Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:27, реферат
Охрана окружающей природной среды - составляющая рационального природопользования. Она осуществляется различными, в том числе и правовыми методами. При этом в правовых формах защищаются преимущественно все компоненты природной среды. Основополагающим источником экологии в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, многие статьи которой регулируют экологические и ношения. Источниками экологического права являются законы; декреты и указы Президента Республики Беларусь; кодексы и иные нормативные акты.
Введение
Глава 1 История развития природоохранного законодательства.
Глава 2 Природоохранное законодательство. Нормативная документация.
Заключение
Список используемых источников
Правовая охрана атмосферного воздуха:
Правовая охрана атмосферного воздуха осуществляется в глобальном, региональном и национальном масштабах для борьбы с его загрязнением, изменениями климата, трансграничными переносами вредных веществ и другими негативными явлениями и процессами, которые сказываются не только на состоянии окружающей среды, но и непосредственно на здоровье людей, качестве жизни. Законодательство РБ последних лет развивается в соответствии с международно-правовыми требованиями и нормами. Используется ряд современных правовых инструментов, например установление нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов выбросов и вредных физических воздействий; государственная регистрация загрязняющих и потенциально опасных веществ; получение разрешений на выброс и оказание вредного физического воздействия; государственный учет вредных воздействий, ведение мониторинга атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов, вредных физических воздействий и их источников; взимание платы за загрязнение атмосферного воздуха. Указанные правовые инструменты приспособлены ко всем стадиям хозяйственной деятельности (проектированию и размещению предприятий, их строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации), к этапам обращения опасных веществ (производству, хранению,
транспортировке и использованию пестицидов и агрохимикатов,
озоноразрушающих веществ, отходов и др.), к функционированию отдельных групп экологически опасных объектов (автомобильного и иного транспорта, опасных производственных объектов, объектов атомной энергетики, ТЭЦ и т.п.). Кроме того, законодатель устанавливает достаточно жесткую систему ограничений и запретов. Например, запрещаются: производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов; проектирование, размещение и строительство объектов, не имеющих установок для очистки газов и средств контроля за выбросами, которые могут привести к изменениям климата или озонового слоя Земли, и т.п.
Производство же озоноразрушающих веществ в нашей стране возможно только в тех случаях, когда они используются исключительно в качестве
8
сырья для получения других
химических веществ. Установлен запрет
на такие воздействия на погоду,
которые могут вызвать
Правовое регулирование использования и охраны недр:
Белорусское
законодательство детально
Правовая охрана лесов:
Правовые институты
и другие средства
Лесной фонд и леса, расположенные
на землях Министерства обороны РБ,
являются государственной
Право лесопользования
осуществляется по
9
пользования грибов, ягод, орехов и пр., лекарственного и технического сырья. Право публичного лесного сервитута может быть ограничено в целях пожарной безопасности, ведения орехового промысла и иного хозяйствования, на особо охраняемых природных территориях и по иным законным основаниям. [5, с. 148-151]
Глава 2 Природоохранное законодательство. Нормативная документация.
Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов включает в себя природоресурсное законодательство, которое регулирует отношения по использованию и охране отдельных компонентов природной среды, и природоохранительное законодательство, регулирующее отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Природоресурсное законодательство включает восемь самостоятельных подотраслей:
земельное законодательство;
законодательство о недрах;
водное законодательство;
лесное законодательство;
законодательство о
законодательство об охране
и использовании животного
законодательство об охране атмосферного воздуха;
законодательство об охране озонового слоя.
Каждую из вышеперечисленных подотраслей природоресурсного законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт:
Кодекс Республики Беларусь о земле;
Кодекс Республики Беларусь о недрах;
Водный кодекс Республики Беларусь;
Лесной кодекс Республики Беларусь;
Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О растительном мире»;
Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 года «О животном мире»;
Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 года «Об охране атмосферного воздуха» (вступает в силу 10 июля 2009 года);
Закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 года «Об охране озонового слоя».
Законом Республики Беларусь от 6 ноября 2008 года «О внесении
10
дополнений и изменения
в Кодекс Республики Беларусь о земле»
детализированы нормы о наследовании
иностранными гражданами и лицами без
гражданства земельных
Природоохранительное законодательство включает:
а) Законодательные акты, создающие правовую основу охраны окружающей среды:
Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 года «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года);
Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О государственной экологической экспертизе» (в редакции Закона Республики Беларусь от 14 июля 2000 года);
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами»;
Закон Республики Беларусь от 14 июля 2008 года «О геодезической и картографической деятельности»;
Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 года «О гидрометеорологической деятельности»;
б) Законодательные акты, обеспечивающие экологическую безопасность:
Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 года «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 года «О радиационной безопасности населения»;
Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 года «О безопасности генно-инженерной деятельности».
Консолидировать систему законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов призван Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» (в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года), который устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов. Однако положения статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» не позволяют рассматривать Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в качестве головного
11
закона в отрасли, поскольку
устанавливают большую
акта, рассматриваемый закон лишается своего особого статуса. Для разрешения имеющегося противоречия принято решение о подготовке и принятии Экологического кодекса Республики Беларусь (подпункт 38.4. пункта 38 Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205).
В соответствии с пунктом 5 приложения к плану подготовки законопроектов на 2005 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 55, подготовлена концепция проекта Экологического кодекса Республики Беларусь (далее – проект Кодекса). Согласованная Президентом Республики Беларусь (резолюция от 12.12.2005 № 11/123-205) концепция проекта Кодекса утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1460.
В проекте Кодекса предполагается
объединить (с переработкой содержания
правового регулирования) нормы
следующих законодательных
1. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»;
2. Закона Республики Беларусь
«О государственной
3. Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами»;
4. Закона Республики Беларусь
«Об особо охраняемых
5. Закона Республики Беларусь «Об охране озонового слоя».
В проект Кодекса также войдут нормы об охране отдельных компонентов природной среды, содержащиеся в природоресурсных кодексах и законах.
Таким образом, Экологический
кодекс должен будет обеспечить единство
подходов к правовому регулированию
вопросов охраны окружающей среды, в
том числе и отдельных
В настоящее время в Республике Беларусь разрабатываются следующие проекты:
Закона Республики Беларусь «О внесении изменения в Закон Республики Беларусь "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (по вопросу
12
компетенции государственного
органа, определяющего порядок
Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (об экологической информации и возмещении экологического вреда)
Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об отходах" (приведение в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь).
Нормативные документы разрабатываются по нашим мнениям, касающимся организации природопользом экологической экспертизы, использования и охраны воздуха, вод, земельных и лесных угодий, н# животного мира, биологического разнообразия, окружающей среды, заповедного дела и др. Эти нормативные документы являются основой выполнения проектных работ, экспертизы проектом и действующих объектов, организации хозяйственной деятельности. Любой специалист, работающий в конкретной отрасли, руководствуется соответствующими нормативными документами.
Ниже приведен список некоторых нормативных документов, использующихся при проектировании и проведении экологической экспертизы:
РД РБ 0212.1-96. Порядок разработки, согласования и утверждения нормативных и методических документов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
СНиП 1.02.01-85. Инструкция о
составе, порядке разработки, согласования
и утверждения проектно-
Санитарные нормы (СИ) 245-71. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий.
СанПиН № 4630-88. Санитарные правила и нормы «краны поверхностных вод от загрязнения.
ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
СанПиН № 42-128-4433-87. Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почвах.
СанПиН №
3183-84. Порядок накопления, транспортировки,
обезвреживания и захоронения
токсичных промышленных
13
При введении на предприятии СУОС (экоменеджмента) и менеджмента качества используются стандарты СТБ К -О 9000 и 14 000. С 2004 г. будет введен новый стандарт ТВ ИСО 19 011. [4, с. 396-398]
Многообразные
реформы в изучаемой области
во многом предопределяются
Во всем
мире проблемы использования
природных ресурсов и объектов
природы приобретают все
Информация о работе Природоохранное законодательство Республики Беларусь