экосистем.

     Дальнейшее развитие конституционных и отраслевых норм, регулирующих данную сферу отношений, должно опираться на стратегию и модель устойчивого развития, которая является стержнем государственной экологической политики и идеологии.

     Основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных методов управления и контроля

за природопользованием  и охраной окружающей среды; создание

целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование  системы органов управления и  экологического контроля; реализация программы подготовки кадров и повышения  экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование  зарубежного опыта в решении  экологических проблем.

     Республика Беларусь заключила ряд международных соглашений в природоохранной сфере и сфере природопользования с Россией, Украиной, Таджикистаном, Польшей, Латвией и иными государствами. Республика Беларусь является стороной как двусторонних, так и многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды (например, Соглашения о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов Российской Федерации, вступившего в силу 14 марта 2000 г.). Особое место среди многосторонних договоров в области охраны окружающей среды и природопользования занимают общие многосторонние договоры, т. е. посвященные вопросу, представляющему интерес для международного сообщества государств в целом, направленные на создание общепризнанных норм международного права, предназначенные для участия всех государств [7, с. 36].

20

     Необходимо отметить, что реализация норм международного права включает не только заключение, ратификацию международных соглашений и приятие соответствующих законодательных актов на национальном уровне конкретного государства (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О международных договорах»), но и обмен информацией между государствами по вопросам природопользования, организацию конференций, совместные разработки по решению проблем в данной области.

     Практическая реализация рассмотренных принципов, тенденций и положений международного права должна побудить к организации международных проектов экологического оздоровления окружающей среды.

     По мнению судьи Конституционного Суда Республики Беларусь Р. И. Филипчик, настало время, когда в Конституции и действующем законодательстве должны быть закреплены нормы нравственной направленности в данной сфере (например, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность) [22, с. 43].

     Следует отметить, что методика проведенного исследования включает

использование исторического, системного, логического и иных методов  сравнительно-правового анализа  законодательства и практики его  применения.

     Исследование проблемы закрепления международных принципов использования природных ресурсов и объектов природы на конституционном уровне в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о необходимости закрепления в национальном законодательстве отдельных международных принципов в области природопользования на реализацию которых должна быть направлена деятельность всех государственных органов в процессе осуществления ими своих функций.

     Представляется целесообразным расширение перечня полномочий республиканских органов управления в сфере природопользования путем включения в него таких правомочий, как проведение экологического менеджмента, разработка и заключение межправительственных соглашений в сфере природопользования, проведение экологического аудита в сфере использования природных ресурсов и объектов природы. В национальном законодательстве положительную роль могло бы сыграть отражение на конституционном уровне ряда международных принципов, например принципа «горизонтальных связей», разделяемой ответственности и осторожного подхода, что могло бы способствовать в перспективе разработке государственной концепции управления природными ресурсами.

     Следует помнить, что природные системы, составляющие в своей совокупности биосферу, обладают ограниченными возможностями для того, чтобы служить интересам человека. В каждом государстве при осуществлении любой человеческой деятельности, использовании конкретного ресурса или объекта природы следует, прежде всего, установить, какой отрицательный эффект может оказать эта деятельность на

21

 экологические системы  и другие природные ресурсы,  а затем предпринять все возможные  меры для того, чтобы избежать  либо сделать минимальным возможный  экологический ущерб.

     Основными целями экологической политики Республики Беларусь являются обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Исследование  проблемы закрепления международных  принципов использования природных  ресурсов и объектов природы  на конституционном уровне в  Республике Беларусь позволяет  сделать вывод о необходимости  закрепления в национальном законодательстве  отдельных международных принципов  в области природопользования на реализацию которых должна быть направлена деятельность всех государственных органов в процессе осуществления ими своих функций.

     Представляется  целесообразным расширение перечня  полномочий республиканских органов  управления в сфере природопользования  путем включения в него таких  правомочий, как проведение экологического  менеджмента, разработка и заключение  межправительственных соглашений  в сфере природопользования, проведение  экологического аудита в сфере  использования природных ресурсов  и объектов природы. В национальном  законодательстве положительную  роль могло бы сыграть отражение  на конституционном уровне ряда  международных принципов, например  принципа «горизонтальных связей»,  разделяемой ответственности и  осторожного подхода, что могло  бы способствовать в перспективе  разработке государственной концепции  управления природными ресурсами.

     Следует помнить,  что природные системы, составляющие  в своей совокупности биосферу, обладают ограниченными возможностями  для того, чтобы служить интересам  человека. В каждом государстве  при осуществлении любой человеческой  деятельности, использовании конкретного  ресурса или объекта природы  следует, прежде всего, установить, какой отрицательный эффект может  оказать эта деятельность на  экологические системы и другие  природные ресурсы, а затем  предпринять все возможные меры  для того, чтобы избежать либо  сделать минимальным возможный  экологический ущерб.

     Основными  целями экологической политики  Республики Беларусь являются  обеспечение экологически безопасных  условий для проживания людей,  рациональное использование и  охрана природных ресурсов, выработка  правовых и экономических основ  охраны окружающей среды в  интересах настоящего и будущих  поколений.

 

 

 

23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1. Природопользование: Учебник. Под редакцией проф.- Э. Л. Арустамова.

2-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000 — 284 с.

2. Коробккн В. И., Передельский Л.В.К66 Экология. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000- 576 с.

3. Медведский, В. А.М42 Сельскохозяйственная экология: учебник / В. А. Медведский, Т. В. Медведская. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010. — 416 с.

4. Савенок А.Ф. Основы экологии и рационального природопользовавания / А.Ф. Савенок, Е.И. Савенок.— Мн.: Сэр 2004.- 432 с.

5. Маврищев В.В. Основы  экологии: учебник PDF. Маврищев В.В.  Основы экологии: учебник. 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Выш. шк. , 2007.

6. Шимов В Н.  Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Издательство: Мн.: БГЭУ. Год: 2003

7. Балашенко, С. А. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека / С. А. Балашенко, Т. И. Макарова. Минск, 1999.

8. Водный кодекс Республики  Беларусь: принят Палатой представителей 18 июня 1998 г.: одобр. Советом Респ. 29 июня 1998 г. // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. 1998. № 33. Ст. 473.

9. Выглежанина, Е. Е. Природопользование и сохранение окружающей среды в Европейском союзе: новые правовые подходы // Право и политика. 2003. № 2. С. 97—104.

10. Заключительный акт  Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе, Хельсинки, 1 авг. 1975 г. [Электронный ресурс] // Юридическая  Россия: федеральный правовой портал (v3.0). Режим доступа: <http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1169315&subID=100065626,100065650,100065657#text>. Дата доступа: 15.01.2006.

11. Кодекс Республики Беларусь  о земле: принят Палатой представителей 25 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 дек. 1998 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.

12. Кодекс Республики Беларусь  о недрах: принят Палатой представителей 13 нояб. 1997 г.: одобр. Советом Респ. 27 нояб. 1997 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.

13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2005.

14. Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8

24

июня 2000 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 2000 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац.й центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.

15. О государственном суверенитете Белорусской ССР: Декларация Верховного Совета Белорусской ССР, 27 июля 1990 г., № 193-XII // Собрание законов БССР, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений Совета Министров БССР. 1990. № 22. Ст. 432.

16. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 окт. 1991 г. № 1188-XІІ: в ред. Закона Республики Беларусь от 15 ноября 2004 г. № 331-З: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.

17. О растительном мире: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Там же.

18. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 15 апр. 1997 г. № 29-З: текст по сост. на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Там же.

19. Об охране и использовании животного мира: Закон Республики Беларусь от 19 сент. 1996 г. № 598-XIII: текст по сост. на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Там же.

Информация о работе Природоохранное законодательство Республики Беларусь