Международное экологическое сотрудничество на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

Гармонизация международных экологических отношений — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стра­тегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Работа содержит 1 файл

Теоретическое задание.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Цели: развитие взаимодействия в экономической и науч­но-технической сферах, совершенствование механизма науч­ных, производственных и экономических связей; эффектив­ное решение проблем изучения, разведки и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, геоэкологии и охраны окружающей среды;

19. Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г., Хельсинки, Фин­ляндия).

Цели: принятие национальных и международных мер по охране, рациональному использованию трансграничных вод;

20. Стратегия, защиты окружающей среды Арктики (1991 г., Рованиеми, Финляндия).

Цели: сотрудничество в области научных исследований по уточнению источников, путей переноса, выпадений и вли­яния на регион основных загрязнителей; осуществление и усиление мер контроля за загрязняющими веществами; оцен­ка потенциального воздействия на окружающую среду реги­она, охрана арктической флоры и фауны, биоразнообразия и местообитаний, интегрирование арктических интересов в гло­бальный природоохранный процесс.

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды странами СНГ. Государства СНГ согласились создать Международный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Экологический фонд для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф.

Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.) посвящена охране здоровья человека и окружающей среды от стойких органических загрязнителей и зиждется на принятых ранее принципах декларации по окружающей среде в Рио-де-Жанейро.

Конвенция признала, что стойкие органические загрязнители обладают токсичными свойствами, устойчивы к разложению, характеризуются биоаккумуляцией и являются объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах, и несут в себе опасность международного масштаба.

    В соответствии с Конвенцией каждая сторона разрабатывает:

1.       меры по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования;

2.       меры по сокращению или ликвидации выбросов в результате непреднамеренного производства;

3.       меры по сокращению или ликвидации выбросов, связанных с запасами и отходами;

4.       каждая Сторона разрабатывает и стремится осуществлять план выполнения своих обязательств, предусмотренных настоящей Конвенцией;

5.       каждая Сторона облегчает или осуществляет обмен информацией;

6.       Стороны в рамках своих возможностей поощряют и осуществляют, как на национальном, так и международном уровнях научные исследования разработки, мониторинг и сотрудничество в области стойких органических загрязнителей, их альтернатив и потенциальных стойких органических загрязнителей по таким, например, вопросам, как: источники и выбросы в окружающую среду; присутствие, уровни присутствия в организмах людей и в окружающей среде; способ переноса в окружающей среде; воздействие на здоровье человека и окружающую среду; социально-экономические и культурные последствия и др.

Страны-участники Конвенции признали необходимость оказания своевременной и соответствующей технической по мощи в ответ на просьбы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, являющихся Сторонами Конвенции.

4. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ

4.1. Участие России в международном экологическом сотрудничестве

Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций. Согласно ст. 79 Конституции Рос­сийская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответ­ствии с международными договорами, если это не влечет ограни­чения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) го­сударственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.

Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют дав­нюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по между­народному сотрудничеству в целях экологической безопасно­сти, например, по природоохранному взаимодействию в азиат­ско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).

Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жа­нейро (1992) содержались в послании Президента России. Ре­шения Конференции были одобрены в России и нашли отра­жение в Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. Россия уделяет большое внимание и ор­ганизации международного партнерства по решению проблем такого перехода.

Россия активно сотрудничает в области охраны ок­ружающей среды с ЮНЕП и с другими организациями по воп­росам выработки стратегии защиты от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.

Большую активность в решении глобальных природоохран­ных проблем проявляет Международный союз охраны приро­ды (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-госу­дарства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация.

Много внимания Россия уделяет работе и в других специа­лизированных организациях ООН, имеющих комплексный при­родоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО. Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ. Россия активно содейству­ет реализации основных программ Всемирной метеорологиче­ской организации ООН (ВМО), в частности Всемирной клима­тической программы. По каналам ВМО в Россию поступает ин­формация о состоянии Мирового океана, атмосферы, озоново­го слоя Земли и загрязнении окружающей среды.

Россия продолжает развивать и углублять экологическое со­трудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 междуна­родных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулиру­ют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.

Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и дого­ворам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенций: о сохранении живых ресурсов в Бал­тийском море (1973 г.); о международной торговле видами ди­кой фауны и флоры (1973 г.); о защите Черного моря, ратифи­цированной в 1993 г.; о сохранении водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия стала членом Кон­венции о биологическом разнообразии.

Российская Федерация развивает и углубляет экологическое со­трудничество по линии нескольких международных конвенций и со­глашений. Коротко остановимся на них.

Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния. Реализация указанного документа направлена на выработку странами — участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством приме­нения экологически приемлемых малоотходных и безотходных техноло­гий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опас­ных отходов и их удалением призвана регламентировать экспорт, им­порт и транзит опасных отходов на территории России. К настояще­му времени принят ряд поправок к Конвенции, согласно которым под запрет на ввоз опасных отходов попадают отходы, содержащие мышьяк, ртуть, свинец, асбест и другие вещества. Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский про­токол по веществам, разрушающим озоновый слой. В соответствии с данным документом в России происходит поэтапное сокращение про­изводства озоноразрушающих веществ. Предполагается проведение широкомасштабной реконструкции ряда предприятий страны, направ­ленной на перевод последних на производство озонобезопасных ве­ществ, используемых в медицинской, химической и холодильной промышленности.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский про­токол к Конвенции. В рамках данной Конвенции предусмотрено, что ведущие страны мира, ответственные за основное загрязнение природной среды, принимают на себя обязанность снизить выбросы тех веществ (в частности, диоксида углерода), которые способствуют изменению глобального климата.

С присоединением России к Киотскому протоколу должна быть создана российская законодательная база и начаты ши­рокомасштабные международные проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, что приведет к существенному снижению выбросов парниковых газов. За счет сокращения выбросов Россия сможет сэкономить до 40% элек­троэнергии. Модернизации экономики России может способствовать исполь­зование предусмотренных Киотским протоколом рыночных механиз­мов — торговли квотами на выбросы парниковых газов с переуступ­кой квот другим странам.

Двустороннее сотрудничество развивается Россией со всеми сосе­дями, а также с США, Великобританией, Францией, Индией и дру­гими странами.

По понятным причинам Россия особенно заинтересована в плодо­творном сотрудничестве со странами Содружества Независимых Госу­дарств (СНГ) — бывшими республиками СССР. В феврале 1992 г. в Москве десятью странами СНГ было подписано Межправительствен­ное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, в котором, в частности, стороны признают необходимым «...совмест­но разрабатывать и осуществлять межгосударственные программы и проекты в области природопользования и охраны окружающей природной среды и экологичес­кой безопасности, включая программы безопасного уничтожения и нейтрализации химического и ядерного оружия, высокотоксичных и радиоактивных отходов». Стороны также обязались «...создать и под­держивать специальные силы и средства, необходимые для предуп­реждения экологических катастроф, бедствий, аварий и ликвидации их последствий».

Наиболее плодотворно в настоящее время развивается рос­сийско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация за­поведников и др,), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологиче­ской информацией и др.), а также сотрудничество со Сканди­навскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые терри­тории на Карельском перешейке). В последние годы, в услови­ях недостаточного финансового обеспечения решению приро­доохранных проблем способствовала реализация нескольких экологических проектов при финансовой поддержке Всемирно­го банка, Европейского банка реконструкции и развития, Гло­бального экологического фонда и других организаций.

Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологи­ческого кризиса необходимо дальнейшее развитие и активиза­ция международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Рассматривая роль России в решении мировых экологических про­блем, следует помнить, что наша страна занимает одну седьмую часть суши Земли, на ее территории представлены почти все крупные эко­системы и среди них опорный стабилизирующий блок биосферы — Сибирь с ее необъятной тайгой. Поэтому Российская Федерация в перспективе должна играть ключевую роль в решении глобальных эко­логических проблем человечества.

 

4.2. Проблема экологического суверенитета России

Оценивая положи­тельно расширение международных контактов нашей страны, осо­бенно при реализации крупномасштабных природоохранных проектов, следует объективно изучить и возможные отрицательные аспек­ты такого сотрудничества.

Заинтересованность правительства России в привлечении иност­ранного капитала для углубления рыночных преобразований в эконо­мике делает страну весьма привлекательной для размещения на ее тер­ритории экологически «грязных» предприятий. Об этом красноречи­во свидетельствует опыт Советского Союза. Еще около 30 лет назад американская корпорация «Оксидентал петролеум» подписала согла­шение о строительстве на территории СССР заводов по производству жидкого аммиака с последующей его поставкой в США и многие дру­гие страны мира. Общая стоимость проекта — 20 млрд. долларов, он был назван «сделкой века». Чем же она обернулась? Заводы были построены, они буквально залили мировой рынок жидким аммиаком, но по цене вдвое ниже мировой. При этом сооруженный в рамках данного соглашения аммиакопровод Тольят­ти – Одесса стал в перспективе самой настоящей «экологической бом­бой». Авария на нем, как считают специалисты, могла бы стать эко­логической катастрофой, сопоставимой по масштабам с трагедией г. Бхопала (Индия).

Иностранные фирмы привлекают в России относительная деше­визна земли, других природных ресурсов, большая экологическая ем­кость наших территорий, мощный научно-технический потенциал, де­шевизна квалифицированной рабочей силы и т.д. В то же время со­здание предприятий в новых организационно-правовых формах (особенно с частной формой собственности) привело к повышению уровня угрозы окружающей среде вследствие хищнического подчас отношения их владельцев к природным ресурсам, желания извлечь максимальную выгоду как можно быстрее.

Имеется печальный опыт и стран так называемого «третьего мира»: привлекая иностранные инвестиции для подъема своих национальных экономик, они вынуждены были отдавать на расхищение свои при­родные ресурсы, и превращались невольно в объекты «экологическо­го колониализма». Поучителен в этом аспекте опыт Бразилии. В свое время транснациональные корпорации (ТНК) получили в этой стра­не 12 концессий на территории почти 40 млн. га для лесоразработок, создания животноводческих хозяйств, добычи полезных ископаемых, строительства дорог. На переданных им землях ТНК в течение многих лет осуществляли хищническое уничтожение амазонских джунглей. Сообщается, что в общей сложности Амазония уже потеряла 10% сво­их лесов, являющихся, как считают экологи, «легкими планеты».

Информация о работе Международное экологическое сотрудничество на современном этапе