Оценка воздействия РУПТП «Оршанский льнокомбинат» на окружающую среду

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью ОВОС является предотвращение деградации природных территориальных комплексов, а также восстановление и улучшение природной среды в районах со сложной экологической обстановкой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..5

1 Аналитический обзор (экологическая маркировка)………………………………....6

1.1 Экологическая маркировка продукции ……………………………………...6

1.2 Классификация экологических маркировок…………………………………9

1.3 Экологическая маркировка в Республике Беларусь……………………......13

2 Общая характеристика промышленного объекта…………………………………...27

2.1 Ситуационный план, физико-географические и климатические
условия размещения промплощадки…………………………………………………..27

2.2 Общая характеристика производства. Технико-экономические

показатели работы производства………………………………………………………28

2.3 Генеральный план. Инженерные сети и сооружения………………………30

3 Характеристика источников и видов воздействия объекта на окружающую

среду в условиях нормального функционирования объекта…………………………33

3.1 Воздействие на атмосферу…………………………………………………...33

3.2 Воздействие на гидросферу………………………………………………….41

3.3 Воздействие на почву и геологическую среду…………………………..…47

3.4 Другие виды воздействий……………………………………………………54

4 Воздействие объекта на окружающую среду при чрезвычайных ситуациях……..55

5 Состояние окружающей среды в районе расположения объекта. Локальный мониторинг………………………………………………………………………………57

5.1 Состояние окружающей среды в районе расположения объекта…………57

5.2 Локальный мониторинг………………………………………………………60

6 Оценка величины и значимости воздействия объекта на окружающую среду…...61

7 Предложения по целям и задачам, решаемым при функционировании
системы управления окружающей средой на предприятии…………………………63

Заключение ……………………………………………………………………………...64

Список использованной литературы…………………………………………………..65

Работа содержит 1 файл

ОВОС.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

     Продукция, отвечающая экологическим требованиям, даёт возможность предприятию расширить границы рынка сбыта и увеличить объём продаж своей продукции. А наличие эффективно функционирующей системы экологического менеджмента на предприятии рассматривается в числе обязательных условий доступа на международные рынки.

     В связи с этим, вопрос применения экомаркировок широко обсуждается Комитетом ВТО (Всемирной торговой организации) по торговле и окружающей среде, которому предоставлено право определять влияние экологических аспектов на торговлю между странами-участницами, включая соблюдение международных договоров по защите окружающей среды, а также давать рекомендации о необходимости каких-либо изменений для достижения лучшего взаимодействия между торговой и экологической политикой. Однако по данному вопросу, который тесно связан с проблематикой устойчивого развития, значительного прогресса не достигнуто. Многие государства считают, что применение экомаркировок несправедливо препятствует доступу к рынкам, а зачастую не учитывает реального состояния окружающей среды в той стране, где продукция была произведена. Кроме того, они полагают, что, уделив большее внимание только методам производства получить достоверный анализ невозможно. Сторонники же экомаркировок считают их важным инструментом регулирования рыночных сил с целью содействия устойчивому развитию. По их мнению, экологическая информация станет играть роль наиболее эффективной силы, давая потребителю, возможность быть информированным при выборе продукции и обеспечивая условия, при которых производитель может понести убытки из-за применения неэкологичных способов производства. Что касается производителей, то экомаркировка, по их мнению, должна отражать методы получения и производства, так как здесь большей частью и кроется потенциальная возможность нанесения ущерба окружающей среде.

     У обеих сторон есть аргументированная  мотивация. Тем не менее, на сегодняшний день большинство экомаркировок носит добровольный характер, а, следовательно, в большинстве своем выходит за рамки правил ВТО. Международная организация по стандартизации ИСО (ISO – International Standardization Organization), и другие организации, имеющие отношение к этой проблеме, разрабатывают принципы и порядок проведения экологической маркировки продукции. Их усилия направлены на обеспечение большей гласности и справедливости этому процессу. В настоящее время в соответствии с программными документами ВТО для преодоления препятствий в торговле, связанных с введением национальных систем экологической сертификации и маркировки, широко используется их взаимное признание.

     Принимая  во внимание возрастающие объемы международной торговли, маркировка приобретает особое значение как информационное средство, ориентированное на мировое или региональное рыночное пространство. Информация, которую отражает экомаркировка, должна соответствовать ряду требований:

  1. эффективно выделять маркетируемую продукцию из аналогичного ассортимента;
  2. быть легко узнаваемой и запоминающейся, в сжатой форме выражать смысловую нагрузку;
  3. способствовать осознанию важности природоохранной деятельности, отражать ее нравственное начало;
  4. легко тиражироваться и воспроизводиться без ухудшения качества изображения.

     Потребитель может не знать названий стандартов, не осознавать трудоемкость получения сертификата соответствия, но ему должна быть понятна экологическая маркировка товара.

     1.2 Классификация экологических маркировок

     В целом экологические обозначения можно классифицировать по виду декларирования, по предметному признаку, по способу выражения необходимой информации.

     Первый  тип классификации экологических  маркировок связан с существованием стандартов ИСО серии 14000, в которых даётся понятие и основные положения экологической маркировки, а именно [7-9]:

     1) ИСО 14020. «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы»;

     2) ИСО 14021. «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления. (Экологическая маркировка по типу II)»;

     3) ИСО 14024. «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры»;

     4) ИСО 14025. «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа III. Основные принципы и процедуры».

     Таким образом, по виду декларирования экомаркировка классифицируется в стандартах ИСО серии 14000 следующим образом:

     1) программы одобрения, проводимые третьей стороной (тип I).

     Экологическая маркировка типа I осуществляется соответствующим органом по сертификации, рассматривающим воздействие продукции на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла. Принятие решения о выдаче сертификата и присвоение экологического знака проводятся с учетом требований трех сторон –производителя, потребителя и органа по сертификации. Особенностью данного процесса является определение продукции, обладающей определёнными экологическими преимуществами перед аналогами в группе однородной продукции. Экологическая маркировка типа I носит добровольный характер и относится к непродовольственной продукции.

     2) самостоятельно заявляемые экологические требования (самодекларации) информационного характера (тип II).

     Экологическая маркировка типа II основана на самостоятельном заявлении производителя о соответствии продукции определенным экологическим требованиям. В этом случае экологическая сертификация третьей стороной не проводится. Производитель может маркировать продукцию особым знаком, который используется для маркировки тары или упаковки.

     Самодекларируемое экологическое заявление (selfdeclared environmental claim) – это экологическое заявление изготовителя, который может получить выгоду от такого заявления без сертификации независимой третьей стороной.

     Использование экологических заявлений этикеток и деклараций дает возможность через точную, не вводящую в заблуждение информацию об экологических аспектах продукции способствовать спросу и поставке той продукции, которая оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду. Проверка экологического заявления (environmental claim verification) – это подтверждение его достоверности с применением заранее установленных критериев и методик при гарантии надёжности данных.

     Целью настоящего стандарта является гармонизация используемых экологических заявлений, при которой достигается следующее:

     – составление точных и проверяемых экологических заявлений, которые не вводят в заблуждение;

     – повышение потенциала рыночных сил, стимулирующих улучшение окружающей среды;

     – предотвращение или сокращение до минимума неоправданных требований;

     – уменьшение путаницы на рынке продукции;

     – стимулирование международной торговли;

     – повышение информированности покупателей и пользователей продукции.

     3) Количественная информация, предоставляемая поставщиком и основанная на подтверждении приводимых показателей (характеристик) независимой стороной (тип III).

     Экологическая маркировка типа III является отдельной формой сертификации, проводимой третьей стороной, и позволяет избежать трудностей, возникающих при экологической маркировке типа I. Маркировка типа III связана с определённой количественной оценкой экологических характеристик на стадиях жизненного цикла продукции, т.е. органом по сертификации оцениваются лишь отдельные показатели, установленные для данной категории продукции. В этом случае не используют специальную маркировку (знак), но указывают орган, проводивший сертификацию данной продукции. 

     По  предметному признаку выделяют следующие экологические знаки:

     1. Знаки, информирующие об экологической  чистоте и безопасности товара  в целом или отдельных его  свойств для человека и окружающей  среды. Например, широко известный знак «Голубой ангел» (Германия) принятый на основе логотипа Экологической программы ООН UNEP и свидетельствующий, что продукция соответствует установленным критериям, гарантирующим ее экологическую безопасность (рисунок 1.1). Например, автомобиль, на который нанесен этот знак, оборудован надежной системой очистки выхлопных газов. Не охватывает продукцию сельского хозяйства, фармацевтическую, бытового назначения.

     Кроме того, к этой группе относятся следующие  знаки:

  1. экознак Европейского Союза (рисунок 1.2);
  2. экознак ассоциации по охране окружающей среды скандинавских стран «Белый лебедь» (рисунок 1.3);
  3. экознак «Сокол» Шведского общества охраны природы (рисунок 1.4);
  4. экологическая этикетка, Канада (рисунок 1.5);
  5. экознак Японской ассоциации по охране окружающей среды (рисунок 1.6);
  6. знак, подтверждающий безопасность изделия (рисунок 1.7);
  1. знак энергоэкономичного изделия Американского агентства по охране окружающей среды (рисунок 1.8).

Рисунок 1.2 – Экознак Европейского Союза

Рисунок 1.3 –  «Белый лебедь»

Рисунок 1.4 – «Сокол»

Рисунок 1.5 –  Экологическая этикетка, Канада

Рисунок 1.6 –  Экознак Японской ассоциации по охране окружающей среды

Рисунок 1.7 –  Знак, подтверждающий безопасность изделия 

Рисунок 1.8 – Знак энергоэкономичного изделия  Американского агенства по охране окружающей среды

     Сюда  же можно отнести знаки на аэрозольных препаратах, обозначающие отсутствие веществ, приводящих к разрушению озонового слоя вокруг Земли, в том числе Международный знак озонобезопасности продукции, обозначающий выполнение изготовителем требований по сохранению озонового слоя (рисунок 1.9).

     

Рисунок 1.9 –  Международный знак озонобезопасности

     Примером  знака этой группы, являющегося и отраслевым, и транснациональным, служит знак Европейской ассоциации производителей обоев. Она включает более 30 крупнейших компаний.

     Экологическая безопасность их продукции гарантируется специальным знаком – RALL TARREN, который наносится на упаковку. Каждый новый вид обоев перед выходом на европейский рынок тестируется в специальных лабораториях. Экспертизу осуществляют не сами производители, а их конкуренты, что сводит к минимуму риск фальсификаций. Затем продукция направляется в независимые организации, национальные службы здоровья и контроля окружающей среды, институты контроля качества. И только после этого на товар ставится знак RALL TARREN. С этого момента его фирменная чистота не вызывает сомнений. Например, стандарт для виниловых обоев в Европе по жесткости требований можно сравнить со стандартом, установленным для детских игрушек.

     2. Знаки, информирующие о возможности вторичной переработки или многократного использования товаров, в том числе:

     1) информирующие о возможности вторичного использования или переработки товара (обычно упаковки) или о способе его утилизации;

     2) информирующие об использовании вторичного сырья при изготовлении конкретного товара с указанием доли этого сырья в составе продукции (надпись или знак).

     Существуют  самые разнообразные изображения, подтверждающие многократное использование упаковки. Наиболее распространены знаки, олицетворяющие замкнутый цикл «создание – применение – утилизация – воссоздание и т. д.», с указанием материала, поддающегося переработке. Например,

  1. знак вторичной переработки изделий из алюминия (рисунок 1.10);
  2. знак вторичной переработки изделий из стекла (рисунок 1.11);
  3. знак вторичной переработки изделий из стали (рисунок 1.12);
  4. знак вторичной переработки после опорожнения (рисунок 1.13);
  5. знаки вторичной переработки полиэтилена. Варианты этого знака обычно имеют конкретный номер, указывающий плотность полиэтилена и буквенные обозначения, указывающие тип используемого материала (рисунок 1.14);
  6. знак, применяемый в США для обозначения бумаги, полученной из вторичного сырья (рисунок 1.15).
  7. знаки, свидетельствующие о том, что упаковка произведена из вторичных материалов (рисунок 1.16)

Информация о работе Оценка воздействия РУПТП «Оршанский льнокомбинат» на окружающую среду