Оценка воздействия РУПТП «Оршанский льнокомбинат» на окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью ОВОС является предотвращение деградации природных территориальных комплексов, а также восстановление и улучшение природной среды в районах со сложной экологической обстановкой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..5

1 Аналитический обзор (экологическая маркировка)………………………………....6

1.1 Экологическая маркировка продукции ……………………………………...6

1.2 Классификация экологических маркировок…………………………………9

1.3 Экологическая маркировка в Республике Беларусь……………………......13

2 Общая характеристика промышленного объекта…………………………………...27

2.1 Ситуационный план, физико-географические и климатические
условия размещения промплощадки…………………………………………………..27

2.2 Общая характеристика производства. Технико-экономические

показатели работы производства………………………………………………………28

2.3 Генеральный план. Инженерные сети и сооружения………………………30

3 Характеристика источников и видов воздействия объекта на окружающую

среду в условиях нормального функционирования объекта…………………………33

3.1 Воздействие на атмосферу…………………………………………………...33

3.2 Воздействие на гидросферу………………………………………………….41

3.3 Воздействие на почву и геологическую среду…………………………..…47

3.4 Другие виды воздействий……………………………………………………54

4 Воздействие объекта на окружающую среду при чрезвычайных ситуациях……..55

5 Состояние окружающей среды в районе расположения объекта. Локальный мониторинг………………………………………………………………………………57

5.1 Состояние окружающей среды в районе расположения объекта…………57

5.2 Локальный мониторинг………………………………………………………60

6 Оценка величины и значимости воздействия объекта на окружающую среду…...61

7 Предложения по целям и задачам, решаемым при функционировании
системы управления окружающей средой на предприятии…………………………63

Заключение ……………………………………………………………………………...64

Список использованной литературы…………………………………………………..65

Работа содержит 1 файл

ОВОС.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

     Учреждение  образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ        ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет  ХТИТ

Кафедра     промышленной экологии

Специальность    1-57 01 01 Охрана окружающей среды и  рациональное использование природных ресурсов

Специализация     промышленная экология 
 
 
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КУРСОВОГО ПРОЕКТА

        по  дисциплине «Оценка воздействия  на окружающую среду и экологическая       экспертиза»

    Тема: Оценка воздействия РУПТП «Оршанский льнокомбинат» на окружающую среду 
     
     
     

   
 
 
 
 
 

     Исполнитель

     студентка 5 курса группы 14                                                      Бабжанцева Е.В.  
 

     Руководитель

     старший преподаватель                                                              Шибека Л. А. 
 

Курсовой проект защищен с оценкой

Руководитель                                                                                         Шибека Л. А 

Минск 2007

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..5

1 Аналитический   обзор (экологическая маркировка)………………………………....6

      1.1 Экологическая маркировка продукции ……………………………………...6

      1.2 Классификация экологических маркировок…………………………………9

      1.3 Экологическая маркировка в Республике  Беларусь……………………......13

2 Общая  характеристика промышленного объекта…………………………………...27

      2.1 Ситуационный  план, физико-географические и климатические

условия размещения промплощадки…………………………………………………..27

      2.2 Общая характеристика производства. Технико-экономические 

показатели работы производства………………………………………………………28

      2.3 Генеральный план. Инженерные сети и сооружения………………………30

3 Характеристика  источников и видов воздействия  объекта на окружающую 

среду в условиях нормального функционирования объекта…………………………33

     3.1 Воздействие на атмосферу…………………………………………………...33

     3.2 Воздействие на гидросферу………………………………………………….41

     3.3 Воздействие на почву и геологическую  среду…………………………..…47

          3.4 Другие виды воздействий……………………………………………………54

4 Воздействие  объекта на окружающую среду  при чрезвычайных ситуациях……..55

5 Состояние окружающей  среды в районе расположения  объекта. Локальный мониторинг………………………………………………………………………………57

     5.1 Состояние окружающей среды в  районе расположения объекта…………57

     5.2 Локальный мониторинг………………………………………………………60

6 Оценка величины  и значимости воздействия объекта  на окружающую среду…...61

7 Предложения по целям и задачам, решаемым при функционировании

системы управления окружающей средой на предприятии…………………………63

Заключение  ……………………………………………………………………………...64

Список  использованной литературы…………………………………………………..65 
 
 

 

Введение

     Негативные  изменения в биосфере, вызываемые загрязнением окружающей среды, приобретают ныне все большие масштабы. Сотни тысяч разнообразных химических соединений ежегодно поступают в окружающую среду в дополнение к имеющимся, причем, число их растет. Поэтому на современном этапе возрастает роль и задачи экологии, призванной на основе оценки и прогноза степени вреда, наносимого индустриализацией производства, развивать основы технологических средств и замкнутых циклов производства; совершенствовать системы моделирования, прогноза и управления процессами; разработать системы экологического контроля; внедрять инженерно-технические средства защиты окружающей среды.

     Одним из самых эффективных рычагов  в системе регулирования природопользования является система оценки воздействия на окружающую среду. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является законодательно закрепленной стадией реализации любых решений (проектов), которая проводится как после завершения работ по проектированию, так и на всех этапах разработки проекта. На каждой стадии ОВОС проводится для нормального и аварийного режима функционирования.

     Целью ОВОС является предотвращение деградации природных территориальных комплексов, а также восстановление и улучшение природной среды в районах со сложной экологической обстановкой.

     Для того, чтобы определить наиболее значимое воздействие на окружающую среду, необходимо провести предварительный экологический  анализ, который создаст все предпосылки для внедрения адекватной системы управления окружающей средой и разработки комплекса компенсирующих природоохранных  мероприятий. 
 

 

     1 Аналитический обзор  (экологическая маркировка)

     1.1 Экологическая маркировка  продукции 

     К системе мероприятий по охране окружающей среды, среди прочих ее элементов, относится использование экологических заявлений в рекламных материалах, средствах массовой информации, непосредственно на продукции или ее упаковке, а также в сопроводительной документации, что собственно и составляет понятие «экологическая маркировка» [1].

     Экологическая маркировка – это комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Она наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или помещается в сопроводительную документацию [2].

     Экологическая маркировка товаров – это добровольная система присуждения эмблемы для продукта, который является менее вредным для окружающей среды, чем другие подобные продукты. Экологическая марка сообщает потребителям об определенном товаре (услуге), в то время как сертификационные программы говорят об организации (или об ее части), которая произвела товар (услугу) [3]. Экологические знаки предназначены для обеспечения потребителей достоверной информацией об экологической чистоте приобретаемого товара или экологически безопасных способах производства, использовании, утилизации, или возможности вторичной переработки продукции.

     Впервые система экологической маркировки была введена в 1978 году в ФРГ, а уже в 1988 году опрос населения показал, что 77 % потребителей страны узнавали национальный экологический знак «Голубой ангел» (рисунок 1.1) [4]. К середине 90-х годов XX столетия на территории Германии экологическую маркировку имели около 4000 видов товаров и оборудования 75 продуктовых групп от 630 производителей [5]. В 1989 году эту систему приняли Кана да, Япония и Норвегия. В странах Европейского Союза основные подходы к экологической маркировке были разработаны Советом ЕС в 1992 году и применены впервые к стиральным машинам.

       Использование экологической маркировки было рекомендовано в итоговом документе мирового саммита в Рио-де-Жанейро (1992 год). Программа действий

 ООН по устойчивому развитию непосредственно обращается к государствам, бизнес-сообществу и общественности с призывом изменить потребительские приоритеты и «...в сотрудничестве с промышленностью, общественностью и другими связанными группами обеспечить развитие экологической маркировки и другой информации об экологических аспектах продукции с тем, чтобы помочь потребителю сделать осознанный выбор» (ООН, Программа 21, Глава 4, параграф 21). 
 
 
 

     

Рисунок 1.1 – Экологический знак «Голубой ангел»

     С целью улучшить, развить и распространить идею экологической маркировки продуктов и услуг в 1994 году была создана Глобальная Сеть Экологической Маркировки (GEN –.Global Environmental Net) – ассоциация независимых организаций, осуществляющих мероприятия по экологической маркировке. Она состоит из 14 организаций по экомаркировке из Европы, Азии и Северной и Южной Америки, включая такие крупные организации, как «Зеленый тюлень» (Green Seal) из Соединенных Штатов и «Голубой ангел» из Германии. Они собирают и распространяют информацию по программам использования экологической маркировки. Они также занимаются исследованием программ о взаимном признании и обеспечивают механизмы обмена информацией [6].

     В странах ЕС действуют две программы  экологической маркировки:

  1. программа «знак качества», предусматривающая добровольное участие компаний;
  2. программа экологической сертификации «Environmental Certification Programme – ЕСР», обязательная для производителей потенциально опасных продуктов.

     Во  многих европейских странах в  законодательном порядке утверждены специальные правила в отношении отдельных групп продуктов, устанавливающих порядок проведения добровольной экологической маркировки продукции, которая соответствует определенным критериям.

     Целью экологической маркировки является информирование потребителей о продуктах, которые оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. К экологическим требованиям безопасности продукции относятся и гигиенические, оказывающие непосредственное влияние на здоровье потребителей. Например, под безопасностью продуктов питания понимают высокое качество и отсутствие в них токсических, канцерогенных или других компонентов, оказывающих отрицательное воздействие на организм человека. Экологическая безопасность является более широким понятием и охватывает не только безопасность потребления готовых продуктов, но и безопасность сырья, используемого для их производства, производственных технологических процессов, условия хранения, упаковку и ее утилизацию.

     Поэтому в задачи экологической маркировки входит следующее:

     1) обеспечение безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;

     2) приостановка или прекращение реализации продукции, не отвечающей установленным экологическим требованиям;

     3) содействие сбыту продукции с лучшими экологическими характеристиками;

     4) оценка отходов производства с позиции экологической безопасности и возможности их утилизации.

     Если  продукция отвечает установленным экологическим требованиям, то ей присваивается соответствующий знак. При этом маркировка может предоставлять, с одной стороны, позитивную информацию об экологических качествах продукции, с другой стороны, предостерегать о существующей потенциальной опасности. В этом случае используется обязательная маркировка опасной продукции с предупреждением о возможном ущербе здоровью людей и окружающей среде при использовании этого продукта.

     Введение  экологической маркировки призвано стимулировать производителей к выпуску экологически безопасной продукции и постоянному улучшению ее качества. Однако экологическая маркировка не гарантирует абсолютной экологичности товара, скорее, она указывает на относительно большую экологичность данного продукта в сравнении с альтернативной продукцией, представленной на рынке. Таким образом, экомаркировка служит рекламным средством и отрицательно сказывается на конкурентоспособности немаркированных товаров той же категории.

Информация о работе Оценка воздействия РУПТП «Оршанский льнокомбинат» на окружающую среду