Международное экологическое сотрудничество на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

Гармонизация международных экологических отношений — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стра­тегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Работа содержит 1 файл

Теоретическое задание.doc

— 172.00 Кб (Скачать)


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 

Кафедра «Инженерная экология»

 

 

Реферат

 

Международное экологическое сотрудничество на современном этапе

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Махачкала 2007

ВВЕДЕНИЕ

Мы выживем вместе, в противном случае не выживет никто.

М. Стронг

(из речи на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.)

Гармонизация международных экологических отноше­ний — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стра­тегию выхода из него можно лишь на основе единства природо­охранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы чет­кие согласованные усилия всех государств, координация их дей­ствий на строгой международно-правовой основе.

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неми­нуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Напри­мер, если промышленные предприятия ФРГ или Англия вы­брасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит зна­чительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Понятно, что не признают государственных границ и все дру­гие компоненты природной среды (речной сток, морские аква­тории, мигрирующие виды животных и т. п.).

Высокая приоритетность экологического фактора в между­народных отношениях постоянно возрастает, что связано с про­грессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опас­ность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энер­гетических и других ресурсов недр планеты, и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания пола­гать, что в XXI в. экология войдет в разряд высших приорите­тов глобальной системы международных отношений. Уже сейчас некоторые государственные деятели считают целесообраз­ным создание такого надгосударственного органа, который бы управлял охраной и рациональным использованием окружаю­щей природной среды во всех государствах и регионах.

Международное экологическое сотрудничество — это совокупность норм и мероприятий в области охраны окружа­ющей среды, предусматривающих принципы международ­ного экологического сотрудничества, деятельность между­народных организаций и заключение международных дого­воров (соглашений, конвенций).

Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом.

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды диктуется все большей и большей экологической зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.

Международное сотрудничество в области охраны окружаю­щей природной среды регулируется международным экологи­ческим правом, в основе которого лежат общепризнанные прин­ципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принци­пов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия при­роды (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и раз­витию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

В настоящее время международно-правовой механизм охраны окружающей среды зиждется на следующих принципах:

                   принцип защиты окружающей среды на благо нынешних и будущих поколений, суть которого сводится к обязанности государств сотрудничать на благо настоящего и будущего поколений, принимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рационально и научно обоснованному  управлению природными ресурсами;

                   принцип недопустимости трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общего пользования, и подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования;

                   принцип экологически обоснованного, рационального использования природных ресурсов связан с тем, что исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии может привести к краху техногенной цивилизации; истощение же запасов воздуха и питьевой воды поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотря на очевидную важность этого принципа, его реализация затруднена, прежде всего, чрезмерно общим определением его содержания. Суть реализации принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;

                   принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования атомной энергии. Формирование и утверждение этого принципа идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики;

                   принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также, чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;

                   принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения ущерба или причинения вреда любому государству;

                   принцип обеспечения экологической безопасности отражает, прежде всего, глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;

                   принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание, кроме национальной, также и системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно признанных критериев и параметров;

                   принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предполагает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Охрана окружающей среды,— одна из актуальнейших про­блем современности. Именно этот фактор предопределил участие в решении экологических проблем подавляющего большинства международных организаций. Их количество постоянно возрас­тает главным образом за счет организаций, специально ориенти­рованных на природоохранительную проблематику. Некоторые из них специально созданы для охраны окружающей среды, дру­гие — выполняют наряду с другими функциями отдельные функ­ции по ее охране.

В настоящее время более ста международных организа­ций активно занимаются охраной окружающей среды. Они подразделяются на международные правительственные со­юзы и международные неправительственные объединения.

По содержанию охватываемых экологических проблем все международные организации можно разделить на три группы: природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП), комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО), специального природоохранительного профиля (охрана перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т.п.).

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участ­вуют все главные органы и специализированные учреждения ООН — Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), региональные экономические комиссии (напри­мер, Европейская экономическая комиссия), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Органи­зация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Меж­дународный банк реконструкции и развития (МБРР), Междуна­родное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.

В контексте решений Стокгольмской конференции ООН по ок­ружающей человека среде (1972 г.) Генеральная Ассамблея ООН одобрила в декабре 1972 г. резолюцию «Организационные и фи­нансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды». Этой резолюцией был учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окру­жающей среды в рамках ООН — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП занимает положение основного вспомога­тельного органа ООН. Через Экономический и Социальный Совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Ге­неральной Ассамблее ООН.

Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы 7 направлений:
1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;

2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

3) океаны;

4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

5) энергия;

6) образование, профессиональная подготовка;

7) торговля, экономика, технология.

В решении этих проблем ЮНЕП выступает, как правило, совместно с другими международными природоохранительными организациями.

Если после Стокгольмской конференции ООН была создана ЮНЕП, то одним из итогов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992 г.) явилось создание в рамках ООН Комиссии по устойчивому развитию, которая является вспо­могательным органом ЭКОСОС.

Информация о работе Международное экологическое сотрудничество на современном этапе