Международное экологическое сотрудничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:12, контрольная работа

Описание работы

Ведущая роль в развитии международного экологического права принадлежит международным организациям. Особое место среди них занимает ООН. Сотрудничество по линии международных организаций включает взаимодействие с рядом образований системы ООН: Комитетом Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН по экологической политике (процесс «Окружающая Среда для Европы»), Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др., а также с Европейским союзом, Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках таких международных форумов и организаций, как совещания министров окружающей среды «восьмерки», Европы, арктических государств, Международного союза охраны природы (МСОП), Всемирного фонда охраны природы (ВВФ) и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….….. 2
1. ВЛИЯНИЕ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРИРОДУ И ЧЕЛОВЕКА
2. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) ..………………………………
3. Рамочная конвенция об изменении климата и Киотский протокол …………………………………………..
4. ОСНОВНЫЕ ПЕРЕГОВОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ …………………….. 11
5 РОЛЬ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
ВЫВОДЫ ……………………………..…………………………………..
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ …..……………………
Приложение № 1
Основные «Климатические» группировки стран …………………..
Приложение № 2
Перечень международных организаций, сотрудничающих с ЕС в рамках Международного экологического сотрудничества ………...
Приложение № 3
Перечень некоторых Международных Конвенций и соглашений, направленных на защиту окружающей среды

Работа содержит 1 файл

КР ЭКОЛОГИЯ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

- Стороны обязаны формулировать, осуществлять, публиковать и регулярно обновлять национальные программы по смягчению последствий изменения климата путем сокращения антропогенных и абсорбции парниковых газов, и осуществлять меры по содействию адекватной адаптации к изменению климата;

- Стороны обязаны представлять общее описание мер, принятых или предусмотренных по осуществлению Конвенции;

- Стороны РКИК обязаны оказывать содействие и сотрудничать:

в разработке, применении и распространении технологий, приводящих к снижению антропогенных  выбросов парниковых газов;

в принятии подготовительных мер с целью  адаптации к последствиям изменения  климата, разрабатывая и развивая соответствующие комплексные планы по ведению хозяйства в прибрежных зонах, водным ресурсам, сельскому хозяйству и т.п.

в проведении научных, технологических, технических, социально- экономических и других исследований, систематических наблюдений, в обмене информацией, связанной с климатической системой;

в области  образования, подготовки кадров и просвещения  населения по вопросам изменения климата.

      На промышленно- развитые страны и страны с переходной экономикой РКИК налагает дополнительные обязательства:

- каждая из указанных Сторон Конвенции должна проводить национальную политику и принимать соответствующие меры по смягчению последствий изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов, защиты и повышения качества своих поглотителей парниковых газов.

- Стороны должны представлять подробную информацию о своих политике и мерах, а также о прогнозируемых в связи с ними антропогенных выбросах из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов;

- Стороны обязаны предоставлять финансовую и иную помощь развивающимся странам для выполнения ими своих обязательств по Конвенции, учитывая их конкретные потребности и особенности их социально-экономического развития. Эти подпункты предусматривают помощь по предоставлению доступа к экологически безопасным технологиям и «ноу-хау»;

      Кроме того, промышленно-развитые страны и  страны с переходной экономикой в  рамках РКИК приняли на себя обязательства  по сокращению и ограничению своих  антропогенных выбросов парниковых газов с тем, чтобы к 2000 году привести суммарную эмиссию выбрасываемых ими газов к уровню 1990 года.

      Понимая необходимость введения более жестких  мер для решения проблемы изменения  климата, в 1997 году в дополнение к  РКИК ООН международным сообществом  был принят Киотский протокол.

      Киотский  протокол

      Киотский  протокол был разработан и принят в дополнение к РКИК ООН на Третьей Конференции Сторон РКИК, проходившей в Киото в 1997 г. Вступил в силу лишь через 7 с лишним лет с момента его подписания. Это было связано с тем, что он мог вступить в силу при обязательном соблюдении двух условий: к нему должны были присоединиться не менее 55-ти государств, и к нему должны были присоединиться государства, на долю которых в совокупности в 1990 году приходилось не менее 55% общих выбросов парниковых газов.

      Протокол  вступил в силу после его Государственной Думой Российской Федерации (на данный момент Россия занимает третье место в мире после США и Китая по объему выбросов парниковых газов).

      Киотский  протокол предусматривает принятие конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению национальных объемов антропогенных выбросов парниковых газов или увеличению их стоков. Эти обязательства заключаются в суммарном сокращении выбросов по крайней мере на 5% за первый бюджетный период с 2008 по 2012 гг. по сравнению с уровнем базового года (для большинства стран – 1990 год).

      Киотский  протокол, также как и РКИК, предусматривает, что ответственность за глобальное потепление должны нести, в первую очередь, промышленно развитые страны мира.  

      В контексте РКИК ООН и Киотского  протокола под обязательствами  стран снижать выбросы парниковых газов предполагается сокращение или ограничение потребления ископаемого топлива, повышение эффективности использования энергии, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных низкоуглеродных технологий, меры по ограничению и/или сокращению выбросов парниковых газов в транспортном секторе.    

      РКИК  ООН и Киотский протокол способствуют введению новых более эффективных технологий в странах, взявших на себя конкретные количественные обязательства, и стимулируют их распространение в развивающихся странах посредством различных финансовых инструментов, механизма передачи технологий и механизмов гибкости. Увеличение абсорбции парниковых газов предполагает принятие мер по восстановлению лесов. РКИК ООН и Киотский протокол не диктуют странам-участницам обязательные схемы национальной системы регулирования выбросов парниковых газов и их поглощения. Конкретная страна разрабатывает и принимает такую систему, исходя из своих внутренних природных, социально-экономических условий и приоритетов. В рамках Киотского протокола с 2008 года между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой, к которым также относится Россия, осуществляется квотами на выброс парниковых газов и проекты совместного осуществления.

      Международные переговоры по РКИК ООН и Киотскому  протоколу самые насыщенные и  напряженные по сравнению с другими природоохранными соглашениями, т.к. меры по ограничению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения оказывают прямое воздействие на развитие энергетического сектора, сельского, лесного хозяйства и других секторов экономики, влияют на международную торговлю энергоресурсами и технологиями. Решение этой проблемы напрямую затрагивает социально-экономические и политические интересы стран мира. Вопросы изменения климата обсуждаются на уровне глав государств и правительств. Помимо обсуждения экологических вопросов, затрагиваются такие сферы как проблема преодоления бедности, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, долгосрочные планы социально-экономического развития стран.

      В декабре 2007 года на международной конференции  по климату на о.Бали была заложена основа для определения будущего климатического режима, обозначены цели, задачи и рамки совместных действий Сторон в решении проблемы изменения климата на период после 2012 года. Будет ли будущий режим регулироваться Киотским протоколом и его новыми положениями, относящимися к следующему периоду, или принципиально новым соглашением – пока не ясно. Но будущее соглашение должно быть более жестким с точки зрения вклада мирового сообщества в решение проблемы изменения климата, охватывать как можно большее число стран, предлагая гибкий подход к принятию ими обязательств в соответствии с уровнем их социально-экономического развития, а также распространяться на более длительный срок. В зависимости от того, насколько будет успешным первый период обязательств Киотского протокола, в будущем можно будет расширять масштабы его применения, видоизменять отдельные положения, либо искать какие-то радикально иные подходы.

      4. ОСНОВНЫЕ ПЕРЕГОВОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

      Основы  отношений между Россией и  Европейским союзом были заложены "Соглашением о партнерстве и сотрудничестве" (СПС), подписанным Президентом России, главами государств-членов ЕС и председателем Европейской комиссии в 1994 году. СПС вступило в силу в 1997 году и рассчитано на 10 лет. Цель СПС - содействие политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС.

      Основные  направления партнерства зафиксированы  в совместном заявлении сторон на Саммите в Санкт-Петербурге в 2003 году. Всего было выделено четыре направления (пространства): Общее экономическое пространство; Пространство в области свободы, безопасности и правосудия для граждан; Пространство внешней безопасности; Пространство науки, образования и культуры. В мае 2005 г. было принято четыре пакета документов - четыре "Дорожных карты Россия-ЕС", в которых определены механизмы укрепления сотрудничества по каждому из четырех пространств.

      Сотрудничество  в области охраны окружающей среды  между Россией и ЕС входит в раздел 6 "Общего экономического пространства" и регулируется "Положением о формировании Диалога по окружающей среде" между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Генеральным директоратом по окружающей среде Европейской Комиссии, подписанным в октябре 2006 года в г. Хельсинки.

      Диалог  по окружающей среде призван содействовать  выработке общих подходов в области  экологической политики и управления, включая гармонизацию законодательства России и ЕС, решение трансграничных проблем, обмен информацией, проведение исследований и осуществление проектов, представляющих взаимный интерес.

      Приоритет российско-европейского сотрудничества в области охраны окружающей среды  – совместная работа в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола, Конвенции ООН по биоразнообразию, Конвенции европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и других принятых международных правовых механизмов.

      Российская  сторона уже продемонстрировала интересные разработки по энергосберегающим технологиям в зданиях, а также финансовые решения по стимулированию энергоэффективности в муниципальной сфере (Энергоэффективность - приоритет энергетической стратегии России, однако слабым местом пока является недостаточная законодательная база и закон по энергосбережению нуждается в доработке). Европейский Союз преуспел в разработке законодательных механизмов.

      На  встречах сторон неоднократно подчеркивалось, что Россия обладает внушительным запасами не только традиционных и возобновляемых источников энергии, но и скрытым потенциалом энергосбережения, который составляет более 40% текущего энергопотребления и представляет огромную неиспользованную выгоду.

      Инициируется проведение семинаров, круглых столов, конференций и других мероприятий, посвященных различным аспектам проблемы изменения климата, реализации РКИК ООН и Киотского протокола.

      18 апреля 2007 г. в Москве был проведен  совместный семинар Россия-ЕС, посвященный  рассмотрению будущих действий на период после 2012 года. В рамках семинара стороны обменялись мнениями относительно будущих действий после 2012 года, в т.ч. отметили важность развития углеродного рынка, разработки и передачи технологий, принятия своевременных адаптационных мер и привлечения развивающихся стран, к принятию мер по сокращению выбросов парниковых газов в «пост-Киотский» период.

      "Группа  восьми"

      "Группа  восьми" – неофициальный форум  лидеров ведущих промышленно  развитых демократических стран,  участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также ЕС. На долю стран-участниц «восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства. В рамках «восьмерки» осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. Приоритетное внимание «восьмерки» уделяется выработке общих подходов к проблеме преодоления негативных последствий глобальных климатических изменений, также развитию экологически чистой энергетики. В ее Плане действий «Изменение климата, экологически чистая энергетика и устойчивое развитие» предусмотрены меры по обеспечению устойчивого развития при соблюдении экологической и технологической безопасности энергетики при минимальном воздействии на глобальную экосистему и климат, а также применение энергоэффективных технологий и постепенный переход к низкоуглеродной энергетике.

      В феврале 2006 года по инициативе Глобальной организации законодателей за баланс окружающей среды (GLOBE) был открыт Диалог по климату парламентариев стран Группы восьми и пяти ключевых развивающихся стран мира (Бразилия, Индия, Китай, Мексика, ЮАР), на долю которых приходится около 60% мировых выбросов парниковых газов. В ходе встреч обсуждались действия международного сообщества на период после 2012 года и такие темы как энергоэффективность, чистые технологии и адаптация. Отмечалось  что развивающиеся страны, так же как и промышленно развитые, должны участвовать в снижении выбросов парниковых газов, способствующих усилению «парникового эффекта. Были перечислены меры, которые, по мнению участников, должны способствовать решению проблемы изменения климата.  

      27-28 сентября 2007 г. в г. Вашингтоне  состоялась первая Встреча представителей  крупнейших экономик мира по вопросам энергетической безопасности и изменения климата. Во встрече приняли участие представители высокого уровня из 17 крупнейших экономических держав мира (Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, США, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония и Португалия, представляющая Европейский союз), на долю которых в совокупности приходится около 90% мировых выбросов парниковых газов. На Встречу также были приглашены представители международных организаций и форумов, бизнеса, неправительственных организаций. США представляли на ней новый подход к решению вопросов глобальной энергетической безопасности и изменения климата, основанную на продвижении международного сотрудничества по разработке и внедрению энергосберегающих технологий и развития стимулов для модернизации наиболее энергоемких секторов экономики за счет принятия совместных добровольных целей. В ходе Встречи состоялся обмен информацией о политике и мерах, осуществляемых странами в области повышения энергоэффективности их экономик и смягчения последствий изменения климата, а также обмен мнениями о будущем режиме после 2012 года. Российская Федерация подчеркнула необходимость совместных усилий как развитых, так и развивающихся стран при выработке обязательств после 2012 года, обозначив важной основой будущего режима должны стать такие аспекты, как принятие добровольных национальных обязательств, действий и инициатив в развивающихся странах, а также справедливый характер нагрузки на страны с учетом их индивидуальных особенностей и уровня социально-экономического развития. Участники отметили необходимость внедрения чистых угольных технологий, развития альтернативных источников энергии, атомной энергетики, повышения энергоэффективности, выработки адаптационных мер и соответствующих адаптационных технологий, разработки финансовых механизмов для стимулирования инвестиций в чистые технологии и их передачу. США выступили с предложением о проведении оценки накопленного технологического потенциала ведущих стран мира, необходимости введения новых технологий, а также создания благоприятных условий, включая торговые преференции и финансовую поддержку для их масштабного внедрения.

Информация о работе Международное экологическое сотрудничество