Природоохранное законодательство Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:27, реферат

Описание работы

Охрана окружающей природной среды - составляющая рационального природопользования. Она осуществляется различными, в том числе и правовыми методами. При этом в правовых формах защищаются преимущественно все компоненты природной среды. Основополагающим источником экологии в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, многие статьи которой регулируют экологические и ношения. Источниками экологического права являются законы; декреты и указы Президента Республики Беларусь; кодексы и иные нормативные акты.

Содержание

Введение

Глава 1 История развития природоохранного законодательства.

Глава 2 Природоохранное законодательство. Нормативная документация.

Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

«RF_Hololeenko I.P.».docx

— 59.82 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

 

 

Реферат по              «Основы экологии»

 

Тема: Природоохранное  законодательство Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Выполнил(а): слушатель Хололеенко И.П.

                                                 Группы       ПРд-211

                                                 Проверил  Рындевич С.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барановичи, 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

Глава 1 История развития природоохранного законодательства.

 

Глава 2 Природоохранное законодательство. Нормативная документация.

 

Заключение

 

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ВВЕДЕНИЕ

     Предмет данного исследования — система принципов международного экологического права, их закрепление в Конституции и природоохранном законодательстве Беларуси. Целью является рассмотреть сегодняшнее природоохранное законодательство Белоруссии; выяснить роль международного сотрудничества в сфере экологии; выявить недостатки природоохранного законодательства. 

     На сегодняшний  день в Белоруссии мы имеем такую экологическую обстановку, при которой правовое регулирование взаимоотношений природы и общества становится необходимым. Оно состоит в установлении научно обоснованных правил поведения человека по отношению к природе. Важнейшие правила такого поведения закрепляются государством в законодательстве и становятся общеобязательными нормами права, обеспеченные государственным принуждением на случай их невыполнения.

     Экологическое  право - это система правовых  норм, которыми регулируются общественные  отношения по охране окружающей  природной среды и рационального  использования природных ресурсов. В состав системы входят такие  под отросли, как земельное, водное, лесное, горное право и некоторые другие отрасли права, которыми регулируются отношения по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.

     Охрана окружающей  природной среды - составляющая  рационального природопользования. Она осуществляется различными, в том числе и правовыми  методами. При этом в правовых  формах защищаются преимущественно  все компоненты природной среды.  Основополагающим источником экологии  в нашей стране является Конституция  Республики Беларусь, многие статьи  которой регулируют экологические  и ношения. Источниками экологического  права являются законы; декреты  и указы Президента Республики  Беларусь; кодексы и иные нормативные  акты.

 

 

 

 

 

3

Глава 1 История развития природоохранного законодательства

     Понятие природоохранного  законодательства отечественной  доктриной определяется через  предмет правового регулирования  двояко: в узком и широком смыслах.  В первом случае оно представляет  собой совокупность законодательных  и иных нормативно-правовых актов,  содержащих правовые нормы, регулирующие  только охрану окружающей среды.  Во втором случае в предмет  правового регулирования включается  использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности  и правопорядка.

     Охрана окружающей  среды и рациональное использование  природных ресурсов представляет  собой сложную и многоплановую  проблему. Решение ее сопряжено  с регулированием взаимоотношений  человека и природы, подчинением  их определённой системе законоположений,  инструкций и правил. В нашей  стране такая система установлена  в законодательном порядке.

      Правовая  охрана природы представляет  собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства. [1,c.220]

     Природоохранное  законодательство представляет  собой результат, конечный продукт  правотворчества, осуществляемого  на разных уровнях различными  субъектами. В то же время оно  является упорядочивающим поведение  людей фактором, более или менее  согласованной системой дозволения, запретов, ограничений и санкций.

     В соответствии  с экологическим законодательством  объектом правовой охраны выступает  природная среда — объективная,  существующая вне человека и  независимо от его сознания  реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных  отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.

4

     Источниками  экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права. [1,с.221]

     Построение  системы (другими словами - обоснование  структуры) природоохранного законодательства - достаточно сложная задача. Дело не только в том, что ее можно конструировать, исходя из нескольких критериев, например юридической силы актов, их формы, пространственно-территориального или временного действия, классификации источников права, видов правовых норм, наборов правовых институтов или инструментов (средств) регулирования, уровня кодифицированности и др. Приходится учитывать факторы интенсивности развития, размытость границ между старыми и новыми, фундаментальными и комплексными отраслями права, а также постоянно возникающие социально-экологические проблемы; проявление не осознаваемых ранее признаков глобального, региональных и национальных экологических кризисов, что, как правило, ставит создателей экологических норм перед необходимостью решать все новые задачи, надстраивая, изменяя действующую систему.

     Историю развития  экологического законодательства  определили два обстоятельства. Возникнув в 1917-1918 гг. как законодательство, оно длительное время развивалось в составе законодательства СССР и было лишено своей самостоятельности и оригинальности. Еще в 80-х гг. экологическое законодательство развивалось в рамках земельного законодательства.

     Следует выделить  основные шесть периодов экологического  законодательства:

     1918-1922 гг. —  возникновение и становление  законодательных актов об охране  и использовании природных ресурсов;

     1922-1957 гг. —  активное развитие союзного законодательства  природоресурсного направления;

1953-1963 гг. — принятие во  всех республиках бывшего СССР  законов об охране природы  (например, Закон РСФСР об охране  природы был принят в 1960 г.);

     1968-1980 гг. —  проведение кодификации союзного и республиканского

5

законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном  воздухе. Принятие по этим объектам соответствующих  Основ законодательства Союза ССР  и союзных республик, кодексов в  союзных республиках;

     1985-1990 гг. —  попытка перестроить общественные  отношения в охране природы  и рациональном использовании  природных ресурсов, разработать  закон об охране природы в  СССР и создать специальные  органы управления в СССР и  республиках; С 1991 г. и до  настоящего времени — суверенизация  России, распад Союза ССР, пересмотр  законодательства РБ. [1,с.221-222]

   Источниками экологического права являются законы; |декреты и указы Президента Республики Беларусь; кодексы и иные нормативные акты.

Высшим законодательным  органом Беларуси принят  ряд  законов по вопросам, связанным с охраной окружающей среды. Так, основным нормативным актом, который регулирует природоохранительные отношения, является Конституция Республики Беларусь «Об охране окружающей среде». В соответствии с Законом задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды; предупреждение вредного воздействия хозяйственна или иной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качества. Реализация этого обеспечивается тремя группами норм, закрепляющими нормативы ячества окружающей среды, устанавливающие экологические требования к хозяйственной и иной деятельности и предусматривающие механизм исполнения этих требований. 

     Правовой базой  режима заповедников, заказником, национальных  парков, памятников природы служит  закон  «Об особо охраняемых  природных территориях ». Использование  и охрану животного мира регулируй  Закон «Об охране и использовании животного мира». Охрана воздушного бассейна осуществляется в соответствии с Законом «Об охране атмосферного воздуха».

     Источниками экологического права являются: акты «Об экологической экспертизе», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)».

     Регулирование экологических отношений осуществляется также и другими законами: «О собственности в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «Об аренде» и т.д.

     Из подзаконных актов, издаваемых различными органами, следует отметить постановления Совета Министерства Республики Беларусь, которые имеют общеобязательную юридическую силу для всех граждан, предприятий, организаций на территории Республики Беларусь.

6

Источниками экологического права выступают нормативные акты министерств и государственных комитет республики, на которые законодательством возложены функции организации рационального природопользования. Данные акты принимаются в форме указаний, положений, приказов, инструкций и др. При этом ведомственные нормативные акты в области экологии подразделяются на две группы: межведомственного и внутриведомственной значения. Тем не менее они имеют общеобязательную юридическую силу для всех природопользователей.

     К числу источников экологического права относятся также решения местных органов власти и управления. При разработке законодательной базы в сфере природоиользования и охраны окружающей среды учитывают! требования международных соглашений, в которых участвует наша страна.

     С нашей страной заключен ряд договоров со странами СНГ, европейскими странами о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды.

В Беларуси в соответствии с Конституцией продолжают действовать законы бывшего Советского Союза и БССР в случае отсутствия их противоречия с новым законодательством. [4,с. 393-395]

     Что касается  оценки состояния природоохранного  законодательства в целом, то  надо сказать, что отдельные  пробелы до сих пор все еще  не устранены. Так, не приняты  федеральные законы о растительном  мире, питьевой воде, опасных веществах.  Некоторые акты слишком декларативны  либо регулируют чересчур узкие  вопросы, которые в принципе  должны быть решены в крупном  законе. Во многих актах воспроизводятся  не только отдельные нормы,  но и целые институты. Требуется,  как минимум, систематизация природоохранного  законодательства, как максимум - его  кодификация. Еще более остро  стоит вопрос о системе государственного  экологического управления в  стране, не сводящийся к воссозданию  независимого надведомственного органа, а подразумевающий продуманное совершенствование информационного обеспечения, контроля и других

функций. И, конечно, актуальна  разработка нормативных требований к

процессам принятия экологически значимых решений, особенно тех, последствия  которых будут сказываться на будущих поколениях, к расчетам экологических  рисков, к гарантиям экологических  прав граждан.

     Рассмотрим  государственную политику охраны  окружающей среды на примере  некоторых её элементов.

 

Правовая охрана вод:

 

     Вода, водные  объекты, являются важнейшими  компонентами окружающей среды,  необходимым условием жизнедеятельности  человека.

7

Поэтому законодательство уделяет  значительное внимание правовому регулированию  использования и охраны вод, водных ресурсов (подземных и поверхностных  вод, водосборов, источников питьевого  водоснабжения). В многочисленных законодательных  и подзаконных актах регламентируются вопросы водопользования и охраны вод от загрязнения, истощения, неправомерного использования и т.д. путем создания разрешительной системы (лицензирования), введения ряда ограничений и запретов, мер юридической ответственности, установления платежей и т.д.

Информация о работе Природоохранное законодательство Республики Беларусь