Оценка воздействия РУПТП «Оршанский льнокомбинат» на окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью ОВОС является предотвращение деградации природных территориальных комплексов, а также восстановление и улучшение природной среды в районах со сложной экологической обстановкой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..5

1 Аналитический обзор (экологическая маркировка)………………………………....6

1.1 Экологическая маркировка продукции ……………………………………...6

1.2 Классификация экологических маркировок…………………………………9

1.3 Экологическая маркировка в Республике Беларусь……………………......13

2 Общая характеристика промышленного объекта…………………………………...27

2.1 Ситуационный план, физико-географические и климатические
условия размещения промплощадки…………………………………………………..27

2.2 Общая характеристика производства. Технико-экономические

показатели работы производства………………………………………………………28

2.3 Генеральный план. Инженерные сети и сооружения………………………30

3 Характеристика источников и видов воздействия объекта на окружающую

среду в условиях нормального функционирования объекта…………………………33

3.1 Воздействие на атмосферу…………………………………………………...33

3.2 Воздействие на гидросферу………………………………………………….41

3.3 Воздействие на почву и геологическую среду…………………………..…47

3.4 Другие виды воздействий……………………………………………………54

4 Воздействие объекта на окружающую среду при чрезвычайных ситуациях……..55

5 Состояние окружающей среды в районе расположения объекта. Локальный мониторинг………………………………………………………………………………57

5.1 Состояние окружающей среды в районе расположения объекта…………57

5.2 Локальный мониторинг………………………………………………………60

6 Оценка величины и значимости воздействия объекта на окружающую среду…...61

7 Предложения по целям и задачам, решаемым при функционировании
системы управления окружающей средой на предприятии…………………………63

Заключение ……………………………………………………………………………...64

Список использованной литературы…………………………………………………..65

Работа содержит 1 файл

ОВОС.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

Рисунок 1.10 –  Знак вторичной переработки изделий  из алюминия

Рисунок 1.11 –  Знак вторичной переработки изделий  из стекла

     

Рисунок 1.12 –  Знак вторичной переработки изделий  из стали

Рисунок 1.13 –  Знак вторичной переработки после опорожнения

Рисунок 1.14 –  Знаки вторичной переработки  полиэтилена

Рисунок 1.15 –  Знак, применяемый в США для  обозначения бумаги, полученной из вторичного сырья

Рисунок 1.16 –  Знаки, свидетельствующее о том, что упаковка произведена из вторичных материалов

     В соответствии с требованиями Директивы  Совета ЕС «Об упаковке и упаковочных отходах» 94/62/EG от 20.12.1994 г. всякая упаковка должна маркироваться следующими знаками:

     –повторное или многократное использование;

     – подлежит вторичной переработке;

     – частично или полностью произведена из вторичных ресурсов с указанием процентного соотношения вторичных материалов.

       При необходимости для идентификации материала упаковки и облегчения сортировки на нее наносятся цифровые и буквенные обозначения, расположенные чаще всего в центре знака (и иногда ниже), позволяющие установить тип материала.

     Упаковочные материалы обозначаются следующими цифрами:

     – пластмассы – от 1 до 19;

     – бумага и картон – от 20 до 39;

     – металлы – от 40 до 49;

     – древесина – от 50 до 59;

     – текстиль – от 60 до 69;

     – стекло – от 70 до 79.

     В свою очередь, для пластмасс установлены  буквенные обозначения: ПЭТ; ПЭНД; ПВХ; ПЭВД; ПП; ПС; другие полимеры.

     Одним из наиболее распространенных знаков этой группы, приобретающих в последнее время характер транснациональных, является знак «Зеленая точка» (рисунок1.17). Впервые этот знак стали применять в Германии в рамках «Дуальной системы» (DSD – Duales System Deutschland), лежащей в основе вторичной переработки отдельных видов отходов. «Зеленая точка» размещается на упаковке и обозначает гарантию возврата, приема и вторичной переработки маркированного упаковочного материала. Право на использование знака продается, это составляет финансовую базу DSD. Знак может ставиться компаниями, участвующими по контракту в системе, объединяющей более 15 европейских стран. Они вносят соответствующую лицензионную плату, величина которой определяется объемом производства, размером или массой упаковки. Средства, полученные от продажи права маркирования, идут на финансирование местных организаций, осуществляющих сбор упаковки, сортировку по видам материала и отправку организациям по переработке. Контракт на право использования этого знака чаще всего заключается с изготовителем товара, но при продаже товаров через торговую сеть этот контракт может быть заключен с торговой организацией. Подписанный контракт учитывает только определенные виды упаковки, на которые существует гарантия вторичной переработки. Лицензионная плата применяется только для товаров, продаваемых на рынке Германии. Поэтому в Германии организован сбор упаковки использованных продуктов, маркированных «Зеленой точкой» в специальные контейнеры. Если товар ввозится в Германию из стран, фирмы которых не имеют лицензии на использование знака, плату за лицензирование вносит немецкий импортер. Экспортные товары не используются для финансирования этой системы, независимо от факта маркирования.

     Однако  маркировка, означающая «может быть повторно переработан», лишена всякого смысла, если отсутствуют пункты приема и переработки. Для Беларуси, где раздельный сбор отходов и последующая их переработка находится в начальной стадии, это особенно актуально. Поэтому использование подобных знаков на отечественных товарах не говорит ничего, кроме того, что упаковка могла бы подвергаться вторичной упаковке.

     

Рисунок 1.17 –  « Зеленая точка»

     3. Знаки, призывающие к бережному отношению к окружающей природной среде. Это так называемые «фандрайзинговые» символы, которые могут означать, что производитель товара финансирует какие-либо природоохранные проекты и (или) организации. При этом об экологической безопасности самого товара или производственной деятельности фирмы такой знак ничего не говорит, как, например, знак «Панда» Всемирного фонда охраны дикой природы (рисунок 1.18).

     

Рисунок 1.18 – «Панда»

     К этой же группе относятся знаки:

  1. Чистый город.  Утилизация продукции разового использования (рисунок 1.19);

     

Рисунок 1.19 – Чистый город

  1. Пригоден для переработки. Подумай о завтрашнем дне (рисунок 1.20).

     4.Знаки,  информирующие о натуральности, или органическом происхождении продукции (рисунок 1.21).

     5. Знаки, сочетающие в себе функции  предупредительной и экологической  маркировки. Такая информация предупреждает о возможном ущербе для окружающей среды и путях его предотвращения. Примерами таких знаков могут служить специальные знаки для обозначения веществ, представляющих опасность для морской флоры и фауны, при их перевозке по водным путям (рисунок 1.22), экознак «Опасно для окружающей среды» (рисунок 1.23), знак инфекционной (биологической) опасности (рисунок 1.24).

Рисунок 1.20 – Пригоден для переработки. Подумай  о завтрашнем дне

     

Рисунок 1.21 – Знак, информирующий о натуральности, или органическом происхождении продукции

Рисунок 1.22 – Представляет опасность для морской флоры и фауны, при перевозке по водным путям

Рисунок 1.23 – Опасно для окружающей среды» 

     Рисунок 1.24 – Знак инфекционной (биологической) опасности

     1.3 Экологическая маркировка в Республике Беларусь

     В Республике Беларусь до недавнего времени отсутствовал единый подход к созданию и применению экологической маркировки.

     Законы  Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (от 04.01.2003) и «О сертификации продукции, работ и услуг» (от 05.09.1995) явились  правовой основой белорусской системы экологической сертификации. В соответствии с этими законами в республике введена система экологической сертификации, направленная на защиту интересов государства и общества в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (РД РБ 03810.5.01-2000. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Подсистема экологической сертификации. Основные положения.).

     В Беларуси, как и во многих других странах, законодательство предусматривает наличие обязательной и добровольной сертификации по экологическим требованиям.

     Обязательной  сертификации подлежат товары, работы и услуги, на которые законом установлены  требования, направленные на обеспечение  безопасности жизни, здоровья потребителей и охрану окружающей среды. Ранее в разрабатываемых ГОСТах, ОСТах, ТУ на продукцию они либо не проводились, либо проводились в числе прочих. Пересмотр стандартов и разработка новых – процесс длительный и требующий больших материальных затрат. Вместе с тем, с целью защиты внутреннего потребительского рынка от некачественной и небезопасной продукции расширяется номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, в том числе пищевой продукции, строительных материалов, автотранспортных средств, средств индивидуальной защиты, услуг парикмахерских, ремонту кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, ремонту и техническому обслуживанию грузового автотранспорта. Для маркировки продукции, соответствующей установленным требованиям и прошедшей сертификацию в Национальной системе сертификации Республики Беларусь предназначен знак СТБ (рисунок 1.29).

Рисунок 1.29 –  Знак СТБ

     Предприятиям (организациям) всех форм собственности  и видов деятельности, сертифицировавшим свою продукцию в Подсистеме, предоставляется право маркировать Экологическим знаком соответствия продукцию (тару, упаковку), эксплуатационную и товаросопроводительную документацию. Экологический знак соответствия подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям охраны окружающей среды, установленным в нормативных актах, стандартах и других документах по стандартизации. Только при указании нормативного акта или при наличии технического документа изготовителя, устанавливающего метод проверки или контроля и позволяющего идентифицировать экологические характеристики товара, а также при подтверждении указанных характеристик органами экологической сертификации, возможно использование Экологического знака соответствия. Если экологические показатели включены в стандарты и техническую документацию как обязательные для определенной продукции, например, пищевых продуктов, то они должны подтверждаться сопроводительными документами для ее последующего использования или в рекламных целях. На продукты питания в настоящее время выдаются сертификат соответствия и гигиеническое свидетельство. Однако это не всегда означает безопасность для окружающей среды, поскольку на продукцию могут оказывать вредное воздействие ее тара, упаковка и другое. Получение экологического сертификата и экологического знака соответствия обеспечивает со стороны специально уполномоченных органов экологического контроля соблюдение требований природоохранного законодательства.

     Для экологической маркировки продукции был введен Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1458-2004 «Экологический знак соответствия. Форма, размеры и технические требования» от 01.10. 2004 г.

     Цель  экологической маркировки продукции  экологическим знаком соответствия заключается в предоставлении потребителю проверяемой, точной, не вводящей в заблуждение информации об экологических аспектах продукции, способствующей спросу и поставке продукции, которая оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду. Экологический знак соответствия – это графическое изображение, наносимое на продукцию, отвечающую экологическим требованиям.

     Изображение экологического знака соответствия представляет контур листка темно-зеленого цвета на фоне круга, разделенного на две половины: в верхней половине, выполненной голубым цветом, расположен белый диск, нижняя половина выполнена светло-зеленым цветом.

     Настоящий эскиз выполнен Мазановым Александром  Олеговичем и был выбран в результате общественного конкурса членами жюри в составе представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации, Представительства ООН в Республике Беларусь и общественных организаций.

     Согласно стандарту СТБ 1458-2004 установлены следующие изображения экологического знака соответствия:

     а) для групп однородной продукции, отвечающей установленным критериям программы экологической маркировки типа I, разработанной органом, занимающимся экологической маркировкой в Подсистеме экологической сертификации Национальной системы сертификации Республики Беларусь (рисунок 1.30); 

     

Рисунок 1.30 – Экологический знак соответствия

     б) для групп продукции, не имеющей аналогов в Республике Беларусь, отвечающей установленным критериям программы экологической маркировки типа I, требованиям безопасности и определенным потребительским характеристикам, заявленным субъектом хозяйствования (изготовителем, продавцом) (рисунок 1.31);

Рисунок 1.31 – Экологический знак соответствия

     XX обозначает буквенный код органа, реализующего программу экологической маркировки типа I.

     в) знак, используемый для свидетельства внедрения системы управления окружающей средой, приведен на рисунке 1.32.

Рисунок 1.31 – Экологический знак соответствия

     XX обозначает буквенный код органа, выдавшего экологический сертификат  соответствия на систему управления  окружающей средой.

     Если  предприятие (организация) внедрило и сертифицировало систему управления охраной окружающей среды, соответствующую требованиям международного стандарта серии ISO 14001, то она имеет право информировать об этом потребителя.

     Для выполнения требований законодательства по подтверждению безопасности и качества товаров при поставке продукции на экспорт и реализации ее на внутреннем рынке расширяется сеть органов по сертификации продукции, систем качества и персонала, аккредитованных испытательных лабораторий. Такая система также служит предотвращению ввоза в страну экологически опасной продукции, отходов, технологий и услуг, содействует интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств. Так, с целью гармонизации законодательства Республики Беларусь с действующим в Европейском Союзе разработан и принят 5 января 2004 г. закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

     В рамках подготовки вступления Республики Беларусь в ВТО был создан Национальной информационный центр ВТО по выполнению Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБС) и Соглашения о санитарных и фитосанитарных нормах (СФС), относящихся к мерам, оказывающим влияние на торговлю между странами-участницами. Центр выполняет техническую и информационную работы для обеспечения взаимодействия комитетов ВТО с национальными органами государственного управления. Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь выдаются также сертификаты соответствия российской Системе сертификации белорусским производителям. На сегодняшний день выдано более 10 тысяч сертификатов, что позволяет белорусским производителям осуществлять реализацию продукции на территории Российской Федерации. В рамках сотрудничества со странами СНГ решен вопрос по применению Единого знака доступа продукции на рынок. Это позволит для отдельных видов продукции, маркированной Единым знаком доступа на рынок, реализовать продукцию во всех странах СНГ без сопровождения копией сертификата соответствия.

Информация о работе Оценка воздействия РУПТП «Оршанский льнокомбинат» на окружающую среду