Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:27, реферат
Охрана окружающей природной среды - составляющая рационального природопользования. Она осуществляется различными, в том числе и правовыми методами. При этом в правовых формах защищаются преимущественно все компоненты природной среды. Основополагающим источником экологии в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, многие статьи которой регулируют экологические и ношения. Источниками экологического права являются законы; декреты и указы Президента Республики Беларусь; кодексы и иные нормативные акты.
Введение
Глава 1 История развития природоохранного законодательства.
Глава 2 Природоохранное законодательство. Нормативная документация.
Заключение
Список используемых источников
Пятая экологическая
программа действий в
Корректировка
экологической политики (1998 г.) производилась
в направлении реализации
Принятая в 2001 г. и ныне действующая шестая программа направлена на активизацию вовлечения предпринимательских кругов с целью улучшения выполнения экологических требований и использование не только
законодательных механизмов, но и «горизонтальных связей» [4, с. 103].
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проведенное в Хельсинки в августе 1975 г., приняло Заключительный акт, где окружающей среде был посвящен пятый раздел, раскрывающий такие области международного экологического сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана почвы, заповедников, окружающей среды в городах [6].
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 г. [10], а также Венская конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г. [2] явились основой принятия нормативных правовых актов об охране атмосферного воздуха в Республике Беларусь (Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»).
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. [9] была положена в основу правового регулирования использования лесных ресурсов, особо охраняемых природных территорий, животного мира, развития законодательства, регулирующего лицензирование и платность природопользования.
19
Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г. [11] предусматривает незамедлительное оповещение о любой ядерной аварии и предоставлении помощи с целью минимизации ее последствий. Представляется, что ее нормы также сыграли важное значение при разработке национального законодательства в рассматриваемой сфере. Усиление глобальных экологических проблем и проблем, связанных с использованием природных ресурсов, привело к возникновению мировой идеи устойчивого развития (устойчивого роста), которая заключается в сбалансированном и всестороннем решении политических, социально-экономических и экологических задач в интересах настоящего и будущего поколений. Модель устойчивого развития (устойчивого роста) предусматривает стабильное функционирование и сбалансированное поступательное движение политической, экономической, социальной и экологической сфер и позволяет не только учитывать потребности человека в благоприятной окружающей среде, но и поддерживать устойчивость естественных и преобразованных экосистем.
Дальнейшее развитие конституционных и отраслевых норм, регулирующих данную сферу отношений, должно опираться на стратегию и модель устойчивого развития, которая является стержнем государственной экологической политики и идеологии.
Основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных методов управления и контроля
за природопользованием и охраной окружающей среды; создание
целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование системы органов управления и экологического контроля; реализация программы подготовки кадров и повышения экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем.
Республика Беларусь заключила ряд международных соглашений в природоохранной сфере и сфере природопользования с Россией, Украиной, Таджикистаном, Польшей, Латвией и иными государствами. Республика Беларусь является стороной как двусторонних, так и многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды (например, Соглашения о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов Российской Федерации, вступившего в силу 14 марта 2000 г.). Особое место среди многосторонних договоров в области охраны окружающей среды и природопользования занимают общие многосторонние договоры, т. е. посвященные вопросу, представляющему интерес для международного сообщества государств в целом, направленные на создание общепризнанных норм международного права, предназначенные для участия всех государств [7, с. 36].
20
Необходимо отметить, что реализация норм международного права включает не только заключение, ратификацию международных соглашений и приятие соответствующих законодательных актов на национальном уровне конкретного государства (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О международных договорах»), но и обмен информацией между государствами по вопросам природопользования, организацию конференций, совместные разработки по решению проблем в данной области.
Практическая реализация рассмотренных принципов, тенденций и положений международного права должна побудить к организации международных проектов экологического оздоровления окружающей среды.
По мнению судьи Конституционного Суда Республики Беларусь Р. И. Филипчик, настало время, когда в Конституции и действующем законодательстве должны быть закреплены нормы нравственной направленности в данной сфере (например, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность) [22, с. 43].
Следует отметить, что методика проведенного исследования включает
использование исторического,
системного, логического и иных методов
сравнительно-правового
Исследование проблемы закрепления международных принципов использования природных ресурсов и объектов природы на конституционном уровне в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о необходимости закрепления в национальном законодательстве отдельных международных принципов в области природопользования на реализацию которых должна быть направлена деятельность всех государственных органов в процессе осуществления ими своих функций.
Представляется целесообразным расширение перечня полномочий республиканских органов управления в сфере природопользования путем включения в него таких правомочий, как проведение экологического менеджмента, разработка и заключение межправительственных соглашений в сфере природопользования, проведение экологического аудита в сфере использования природных ресурсов и объектов природы. В национальном законодательстве положительную роль могло бы сыграть отражение на конституционном уровне ряда международных принципов, например принципа «горизонтальных связей», разделяемой ответственности и осторожного подхода, что могло бы способствовать в перспективе разработке государственной концепции управления природными ресурсами.
Следует помнить, что природные системы, составляющие в своей совокупности биосферу, обладают ограниченными возможностями для того, чтобы служить интересам человека. В каждом государстве при осуществлении любой человеческой деятельности, использовании конкретного ресурса или объекта природы следует, прежде всего, установить, какой отрицательный эффект может оказать эта деятельность на
21
экологические системы
и другие природные ресурсы,
а затем предпринять все
Основными целями экологической политики Республики Беларусь являются обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование
проблемы закрепления
Представляется
целесообразным расширение
Следует помнить,
что природные системы,
Основными
целями экологической политики
Республики Беларусь являются
обеспечение экологически
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Природопользование: Учебник. Под редакцией проф.- Э. Л. Арустамова.
2-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000 — 284 с.
2. Коробккн В. И., Передельский Л.В.К66 Экология. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000- 576 с.
3. Медведский, В. А.М42 Сельскохозяйственная экология: учебник / В. А. Медведский, Т. В. Медведская. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010. — 416 с.
4. Савенок А.Ф. Основы экологии и рационального природопользовавания / А.Ф. Савенок, Е.И. Савенок.— Мн.: Сэр 2004.- 432 с.
5. Маврищев В.В. Основы экологии: учебник PDF. Маврищев В.В. Основы экологии: учебник. 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Выш. шк. , 2007.
6. Шимов В Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Издательство: Мн.: БГЭУ. Год: 2003
7. Балашенко, С. А. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека / С. А. Балашенко, Т. И. Макарова. Минск, 1999.
8. Водный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 18 июня 1998 г.: одобр. Советом Респ. 29 июня 1998 г. // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. 1998. № 33. Ст. 473.
9. Выглежанина, Е. Е. Природопользование и сохранение окружающей среды в Европейском союзе: новые правовые подходы // Право и политика. 2003. № 2. С. 97—104.
10. Заключительный акт
Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе, Хельсинки,
1 авг. 1975 г. [Электронный ресурс] // Юридическая
Россия: федеральный правовой портал
(v3.0). Режим доступа: <http://law.edu.ru/norm/norm.
11. Кодекс Республики Беларусь
о земле: принят Палатой
12. Кодекс Республики Беларусь о недрах: принят Палатой представителей 13 нояб. 1997 г.: одобр. Советом Респ. 27 нояб. 1997 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2005.
14. Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8
24
июня 2000 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 2000 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац.й центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.
15. О государственном суверенитете Белорусской ССР: Декларация Верховного Совета Белорусской ССР, 27 июля 1990 г., № 193-XII // Собрание законов БССР, указов Президиума Верховного Совета БССР, постановлений Совета Министров БССР. 1990. № 22. Ст. 432.
16. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23 окт. 1991 г. № 1188-XІІ: в ред. Закона Республики Беларусь от 15 ноября 2004 г. № 331-З: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.
17. О растительном мире: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Там же.
18. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 15 апр. 1997 г. № 29-З: текст по сост. на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Там же.
19. Об охране и использовании животного мира: Закон Республики Беларусь от 19 сент. 1996 г. № 598-XIII: текст по сост. на 10 марта 2006 г. [Электронный ресурс] // Там же.
Информация о работе Природоохранное законодательство Республики Беларусь