Оценка воздействия РУПТП «Оршанский льнокомбинат» на окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью ОВОС является предотвращение деградации природных территориальных комплексов, а также восстановление и улучшение природной среды в районах со сложной экологической обстановкой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..5

1 Аналитический обзор (экологическая маркировка)………………………………....6

1.1 Экологическая маркировка продукции ……………………………………...6

1.2 Классификация экологических маркировок…………………………………9

1.3 Экологическая маркировка в Республике Беларусь……………………......13

2 Общая характеристика промышленного объекта…………………………………...27

2.1 Ситуационный план, физико-географические и климатические
условия размещения промплощадки…………………………………………………..27

2.2 Общая характеристика производства. Технико-экономические

показатели работы производства………………………………………………………28

2.3 Генеральный план. Инженерные сети и сооружения………………………30

3 Характеристика источников и видов воздействия объекта на окружающую

среду в условиях нормального функционирования объекта…………………………33

3.1 Воздействие на атмосферу…………………………………………………...33

3.2 Воздействие на гидросферу………………………………………………….41

3.3 Воздействие на почву и геологическую среду…………………………..…47

3.4 Другие виды воздействий……………………………………………………54

4 Воздействие объекта на окружающую среду при чрезвычайных ситуациях……..55

5 Состояние окружающей среды в районе расположения объекта. Локальный мониторинг………………………………………………………………………………57

5.1 Состояние окружающей среды в районе расположения объекта…………57

5.2 Локальный мониторинг………………………………………………………60

6 Оценка величины и значимости воздействия объекта на окружающую среду…...61

7 Предложения по целям и задачам, решаемым при функционировании
системы управления окружающей средой на предприятии…………………………63

Заключение ……………………………………………………………………………...64

Список использованной литературы…………………………………………………..65

Работа содержит 1 файл

ОВОС.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

     Разработка  стандартов на методы контроля за состоянием окружающей среды, на методы определения воздействия различных веществ на окружающую среду, технические характеристики оборудования, предназначенного для контроля и предупреждения вредных выбросов в окружающую среду также относится к экологической стандартизации. Развитие национальной экологической стандартизации началось именно с введения в действие международных стандартов ИСО Экологическая маркировка и соответствующие ей экологические этикетки и декларации представляют собой информационный инструмент экологического управления серии международных стандартов ИСО 14000. Основные стандарты данной серии приняты и введены в действие в Республике Беларусь.

     Так, в соответствии с концепцией развития стандартизации в Республике Беларусь введены международные экологические стандарты СТБ ИСО 14020-2003 «Этикетки и декларации экологические. Основные принципы», СТБ ИСО 14021-2002 «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II)» и СТБ ИСО 14024-2003 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры».

     Экологические этикетки и декларации как один из инструментов экологического управления, а также основные принципы их разработки и использования, являются объектом рассмотрения стандарта СТБ ИСО 14020 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы», введенного в действие Постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 19 марта 2003 г. Как указано в этом документе, общая цель экологических этикеток и деклараций  доведение до потребителя надежной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции или услуги, способствующих удовлетворению потребностей в такой продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем самым обеспечиваются рыночные стимулы для разработки новых экологически менее опасных продуктов и технологических процессов.

     Стандарт  СТБ ИСО 14021 «Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II)» введен 1 марта 2003 г. Он устанавливает требования к самодекларируемым экологическим заявлениям в виде словесных формулировок, знаков и графических изображений, касающихся продукции, общие методы оценки и проверки самодекларируемых экологических заявлений и специализированные методы оценки и проверки отдельных заявлений.

     Чтобы исключить отрицательные рыночные эффекты (торговые барьеры или несправедливую конкуренцию), которые являются последствием ненадежных и вводящих в заблуждение экологических заявлений, важно надлежащим образом их проверить. Метод оценки должен быть ясным, прозрачным, научно обоснованным и документированным таким образом, чтобы покупатели были уверены в достоверности заявлений. В стандарте СТБ ИСО 14021 закреплен ряд методов оценки и проверки экологических заявлений. Кроме того, указано, что если нет готового метода оценки и проверки экологического заявления, то заявитель может разработать свой, отвечающий требованиям стандарта и доступный для экспертной оценки, метод.

     Не  допускается использовать экологические  заявления с нечеткими или  широко трактуемыми формулировками, косвенно подразумевающими, что продукция экологически полезная или экологически благоприятная. В заявлении не должны использоваться такие формулировки, как «экологически безопасная», «экологически благоприятная», «благоприятная для почвы», «не загрязняющая», «защитник окружающей среды» и «не разрушающий озоновый слой».

     Стандарт  СТБ ИСО 14024 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры», введенный 11 января 2003 г. определяет принципы и процедуры разработки программ экологической маркировки типа I, включая выбор групп однородной продукции, экологические критерии и функциональные характеристики продукции, а также оценку и демонстрацию соответствия. Стандарт определяет также процедуры сертификации для получения права на экологическую этикетку типа I.

     Целью программ экологической маркировки является снижение вредных воздействий на окружающую среду, связанных с продукцией, путем ее идентификации, которая отвечает критериям экологической предпочтительности конкретной программы экологической маркировки. Экологическая маркировка типа I основана на следующих принципах: добровольный характер программы; взаимосвязь с ИСО 14020 и взаимодействие с законодательством; научная основа экологических критериев продукции; соответствие и проверка; прозрачность и доступность; конфиденциальность; исключение конфликта интересов и взаимное признание.

     Экологическая маркировка типа I – это процесс, включающий:

     1) консультации с заинтересованными сторонами;

     2) выбор групп однородной продукции;

     3)разработку, пересмотр и модификацию экологических  критериев продукции;

     4) идентификацию функциональных характеристик продукции;

     5) разработку процедур сертификации и других административных элементов программы (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Процедура экологической маркировки 

Этапы экологической маркировки Характеристика  этапа
1 2
Консультации  с заинтересованными сторонами Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен внедрить механизм официальных консультаций, который способствует более полному участию заинтересованных сторон.
Выбор групп однородной продукции На этой стадии необходимо определить, какие группы однородной продукции наиболее приемлемы для рынка. При изучении следует рассматривать: предварительный выбор возможных групп однородной продукции и области их применения с учетом возможности использования аналогов; анализ рынка (например, характер, размер, спрос); поставщиков продукции; воздействие продукции на окружающую среду; действующее национальное и международное законодательство и соглашения.
Разработка  экологических критериев продукции

     

В процессе разработки экологических критериев следует учитывать местные, региональные и глобальные экологические факторы, имеющиеся технологии и экономические аспекты. Экологические критерии должны быть выражены в терминах:

    1)воздействие на окружающую среду и эффективность использования природных ресурсов;

    2)если это невозможно, то в экологических аспектах, таких как, например, выбросы (сбросы) в окружающую среду.

Орган, занимающийся экологической маркировкой, должен идентифицировать стадии жизненного цикла продукции, где существуют различия воздействий на окружающую среду в пределах группы однородной продукции.

Выбор функциональных характеристик продукции При установлении функциональных характеристик следует рассмотреть:

     1)идентификацию  функциональных характеристик продукции;

     2) выбор ключевых элементов, характеризующих  функции;

     3) проверку применимости ключевых  элементов характеристик ко всей продукции данной однородной группы.

 

Продолжение таблицы 1.1

1 2
Отчетность  и публикация Полученные  данные должны быть опубликованы. Выбранный  формат' отчета должен сопровождаться информацией, демонстрирующей, что:

     1) сформированные группы однородной  продукции, критерии и характеристики объективны и обоснованны, отвечают    назначению, принципам, практике и требованиям, изложенным в стандарте;

     2) разработаны методы проверки  экологических критериев продукции  и функциональных характеристик  продукции;

     3) заинтересованным сторонам была  предоставлена возможность участия в процесс, и их мнения были учтены при принятии решений.

      
 

     Разработкой процедуры экологической сертификации продукции на белорусских предприятиях с последующей маркировкой экологическим знаком занимается Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экология-инвест» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. В соответствии с нормативными и методическими подходами, определен перечень предприятий, на которых необходимо применение экологической маркировки, - это фабрики и заводы по производству телевизоров, стиральных машин, обоев, текстильные и деревообрабатывающие предприятия. Для каждого вида продукции с учетом уже существующих международных критериев и особенностей отечественного производства разработан ряд экологических требований, выполнение которых позволит применить экологический знак. Эти требования предложены на рассмотрение руководителям предприятий. После получения заявки на прохождение процедуры экологической сертификации, создается независимая общественная комиссия из компетентных специалистов, обладающих необходимой квалификацией, средствами и полномочиями, которая подтверждает соответствие продукции предъявляемым требованиям

     Актуальность  введения экологической маркировки продиктована необходимостью повышения экспортных возможностей и конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на внутреннем и внешнем рынках, требованиями инвесторов, возможностью получения кредитов для совершенствования производства, выполнением национального и международного законодательства в области охраны окружающей среды. В этом должны быть заинтересованы все руководители предприятий. Однако проблемы белорусских производителей связаны с тем, что экологические требования предъявляются на всех этапах существования продукта – от создания до утилизации, а это, конечно, требует определенных изменений в работе, внедрения экологобезопасных технологических процессов, оборудования и, соответственно, финансовых затрат.

     С другой стороны, достоинством экологической маркировки товаров является возможность вывести свое производство на качественно новый уровень и сформировать экологический имидж предприятия. Чтобы получить экологический знак, продукт должен с экологической точки зрения обладать существенно более высоким качеством, чем аналогичные изделия. Потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе товаров или услуг, что обеспечит их большую конкурентоспособность. Это стимулирует производителя постоянно улучшать качество продукции; чтобы достичь требуемых критериев. Когда процентное соотношений товаров, получивших маркировку, существенно возрастает, планка требований к качеству продукции также поднимается, что стимулирует производителей к циклу постоянных улучшений.

     Наличие экологического сертификата и экологического знака соответствия обеспечивает гарантию со стороны специально уполномоченных государственных органов экологического контроля соблюдения требований природоохранного законодательства, стандартов экологической безопасности и рационального природопользования. Данная система также служит предотвращению ввоза в страну экологически опасной продукции, отходов, технологий и услуг, содействует интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств Республики Беларусь в области управления качеством окружающей природной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     

     2 Общая характеристика  промышленного объекта

     2.1 Ситуационный план, физико-географические  и климатические         условия размещения  промплощадки

     Республиканское унитарное производственно-торговое предприятие «Оршанский льнокомбинат», входящее в состав концерна «Беллегпром», – крупнейшее в мире текстильное предприятие по производству продукции из льноволокна, льняной пряжи и льняных тканей широкого ассортимента. Оно расположено в городе Орша Витебской области по адресу: улица Молодежная, 3.

     Промышленная площадка комбината расположена в юго-восточной части города. С севера, северо-запада и северо-востока к территории площадки примыкает жилая зона, запада – зеленая зона, востока – река Днепр, юга – пустырь.

     Орша  расположена на Оршанской платообразной  маренной возвышенности. Поверхность  земли гористая, расчлененная долинами Днепра и его притоков Одрова и Оршица. Преобладающими почвами на территории города являются дерново-подзолистые и суглинистые.

     Климат  умеренно континентальный с частыми  атлантическими циклонами. Зима мягкая с продолжительными оттепелями, лето – умеренно теплое. Средняя годовая температура воздуха 5,1°С (в январе -7,8°С, в июле 18°С). Среднегодовое количество осадков равно 627 мм. Среднее количество ясных и пасмурных дней составляет соответственно 31 и 165 дней. Среднегодовая скорость ветра 3,5 м/с.

     Согласно  СаНПиН М10-5РБ 2002 для льнокомбината (4класс опасности) нормативная СЗЗ составляет 100 м.

     Нормативная СЗЗ— это санитарная зона, которая  определена по санитарным нормам (профилю  предприятия, мощности), т.е. для её определения  не учитываются фактические параметры  функционирования объекта. Фактическая  СЗЗ определяется с учётом результатов контроля или расчёта концентраций загрязняющих веществ на границе нормативной СЗЗ, а также с учетом розы ветров. Основой для корректировки размера СЗЗ служит несоблюдение ПДК на границе. Размер СЗЗ корректируется в направлении розы ветров и только для тех направлений, повторяемость ветра по которым превышает 12,5%. Корректировка производится по формуле : 

                  

                                              (2.1)

где Pн – повторяемость ветра данного направления, %; 12,5 – постоянная величина;

Lн— нормативный размер СЗЗ; Lк – скорректированный размер СЗЗ для данного направления.

     Среднегодовая роза ветров для г.Орша представлена в таблице 2.1. 
 
 

     Таблица 2.1 – Среднегодовая роза ветров для  г.Орша

Направление ветра С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ
Повторяемость, % 11 7 9 12 21 14 14 12

Информация о работе Оценка воздействия РУПТП «Оршанский льнокомбинат» на окружающую среду