Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:06, реферат
Гармонизация международных экологических отношений — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.
Многие ТНК создавали в Амазонии крупные животноводческие фермы. Однако хозяйства эти были лишены очистных сооружений, и органические отходы сбрасывались прямо в реки. В одном из исследований Международного банка реконструкции и развития отмечалось, что если в Бразилии будут реализованы все запланированные 34 проекта по развитию металлургической промышленности, то в ближайшие десятилетия это приведет к полному уничтожению всех лесных массивов Амазонии.
В этой связи следует указать, что американский журнал «Экология» привел характерную классификацию промышленных производств, принятую в США: 1) предприятия, которые, характеризуясь минимальным ущербом для окружающей природной среды, могут размещаться на территории самой Америки; 2) предприятия, которые могут быть размещены только в пределах морского бассейна США; 3) предприятия, которые должны быть вынесены как можно дальше от границ США, например в развивающиеся страны Азии и Африки, при сколь угодно дорогой транспортировке готовой продукции обратно в США.
Исходя из такого ранжирования, некоторые монополии США ныне проводят самую настоящую политику «экологического колониализма». Ее важный элемент – использование так называемых двойных стандартов: более дорогая и совершенная с экологической точки зрения технология внедряется на территории развитых капиталистических стран, а более дешевая и «грязная» — развивающихся. К чему это может привести, наглядно демонстрирует пример индийского города Бхопал, где по вине американской химической корпорации «Юнион Карбайд» в 1984 г. произошла экологическая катастрофа, которая унесла, по меньшей мере, 3 тысячи человеческих жизней.
Укажем еще на одно немаловажное обстоятельство. На всем протяжении своих отношений с западным миром Россия интересовала последних, прежде всего с позиций наличия огромных природных ресурсов. Это характерно было и для царской России. Следует помнить, что, хотя после развала СССР были потеряны миллионы квадратных километров территории, национальные богатства России оцениваются международными экспертами в 400 трлн. долларов; в этом отношении гражданин России в 2 раза богаче гражданина США, в 6 раз — Германии, в 22 раза — Японии. Естественно, что такие богатства не могут не привлекать западный капитал.
Особо следует остановиться на проблеме нелегального трансграничного перемещения токсичных отходов.
В настоящее время твердые и жидкие отходы с высоким содержанием загрязняющих веществ являются спутниками различных промышленных производств в развитых странах Северной Америки (прежде всего США), Европы и Азии.
Общественность этих стран крайне негативно относится к переработке таких отходов на собственной территории, поэтому многие фирмы и даже правительства ищут возможность для их размещения в других странах. Препятствием такому трансграничному перемещению опасных отходов служит Базельская конвенция о контроле трансграничной перевозки опасных отходов и их утилизации (1989 г.). В этих условиях некоторые промышленные компании ищут пути вывоза таких отходов под видом низкоэнергоемких теплоносителей, маскируя тем самым истинное содержание высокотоксичных загрязняющих веществ. Статус низкоэнергоемких теплоносителей промышленные отходы «приобретают» после частичной переработки и (или) брикетирования на территории стран-производителей. В этом случае отходы уже формально не подпадают под ограничения Базельской конвенции и могут быть ввезены в третьи страны для их последующего сжигания в специальных печах. Многие страны, в том числе Россия, испытывающие экономические проблемы, принимают указанные отходы для переработки, сжигания, нейтрализации.
Известны попытки обхода Базельской конвенции, которые предпринимались рядом иностранных фирм в целях ввоза аналогичных отходов на территорию России. Так, существуют проекты строительства заводов по сжиганию ввозимых (под видом низкоэнергоемких носителей) опасных отходов на территории Московской и Новгородской областей, Алтайского края и др. Некоторые иностранные компании предлагают бесплатно построить заводы по переработке опасных отходов, если на них впоследствии будет перерабатываться и определенное количество зарубежных.
При этом следует учитывать, что при ввозе отдельных отходов, не являющихся токсичными, их дальнейшая переработка может привести к образованию крайне вредных веществ. Так, при сжигании относительно безвредных хлорсодержащих пластиков образуются высокотоксичные полихлорированные бифенилы, диоксины, фураны и др.
В соответствии с вышеизложенным назрела необходимость строгой регламентации вплоть до запрещения трансграничного перемещения на территорию России опасных твердых и жидких отходов, которые содержат тяжелые металлы, хлорорганические вещества и нитросоединения и выдаются за низкоэнергоемкие теплоносители, якобы безопасные для населения принимающей страны. К сожалению, в 2001 г., несмотря на протесты общественности, Минатом РФ протолкнул так называемую «сделку века», связанную с завозом на территорию России отработанного ядерного топлива (около 20 тыс. т), выгруженного из реакторов зарубежных АЭС и предназначенного для длительного хранения и переработки. Все это может привести к тому, что Россия может превратиться в «свалку отходов» иностранного происхождения с самыми тяжелыми экологическими последствиями для нынешнего и особенно будущих поколений.
Нет сомнения, что, опираясь на свои громадные природные ресурсы, научно-технический потенциал и высококвалифицированную рабочую силу, Россия в XXI веке начнет подъем экономики. Это позволит ей вернуть подобающее место в списке великих промышленных держав, резко снизить зависимость страны от Запада, перестать быть сырьевым донором последнего и рынком сбыта его второсортной технологической продукции. В связи с этим важно при проведении политики международного экологического сотрудничества исключать взятие Россией на себя таких обязательств, которые бы помешали в перспективе ее собственному развитию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всех видов безопасности (военной, экологической, экономической и др.) именно экологическая на сегодняшний день является самой актуальной. Ряд ее проблем, конечно, возможно и нужно решать в пределах отдельно взятого государства или региона, но в целом экологическая безопасность жителей Земли может быть обеспечена лишь усилиями всего человечества. Для этого требуется единое понимание проблемы экологического кризиса планеты и совместные скоординированные действия всех стран и народов по его преодолению.
Мы видим, что эколого-экономические отношения играют исключительно важную роль на данном этапе развития общества. Это связано с резким ухудшением экологической ситуации в мире, вызванным вмешательством человека в окружающую среду.
Одним из основных факторов антропогенного воздействия на окружающую среду является экономический фактор. Устаревшие технологии, используемые на предприятиях, плохая утилизация отходов или полное ее отсутствие оказывают негативное воздействие на природу. Поэтому ребром встала проблема экологизации производства. Но зачастую для этого не хватает ни опыта, ни средств в рамках одного государства.
Осознавая это, мировое сообщество прилагает усилия для того, чтобы решить эти проблемы посредством международной эколого-экономической интеграции.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в течение прошедших десятилетий, несомненно, прогрессировало. Оно расширилось, охватив все страны и народы, стало более глубоко связанным с всесторонним развитием общества. Возросла научная обоснованность природоохранительной деятельности правительств и международных организаций. Сотрудничество выросло в организационном отношения. Природоохранительное сотрудничество стало неотъемлемым элементом жизни международного сообщества на современном этапе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арустамов Э.А. и др. Природопользование: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2004. – 312 с.
2. Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998.
3. Борлоуг Н. Э. Лекция, прочитанная Н. Э. Борлоугом в ФАО (Рим) // Курьер ЮНЕСКО. 1972, февраль. С. 12.
4. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2003. – 670 с.
5. Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: Юристъ, 2002.
6. Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Савич Н.Е. Экологическое право. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003.
7. К.В. Папенов «Экономика природопользования»; Москва, изд. Московский университет, 1997 г.
8. Колбасов О. С. Экология: политика — право. М.: Наука, 1976. С. 28.
9. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. – М.: Международные отношения, 1982.
10. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Изд. 4-е, доп. И переработ. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 576 с.
11. Крассов О.И. Экологическое право. – М.: Дело, 2001.
12. Мигель А. Оскарио де Альмейра. Миф о равновесии в природе // Курьер ЮНЕСКО. 1973, январь. С. 25—26.
13. С. Гиголяна. «Экологический кризис: шанс на спасение», Москва, 1998 г.
14. С.Н. Бобылёв. «Экономика природопользования»; Москва, изд. ТЕИС, 1997 г.
15. Трусов А.Г. Международное экологическое право. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.
16. Экология: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Денисова. Серия «Учебный курс». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 640 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Основные принципы международного экологического сотрудничества……………с. 3
2. Международные экологические организации…………………………………………с. 6
3. Международные конференции по охране окружающей среды………………………с. 9
4. Участие России в международном экологическом сотрудничестве
и проблема экологического суверенитета России……………………………………….с. 15
4.1. Участие России в международном экологическом сотрудничестве………………с. 15
4.2. Проблема экологического суверенитета России……………………………………с. 18
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
24
Информация о работе Международное экологическое сотрудничество на современном этапе