Международное экологическое сотрудничество на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

Гармонизация международных экологических отношений — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стра­тегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Работа содержит 1 файл

Теоретическое задание.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Насчитывается более 200 международных неправительствен­ных организаций  (МНПО) – как специализированных на вопросах охра­ны окружающей среды, так и проявляющих интерес к экологи­ческим проблемам помимо вопросов их основной сферы деятельности (науки, образования, здравоохранения, экономики, религии и др.).

Большинство МНПО, обладающих специальной природоохра­нительной компетенцией, занимаются вопросами охраны отдель­ных природных объектов или видов природных ресурсов. Среди них — Международный совет по охране птиц, Всемирная федера­ция по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.д.

Наиболее крупной и авторитетной МНПО является Междуна­родный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), соз­данный в 1948 г. во Франции. В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, на­циональными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов путем проведения со­ответствующих национальных и международных мероприятий.

Основная задача в деятельности МСОП состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, отдельных граждан:
а) сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира;

б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;

в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков;

г) экологическое просвещение.

Природоохранительная деятельность МСОП ведется в шести ос­новных направлениях, каждое из которых возглавляется комис­сией (по национальным паркам, по политике, праву и управлению и др.). Членами комиссий являются государственные и обществен­ные деятели, ученые и другие лица, активно сотрудничающие в до­стижении целей охраны окружающей среды. По состоянию на конец ХХ в. членами союза состояли 54 государства и больше 300 организаций из более чем 100 стран мира.

Вопросами сохранения биологического разнообразия ак­тивно занимается Всемирный фонд дикой природы (WWF).

Самой известной международной общественной организа­цией является "Гринпис" - "Зеленый мир", главным направ­лением деятельности, которой является противодействие ра­диоактивному загрязнению окружающей среды.

Существуют региональные организации:

1.       Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии
и Тихого океана (ЭСКАТО);

2.       Экономическая комиссия ООН для Европы (ЭКЕ);

3.       Программа арктического мониторинга и оценки.

В условиях ухудшающегося экологического состояния различных территорий и стран, нарастающего глобального потепления климата на Земле должны получить дальнейшее развитие направления и формы международного сотрудни­чества в области охраны окружающей среды и использова­ния природных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Никогда ранее в истории так много не зави­село для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете.

генеральный секретарь ООН Б. Гали

(Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.)

Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды являются конференции, дву­сторонние и многосторонние, правительственные и неправитель­ственные. Ежегодно в мире проводятся сотни, а то и тысячи кон­ференций по экологическим вопросам. В зависимости от целей они служат средством обмена опытом природоохранительной де­ятельности, обмена экологически значимой информацией, реше­ниями научных и практических проблем.

Впервые проблема охраны окружающей природной сре­ды как комплексная глобальная проблема охраны биосферы в целом, а не только отдельных видов растений и живот­ных, была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1968 г. Результатом этой Конференции было принятие одной из крупнейших научных программ "Человек и биосфера".

Наибольшее влияние на охрану окружающей среды ока­зали такие международные форумы, как Стокгольмская кон­ференция ООН по окружающей среде (1972 г.), день открытия которой – 5 июня – был объявлен Всемирным днем окружающей среды, и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) (КОСР-92). Пер­вая способствовала переходу к интенсивному комплексному изучению взаимодействия биосферы и человечества и созда­нию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого, экологи­чески приемлемого развития цивилизации в XXI в.

На Конференции в Рио обсуждались многие вопросы, главные из которых касались трех важных документов:

1.       Декларации по окружающей среде и развитию,

2.       Долгосрочной программы дальнейших действий в глобаль­ном масштабе («Повестка дня на XXI век»),

3.       Принципов в отношении рационального использования, со­хранения и освоения всех видов лесов.

Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции — «О биологическом разнообразии» и «Об изменении климата».

Решено было образовать Комиссию ООН по окружающей среде и развитию для разработки проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам.

Конференция приняла рекомендации о переходе человече­ства к устойчивому развитию и определила три стратегические зада­чи, стоящие перед мировым сообществом.

Первая — ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся одновременно и глав­ными потребителями природных ресурсов, и источниками загрязне­ния окружающей природной среды. Вторая — разумное ограничение роста населения, особен­но в развивающихся странах Азии и Африки. Третья — предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами.

Итоговым документом указанной конференции явилась «Повест­ка на XXI век» — программный документ, который содержит около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития на период до 2000 г. и на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения по­ставленных целей. При этом предусмотрено, что развитые страны принимают на себя обязательства довести часть своего национального продукта, выделяемую на экологически целесообразное развитие, до 0,7%. Те страны, которые находятся в процессе перехода к рыноч­ной экономике (Россия в том числе), будут добровольно участвовать в экономических программах по мере своих возможностей.

Первым международным документом, использующим ры­ночный механизм для решения глобальных проблем измене­ния климата, был Протокол о сокращении выбросов парни­ковых газов, подписанный в 1997 г. в Киото главами 55 госу­дарств. На сегодня среди стран — участниц Киотского протокола доля выбросов Японии составляет 6,7%, России — 16,75%, стран ЕС — 23%, США — 33,6%.

В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный саммит, посвященный проблемам глобального развития пла­неты. Позиция России на нем включала три основных поло­жения:

1.       предложения к странам Западной Европы и США рест­руктурировать внешний долг стран "третьего мира" и стран с переходной экономикой на условиях внедрения в этих стра­нах экологически чистых технологий производства;

2.       предложения по развитию рынка экологических услуг, которые могут оказать страны "третьего мира";

3.       намерение России ратифицировать Киотский протокол.

Результатом международного экологического сотрудни­чества является заключение международных договоров, со­глашений, конвенций. Среди них такие важные, как:

1. Базелъская конвенция о контроле за трансграничной пе­ревозкой опасных отходов и их утилизации (1989 г., Ба­зель, Швейцария).

Цели: обязательства сторон по сокращению трансгранично­го перемещения отходов, включенных в перечень Конвенции; максимальное снижение объема и токсичности опасных отхо­дов, обеспечение экологичного использования; оказание помо­щи развивающимся странам в утилизации опасных отходов;

2. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г., Вена, Австрия).

Цели: установление некоторых минимальных норм для обеспечения финансовой защиты от ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии, а также развитие дружеских отношений между нациями независимо от различий их конституцион­ных и социальных систем;

3. Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г., Вена, Австрия).

Цели: защита и охрана здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятных воздействий, связанных с изме­нениями в озоновом слое;

4. Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия).

Цели: сохранение биологического разнообразия, устой­чивое использование компонентов биологического разнооб­разия, справедливое распределение преимуществ от исполь­зования генетических ресурсов;

5. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих между­народное значение, главным образом в качестве местообита­ний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).

Цели: приостановка нарастающего освоения и утраты вод­но-болотных угодий; признание их экологической, экономи­ческой, культурной, научной и рекреационной ценности;

6. Конвенция о запрещении военного или любого иного враж­дебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г., Женева, Швейцария).

Цели: упрочение мира, прекращение гонки вооружений, достижение всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, устранение опасности для чело­вечества военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду;

7. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и природы, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС, 1973 г., Вашингтон, США).

Цели: охрана отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения, от переэксплуатации, ввод системы таможен­ного контроля;

8. Конвенция о трансграничном воздействии промышлен­ных аварий (1992 г., Хельсинки, Финляндия).

Цели: защита людей и окружающей среды от промыш­ленных аварий путем предотвращения таких аварий насколько это возможно, уменьшения их частоты и серьезности, смяг­чения их воздействия;

9. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шие расстояния (1979 г., Женева, Швейцария).

Цели: защита людей и окружающей среды от загрязнения воздуха; ограничение, постепенное сокращение и предотв­ращение загрязнения воздуха, включая трансграничное заг­рязнение;

10. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (1979 г., Берн, Швейцария).

Цели: сохранение дикой фауны и флоры и их природных сред обитания, особенно тех видов и местообитаний, охрана которых требует сотрудничества ряда государств; содействие такому сотрудничеству;

11. Конвенция об охране мигрирующих видов диких живот­ных (1979 г., Бонн, Германия).

Цели: охрана видов диких животных, мигрирующих че­рез национальные границы;

12. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991 г., Финляндия).

Цели: содействие устойчивому экономическому развитию; использование оценки воздействия на окружающую среду в качестве предупредительной меры против трансграничной деградации окружающей среды;

13. Конвенция ООН по морскому праву (1982 г., Монтего Бей, Ямайка).

Цели: создание нового правового режима в отношении окружающей среды морей и океанов, принятие правил при­родоохранных стандартов и положений, касающихся загряз­нения морской среды;

14. Конвенция по борьбе с опустыниванием (1994 г., Париж, Франция).

Цели: борьба с опустыниванием и ликвидация последствий засухи в странах, которые подвергаются опустыниванию, использование засушливых земель;

15. Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (1992 г., Бухарест, Румыния).

Цели: решение экологических и природоохранных про­блем на международном уровне по предотвращению и умень­шению загрязнения морских вод Черного моря;

16. Межправительственное соглашение государств — учас­тников Содружества Независимых Государств о взаимодей­ствии в области экологии и охраны окружающей природной среды (1992 г., Москва, Россия).

Цели: принятие согласованных правовых актов в области экологии и охраны окружающей среды, а также согласован­ных стандартов и экологических нормативов, обеспечиваю­щих экологическую безопасность и благополучие каждого человека;

17. Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г., Нью-Йорк, США).

Цели: стабилизация концентрации в атмосфере парнико­вых газов на уровне, который предотвратит антропогенное вмешательство в систему формирования климата;

18. Соглашение о сотрудничестве в области изучения, раз­ведки и использования минерально-сырьевых ресурсов (1997 г., Москва, Россия).

Информация о работе Международное экологическое сотрудничество на современном этапе