Международное экологическое сотрудничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:12, контрольная работа

Описание работы

Ведущая роль в развитии международного экологического права принадлежит международным организациям. Особое место среди них занимает ООН. Сотрудничество по линии международных организаций включает взаимодействие с рядом образований системы ООН: Комитетом Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН по экологической политике (процесс «Окружающая Среда для Европы»), Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др., а также с Европейским союзом, Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках таких международных форумов и организаций, как совещания министров окружающей среды «восьмерки», Европы, арктических государств, Международного союза охраны природы (МСОП), Всемирного фонда охраны природы (ВВФ) и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….….. 2
1. ВЛИЯНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРИРОДУ И ЧЕЛОВЕКА
2. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) ..………………………………
3. Рамочная конвенция об изменении климата и Киотский протокол …………………………………………..
4. ОСНОВНЫЕ ПЕРЕГОВОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ …………………….. 11
5 РОЛЬ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
ВЫВОДЫ ……………………………..…………………………………..
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ …..……………………
Приложение № 1
Основные «Климатические» группировки стран …………………..
Приложение № 2
Перечень международных организаций, сотрудничающих с ЕС в рамках Международного экологического сотрудничества ………...
Приложение № 3
Перечень некоторых Международных Конвенций и соглашений, направленных на защиту окружающей среды

Работа содержит 1 файл

КР ЭКОЛОГИЯ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

5.  РОЛЬ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

      В последние годы Россия принимает  всё более активное участие в  международном правоохранительном сотрудничестве, реализации решений  международных организаций по охране окружающей природы. Основные принципы международного сотрудничества Российской Федерации в этой области изложены в Законе РФ “Об охране окружающей природной среды”.

      Согласно  положениям Концепции внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 года, (система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России), «Россия в отношении Международного экономического и экологического сотрудничества выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности и противодействия изменению климата на планете, в том числе с привлечением новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий, в интересах всего мирового сообщества. Среди приоритетов в данной сфере - дальнейшие разработки научно обоснованных подходов к сохранению благоприятной природной среды и наращивание взаимодействия со всеми государствами мира по вопросам охраны окружающей природной среды для обеспечения устойчивого развития нынешнего и будущих поколений.

Российская  Федерация: рассматривает устойчивое социально-экономическое развитие всех стран как необходимый элемент современной системы коллективной безопасности и исходит из того, что содействие международному развитию должно быть нацелено на поиск эффективных путей поддержки усилий по ликвидации дисбалансов в развитии различных регионов. В этих целях Россия, используя свой донорский потенциал, проводит активную и целенаправленную политику в сфере содействия международному развитию как на многостороннем, так и на двустороннем уровне; поддерживает международное сотрудничество в области охраны здоровья при ведущей роли Всемирной организации здравоохранения в качестве одного из приоритетов глобальной повестки дня, неотъемлемого компонента обеспечения устойчивого развития.

      В условиях возрастающего как с  экономической точки зрения, так  и в плане укрепления безопасности значения морских пространств актуальной задачей становится их эффективное использование. В этих целях Российская Федерация будет добиваться обеспечения отвечающих национальным интересам режимов безопасного судоходства, ответственного рыболовства и научно-исследовательской деятельности в Мировом океане в сочетании с мерами по защите морской среды, борьбе с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения. Россия намерена установить в соответствии с международным правом внешние границы своего континентального шельфа, расширяя тем самым возможности для разведки и разработки его минеральных ресурсов.»

      Двустороннее  сотрудничество Российской Федерации  реализуется через 23 рабочих органа (смешанные и совместные комиссии, координационные советы, комитеты, рабочие группы и др.) в рамках 49 различных природоохранных соглашений Госкомэкологии России (рамочные межправительственные соглашения, двусторонние конвенции о сотрудничестве в области охраны перелетных птиц, межведомственные меморандумы о взаимопонимании, соглашения о сотрудничестве по заповедному делу и т. п.) с 31 зарубежным государством (Белоруссия, Бельгия, Болгария, Боливия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Индия, Испания, Канада, Китай, КНДР, Республика Корея, Литва, Македония, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Сирия, Словакия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Украина, Эстония, Югославия, Япония). Три четверти соглашений являются рамочными и межправительственными.

      С российской стороны в природоохранном  сотрудничестве принимают участие МИД России, МПР России, Миннауки России, Минсельхозпрод России, Минобразования России, около 20 институтов и организаций, а также 99 заповедников бывш. Госкомэкологии России, значительная часть российских федеральных министерств и ведомств, а также их региональные подразделения, органы местной власти, Российская Академия наук, учебные заведения, неправительственные экологические организации.

      Среди зарубежных партнеров по линии двустороннего  сотрудничества доминируют центральные  министерства по охране окружающей среды, другие ведомства, в чью компетенцию входят вопросы охраны окружающей среды, и национальные агентства по международному развитию. Наиболее  часто упоминаются Агентства по охране окружающей среды Дании, Швеции, США, Канадское агентство международного развития (КИДА), Шведское агентство международного развития (СИДА), Фонд ноу-хау Британского департамента по международному развитию (Кэй-Эйч-Эф Ди-ФИД), Британский совет, Минприроды Нидерландов (ФРОМ), Минсельхоз Нидерландов (Эл-Эн-Ви), Минтранспорта Нидерландов (Ви энд Дабл Ю), Программа МАТРА МИД Нидерландов, Федеральное министерство окружающей среды и безопасности ядерных реакторов (БМУ) Германии, Программа федерального правительства Германии (Трансформ), Департамент окружающей среды, Служба США по управлению рыбными ресурсами и ресурсами дикой природы, Швейцарский департамент развития и сотрудничества, Федеральное ведомство по окружающей среде, лесу и ландшафту Швейцарии.

ВЫВОДЫ

      Сегодня экологическую ситуацию в мире можно  охарактеризовать как близкую к  критической. Среди глобальных экологических  проблем можно отметить следующие: 
уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения; загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

      Cтало  совершенно очевидной пагубность  потребительского отношения человека  к природе лишь как к объекту  получения определенных богатств  и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе. 
Для решения глобальных экологических проблем необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.

      Ощутимый  эффект могут дать меры лишь при  условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения  была осуществлена еще в начале XX века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии состоялось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира.

      Ныне  межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый  уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды.

      Разрабатываемые странами меры по снижению антропогенной  нагрузки на климат, в зависимости  от их национальных природных и социально-экономических  условий, уже включают в среднесрочном  плане наращивание инвестиций в  разработку возобновляемых и низкоуглеродных источников энергии (особенно в атомную энергетику, использование биотоплива, водородную энергетику), чистых технологий сжигания угля, создание товаров и производств в промышленности и стройиндустрии с низким и нулевым уровнем выбросов, нового поколения экологически чистого автотранспорта.

      Комплексный подход к разработке адаптационных  мер, объединяющий науку, технологии, и  лица, принимающих решения будет  способствовать снижению уязвимости общества и экономик стран к изменениям климата.

      Активная  государственная политика имеет  важнейшее значение для борьбы с  изменением климата, и в настоящее  время становится все более ясно, что такая политика совместима со стратегиями устойчивого развития и экономического роста или даже является их необходимым элементом, причем как отмечается в докладе МГЭИК, сопутствующие выгоды мер по сокращению выбросов парниковых газов могут быть значительными и способны компенсировать значительную долю затрат на предотвращение изменения климата. Адаптационные стратегии разрабатываются как на секторальном (в секторах экономики) так и на региональном уровне (с учетом географических, природно- климатических особенностей региона). Меры по адаптации также могут быть направлены на извлечение потенциальных выгод от изменения климата.

      Изменения в технологиях производства энергии  и структуре мировой экономики, происходившие в последние годы, ослабили взаимосвязь между объемами выбросов парниковых газов и ростом доходов, особенно в некоторых наиболее развитых странах. При разработке грамотной и эффективной политики и принятии соответствующих мер, направленных, в первую очередь, на повышение эффективности использования энергии горючих ископаемых, можно снизить зависимость экономики как развитых, так и развивающихся стран от углеродной составляющей в масштабах, необходимых для стабилизации климата, без ущерба для экономического роста.

      Вместе  с тем, решать задачи по смягчению  последствий климатических изменений  необходимо не только на глобальном, но также на национальном, региональном и местном уровнях при совместных усилиях правительства, бизнеса, науки и общественности. Многие страны уже разрабатывают национальные и региональные климатические программы, направленные как на снижение выбросов парниковых газов, так и на адаптацию к неблагоприятным последствиям климатических изменений, которые предусматривают активное вовлечение в их реализацию всех заинтересованных сторон.

      Следует также отметить, что вопросы уязвимости к изменениям климата и разработки и принятия адаптационных мер  в их отношении имеют существенный социальный акцент. Большинство наименее развитых стран расположены в регионах, в наибольшей степени подверженных негативным последствиям изменения климата. Основу экономики большинства этих стран составляют наиболее уязвимые отрасли. Ограниченные финансовые, технологические, институциональные и прочие ресурсы делают население этих регионов исключительно зависимым от успешности мер по смягчению изменения климата и экономической помощи экономически развитых стран.

      Сегодня вопросы обеспечения глобальной климатической безопасности занимают одно из приоритетных положений в международном экологическом сотрудничестве. Эта тема обсуждается обсуждается на уровне глав государств, правительств, активно освещается в научной литературе и средствах массовой информации.

      Общемировые экономические и политические процессы отражаются на внешнеполитическом курсе  Российской Федерации. Заинтересованность нашей страны в формировании, развитии и эффективном применении международного экологического права обусловлена опасностью нарастающего глобального экологического кризиса и ответственностью России наряду с другими странами мира за его предотвращение или ослабление.

      Активное  участие нашей страны в международном  природоохранном сотрудничестве является составным элементом ее новой политики в охране окружающей среды. Российская Федерация является участницей всемирного процесса в реализации международных конвенций о биологическом разнообразии, о климатических изменениях, о защите озонового слоя, о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 
 

http://www.rusrec.ru/   - сайт Российского регионалького экологического центра 

http://www.kremlin.ru  - официальный сайт Президента России 

http://www.ipcc.ch/        - официальный сайт МГЭИК 

http://climatechange.ru/ 

М. И. Лебедева, И. А. Анкудимова ЭКОЛОГИЯ: Учебное пособие - Тамбов.: Издательство ТГТУ, 2002 

К.А. Бекяшев  МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО: Учебник – М.: Проспект, 2005 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 1. 

основные  «Климатические» группировки стран 

      В климатических переговорах существует система группировки стран по принципу сходства их интересов и  позиций. К таким группам относятся:  

      Европейский союз (ЕС) / European Union (EU).

- в состав  группы входят 27 стран-членов Европейского сообщества, а также другие страны Европы, поддерживающие позицию ЕС. Страна, председательствующая в ЕС на момент переговоров, выступает от имени всей группы. Отдельные страны- члены могут участвовать от своего имени на двусторонних переговорах с другими странами или группами, а также при обсуждении некоторых вопросов.     Европейское Сообщество само по себе является Стороной Конвенции и Протокола как региональная организация экономической интеграции, однако отдельного голоса не имеет.  

      Зонтичная группа / Umbrella Group.

- объединяет  ряд развитых стран и была  создана по инициативе Российской  Федерации в качестве противовеса  Европейскому союзу. В ее состав  входят страны группы JUSSCANNZ (Япония, США, Швейцария, Канада, Австралия, Норвегия и Новая Зеландия) за исключением Швейцарии, являющейся в настоящее время членом Группы экологического единства; а также Россия и Украина.  

Информация о работе Международное экологическое сотрудничество