Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:27, реферат
Охрана окружающей природной среды - составляющая рационального природопользования. Она осуществляется различными, в том числе и правовыми методами. При этом в правовых формах защищаются преимущественно все компоненты природной среды. Основополагающим источником экологии в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, многие статьи которой регулируют экологические и ношения. Источниками экологического права являются законы; декреты и указы Президента Республики Беларусь; кодексы и иные нормативные акты.
Введение
Глава 1 История развития природоохранного законодательства.
Глава 2 Природоохранное законодательство. Нормативная документация.
Заключение
Список используемых источников
В Конституции
Республики Беларусь (ст. 8) и Законе
«О международных договорах
Стокгольмская
конференция ООН по окружающей
человека природной среде 1972 г.
стала важнейшим шагом к
К наиболее
существенным принципам можно
отнести: право человека на
благоприятные условия жизни
в окружающей среде, качество
которой позволяет вести
Начиная с
1972 г. большинство
14
Верховным Советом Белорусской ССР Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики [15].
Конституция
Республики Беларусь в статье
46 закрепляет право каждого
Конституционно
закреплена и обязанность
Право природопользования
понимается как регулируемая
совокупностью норм одна из
сторон взаимодействия общества
(человека), с одной стороны, и
природы — с другой. При этом
данное взаимодействие
Беларусь является
одной из наиболее
Согласно положениям Стокгольмской декларации ключевым признается основополагающий принцип международного права — принцип суверенных прав государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, который гласит: «в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами национальной юрисдикции» [21, с. 686].
С учетом
этой и иных международно-
15
Так, данный принцип
нашел свое отражение в статье
1 Конституции, закрепляющей
Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде от 14 июня 1992 г., принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, содержит 27 основополагающих принципов международно-правовой охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Один из принципов закрепляет также положение о суверенном праве государств на использование своих собственных ресурсов в осуществлении своей политики в области окружающей среды и развития. Особый акцент в вышеуказанной Декларации сделан на сокращение и ликвидацию нерациональных моделей производства и потребления (принцип 8), а также на введение в действие эффективного законодательства в сфере экологии на уровне каждого из государств (принцип 11) [5, с. 689].
В статье 13
Конституции Республики
Необходимо отметить, что
Основной Закон государства также
гарантирует право на охрану здоровья
граждан, в том числе бесплатное
лечение в государственных
Принципы природопользования
и охраны окружающей среды
нашли свое отражение в
Например, Закон
Республики Беларусь «Об
граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде; государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования; платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем,
16
изменению и (или) уничтожению
генетического фонда объектов растительного
и животного мира, истощению природных
ресурсов и иным отрицательным изменениям
окружающей среды; гласности в работе
государственных органов, общественных
объединений по вопросам охраны окружающей
среды и обеспечения граждан
полной, достоверной и своевременной
информацией о состоянии
Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных принципов (ст. 35 Лесного кодекса Республики Беларусь от 29 июля 2000 г.): обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах; сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан и улучшения состояния окружающей среды; обеспечения условий для воспроизводства лесов; платности лесопользования; соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки; соблюдения целостности лесопользования [13].
Водный кодекс
Республики Беларусь от 10 сентября
1998 г. в статье 83 закрепляет такой
основополагающий принцип, как
платность водопользования, и
подчеркивает, что при этом внесение
платы не освобождает
Статья 10 раздела III Кодекса Республики Беларусь о недрах отражает основные принципы пользования недрами, к которым относит полноту и комплексность изучения недр; рациональное и комплексное использование недр и их охрану; платность пользования недрами; сочетание национальных
и международных интересов
в области использования и
охраны недр; стимулирование пользователей
недр за проведение мероприятий по
повышению эффективности
Статья 2 Закона
Республики Беларусь «Об
17
биологического и иного
воздействия на атмосферный воздух;
обеспечение рационального
Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются: осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с принципами гуманности; недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира с деятельностью по использованию объектов животного мира; отделение права пользования животным миром от права пользования землей, лесами и другими природными ресурсами; платность пользования животным миром; приоритет принципов международного права в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания (ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г.) [19].
Статья 10 Закона
Республики Беларусь «О
объектов, в границах которых
эти объекты растительного мира
расположены; доступность выполнения
и обоснованность предписаний специально
уполномоченных республиканских органов
государственного управления в области
обращения с объектами
В юридической
литературе раскрываются такие
принципы права
18
экосистемный подход к регулированию природопользования, целевой характер и устойчивость природопользования, платность специального природопользования.
Конституционно закреплены не только права граждан Республики Беларусь в сфере природопользования и охраны окружающей среды но и всеобщая обязанность по охране окружающей природной среды как долг каждого (ст. 55).
Следует подчеркнуть,
что в первой Программе
Информация о работе Природоохранное законодательство Республики Беларусь