Природоохранное законодательство Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:27, реферат

Описание работы

Охрана окружающей природной среды - составляющая рационального природопользования. Она осуществляется различными, в том числе и правовыми методами. При этом в правовых формах защищаются преимущественно все компоненты природной среды. Основополагающим источником экологии в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, многие статьи которой регулируют экологические и ношения. Источниками экологического права являются законы; декреты и указы Президента Республики Беларусь; кодексы и иные нормативные акты.

Содержание

Введение

Глава 1 История развития природоохранного законодательства.

Глава 2 Природоохранное законодательство. Нормативная документация.

Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

«RF_Hololeenko I.P.».docx

— 59.82 Кб (Скачать)

     В Конституции  Республики Беларусь (ст. 8) и Законе  «О международных договорах Республики  Беларусь» закрепляются приоритет  в нашей стране общепризнанных  принципов международного права  и обеспечение соответствия им  законодательства, что позволяет  сделать вывод о необходимости  реализации международных норм  в национальном законодательстве  и, прежде всего, в Конституции  Республики Беларусь [13; 16].

     Стокгольмская  конференция ООН по окружающей  человека природной среде 1972 г.  стала важнейшим шагом к пересмотру  приоритетов международного сообщества. Конференцией был принят целый  ряд документов, включая Декларацию  принципов, выражающих отношение  государств к проводимой природоохранной политике [21]. Отличительная особенность специальных принципов международного экологического права заключается в том, что они сформулированы специально и целиком применительно к потребностям международного природоохранного сотрудничества.

     К наиболее  существенным принципам можно  отнести: право человека на  благоприятные условия жизни  в окружающей среде, качество  которой позволяет вести достойную  и процветающую жизнь, сохранение  природных ресурсов на благо  нынешних и будущего поколений,  избавление человека и окружающей  его среды от последствий применения  ядерного оружия.

     Начиная с  1972 г. большинство демократических  государств, в том числе и Республика  Беларусь, закрепили на конституционном  уровне право человека на благоприятную  окружающую среду. Впервые на  конституционном уровне экологическая  политика и политика природопользования  нашла свое закрепление в 1990 г. в принятой

14

Верховным Советом Белорусской  ССР Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики [15].

     Конституция  Республики Беларусь в статье 46 закрепляет право каждого человека  на благоприятную окружающую  среду и на возмещение вреда,  причиненного нарушением этого  права.

     Конституционно  закреплена и обязанность государства  (в лице соответствующих уполномоченных  государственных органов и должностных  лиц) по осуществлению контроля за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (ст. 46 Конституции Республики Беларусь).

     Право природопользования  понимается как регулируемая  совокупностью норм одна из  сторон взаимодействия общества (человека), с одной стороны, и  природы — с другой. При этом  данное взаимодействие выражается  в извлечении для человека  и общества полезных свойств природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных и нравственно-эстетических потребностей. Оно тесно связано с правом на благоприятную окружающую среду, а также правом на жизнь, охрану здоровья, гарантированными Конституцией и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

     Беларусь является  одной из наиболее экологически  уязвимых стран с переходной  экономикой и до сих пор  сталкивается с трудностями ликвидации  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС. Очевидно, в условиях экологического  кризиса и кризиса природопользования  происходит резкое обострение  всех социальных проблем. Поэтому  государство должно не только  гарантировать своим гражданам  безопасность в указанной сфере,  но и защищать их экологические  права и интересы, обеспечивать  стабильное социально-экономическое  развитие общества, рациональное  использование имеющихся ресурсов  при сохранении благоприятной  окружающей среды.

     Согласно положениям Стокгольмской декларации ключевым признается основополагающий принцип международного права — принцип суверенных прав государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, который гласит: «в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции» [21, с. 686].

     С учетом  этой и иных международно-правовых  норм формируются принципы права  природопользования в национальном  законодательстве.

15

 Так, данный принцип  нашел свое отражение в статье 1 Конституции, закрепляющей положение  о верховенстве и полноте власти  Республики Беларусь на своей  территории, самостоятельном осуществлении  внешней и внутренней политики (включающей природоресурсную).

     Декларация  Рио-де-Жанейро по окружающей  среде от 14 июня 1992 г., принятая на  Конференции ООН по окружающей среде и развитию, содержит 27 основополагающих принципов международно-правовой охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Один из принципов закрепляет также положение о суверенном праве государств на использование своих собственных ресурсов в осуществлении своей политики в области окружающей среды и развития. Особый акцент в вышеуказанной Декларации сделан на сокращение и ликвидацию нерациональных моделей производства и потребления (принцип 8), а также на введение в действие эффективного законодательства в сфере экологии на уровне каждого из государств (принцип 11) [5, с. 689].

     В статье 13 Конституции Республики Беларусь  декларируется исключительная государственная  собственность на недра, воды, леса, а также государственная  собственность на земли сельскохозяйственного  назначения: гарантируется равная  защита и условия развития  всех форм собственности. Статья 44 Конституции содержит ряд положений,  закрепляющих государственные гарантии  по охране права собственности  и содействию ее приобретения, подчеркивая при этом, что осуществление  права собственности не должно  наносить вреда общественной  пользе и безопасности, а также  окружающей природной среде.

Необходимо отметить, что  Основной Закон государства также  гарантирует право на охрану здоровья граждан, в том числе бесплатное лечение в государственных учреждениях  здравоохранения, которое обеспечивается рядом мер, включая меры по оздоровлению окружающей среды (ст. 45).

     Принципы природопользования  и охраны окружающей среды  нашли свое отражение в действующем  законодательстве Республики Беларусь (Водный кодекс, Кодекс о земле,  Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Закон «Об охране окружающей среды») [8; 11; 12; 14; 19].

     Например, Закон  Республики Беларусь «Об  охране  окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. (в ред. Закона от 17 июля 2002 г.) среди прочих выделяет и следующие  принципы охраны окружающей среды: соблюдения прав

граждан на благоприятную  окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; охраны, рационального использования  и воспроизводства природных  ресурсов; предупредительного характера  мер по охране окружающей среды и  предотвращению вреда окружающей среде; государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования; платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного в  результате вредного воздействия на окружающую среду; запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем,

16

изменению и (или) уничтожению  генетического фонда объектов растительного  и животного мира, истощению природных  ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды; гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан  полной, достоверной и своевременной  информацией о состоянии окружающей среды; организации и развития системы  образования, воспитания в области  охраны окружающей среды и формирования экологической культуры; международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды [20].

     Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных принципов (ст. 35 Лесного кодекса Республики Беларусь от 29 июля 2000 г.): обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах; сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан и улучшения состояния окружающей среды; обеспечения условий для воспроизводства лесов; платности лесопользования; соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки; соблюдения целостности лесопользования [13].

     Водный кодекс  Республики Беларусь от 10 сентября 1998 г. в статье 83 закрепляет такой  основополагающий принцип, как  платность водопользования, и  подчеркивает, что при этом внесение  платы не освобождает водопользователей  от выполнения мероприятий по  рациональному использованию и  охране вод и возмещению ущерба, причиненного нарушением водного  законодательства Республики Беларусь [8].

     Статья 10 раздела  III Кодекса Республики Беларусь о недрах отражает основные принципы пользования недрами, к которым относит полноту и комплексность изучения недр; рациональное и комплексное использование недр и их охрану; платность пользования недрами; сочетание национальных

и международных интересов  в области использования и  охраны недр; стимулирование пользователей  недр за проведение мероприятий по повышению эффективности использования  недр и внедрение ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий; возмещение вреда, причиненного недрам и окружающей среде в результате нарушения законодательства Республики Беларусь о недрах [12].

      Статья 2 Закона  Республики Беларусь «Об охране  атмосферного воздуха» от 15 апреля 1997 г. закрепила задачи использования  атмосферного воздуха: регулирование  отношений в области охраны  атмосферного воздуха в целях  обеспечения благоприятной среды  обитания человека, сохранения, улучшения  и восстановления состояния атмосферного  воздуха; предотвращение и снижение  уровней вредного химического,  физического, 

17

биологического и иного  воздействия на атмосферный воздух; обеспечение рационального использования  атмосферного воздуха для производственных нужд; укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферного воздуха [18].

     Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются: осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с принципами гуманности; недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира с деятельностью по использованию объектов животного мира; отделение права пользования животным миром от права пользования землей, лесами и другими природными ресурсами; платность пользования животным миром; приоритет принципов международного права в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания (ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г.) [19].

      Статья 10 Закона  Республики Беларусь «О растительном  мире» от 14 июня 2003 г. также раскрывает  основные принципы государственного  регулирования и управления в  области обращения с объектами  растительного мира: приоритет охраны, защиты и воспроизводства объектов  растительного мира, их рационального  использования; сохранение биологического  разнообразия и обеспечение соблюдения  других принципов охраны окружающей  среды; предупреждение вредного  воздействия на среду произрастания  объектов растительного мира; экономическое  стимулирование охраны, защиты и  воспроизводства объектов растительного  мира, их рационального использования;  учет особенностей объектов растительного  мира при установлении правового  режима земель или водных 

объектов, в границах которых  эти объекты растительного мира расположены; доступность выполнения и обоснованность предписаний специально уполномоченных республиканских органов  государственного управления в области  обращения с объектами растительного  мира или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов; ответственность за нарушение  законодательства Республики Беларусь о растительном мире; возмещение вреда, причиненного объектам растительного  мира, среде их произрастания, жизни  и здоровью граждан, имуществу граждан  и юридических лиц вследствие вредного воздействия на объекты  растительного мира; обеспечение  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь доступа граждан  к информации о состоянии растительного мира и мерах по его охране [17].

     В юридической  литературе раскрываются такие  принципы права природопользования, как производность права природопользования  от права собственности на  природные ресурсы, рациональное  природопользование,

18

экосистемный подход к регулированию природопользования, целевой характер и устойчивость природопользования, платность специального природопользования.

     Конституционно  закреплены не только права  граждан Республики Беларусь  в сфере природопользования и  охраны окружающей среды но и всеобщая обязанность по охране окружающей природной среды как долг каждого (ст. 55).

     Следует подчеркнуть,  что в первой Программе действий  в интересах окружающей среды  1973 г., положившей начало разработке  политики Европейского экономического  сообщества (ЕЭС) в области природопользования, были сформулированы 11 принципов,  широко применяемых в настоящее  время. Одним из важнейших принципов  является необходимость совершения  природоохранных действий на  том уровне — местном, региональном, общенациональном, ЕЭС и международном,  — на котором конкретная природоохранная  задача может быть решена оптимальным  образом.

Информация о работе Природоохранное законодательство Республики Беларусь