Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:55, реферат
Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.
Воспитатель
снова ставит перед детьми
тот же вопрос: "Можно ли
назвать божью коровку жуком?"
Дети отвечают: "Можно". Педагог
помогает выделить во внешнем
строении жуков признаки
Интересная встреча (бабочка: павлиний глаз)
В процессе
наблюдения за насекомыми
Такое
постепенное усложнение
Кроме
индивидуальных и групповых
Приводим
примерный план мероприятий по
ознакомлению старших
Из таблицы
видно, что в основе разных
видов природоведческой работы (бесед,
изобразительной деятельности, дидактических
игр и т. д.) лежат наблюдения.
Связанные между собой
Представления,
накопленные в результате
Чей это домик?
Воспитатель
рассказывает: "Собрались насекомые
на лесной полянке и стали
объяснять друг другу, кто как
зиму проводит. Бабочка-крапивница
сказала: "Я буду зимовать под
крышей старого сарая, там
Педагог
предлагает детям решить
Дети находят
ошибку в рассказе: "Бабочки
не едят мух. Они пьют сок
цветов. Их гусеницы любят листики,
поэтому для растений они
Целесообразно
использовать логические
Экскурсия в рощу Систематизировать и углублять знания детей о насекомых: среда обитания, особенности проявлений (способ питания, характерные дли них звуки) Присмотреться, прислушаться и рассказать, какие здесь живут насекомые, чем они питаются" как передвигаются, какие издают звуки
Экскурсия в лес Углублять знания детей о характерных особенностях жизни насекомых (муравьев): устройство жилища, питание, "групповой" способ жизни, польза, которую они приносят Рассказать, как называется жилище муравьев, из чего они его сделали, чем питаются муравьи, какую они приносят пользу
Рисование на тему "Что мы видели на экскурсии" Закреплять представление о насекомых, развивать умение изображать насекомых в среде их обитания, выделять в рисунке характерные признаки внешнего вида, индивидуальные особенности Нарисовать, что и кого видели на экскурсии
Беседа по картинкам, изображающим насекомых Проверить умение детей оперировать имеющимися знаниями при восприятии изображения
Подвести
детей к пониманию и
Дидактические игры с картинками Развивать умение детей классифицировать насекомых, по способу передвижения и издаваемым звукам Отобрать картинки, изображающие насекомых, которые "летают", "прыгают", "ползают", "жужжат"
Обобщающей беседа по представлению Учить детей использовать прием сравнения при самостоятельном решении умственных задач, уметь сочетать знания, полученные при наблюдении и опосредованно Рассказать, чем похожи и чем отличаются бабочка и жук, стрекоза и муравей. Как их можно назвать одним словом? Чем они все похожи?
Например, воспитатель читает отрывок из рассказа Ю. Дмитриева "Почему утонул жук"*:
"- А у нас плавунец! - закричал Ромка... И тут я узнал, что ребята были на пруду...
- Мы жука в банку с водой посадили, - сказал Ромка.
- И крышкой закрыли, чтоб не убежал, - добавила Маша.
- И воды
налили много, чтоб лучше
- Давайте посмотрим, - предложил я Ромашкам.
На дне банки лежал черный жук. Это действительно был плавунец. Лежал он совершенно неподвижно, и я понял, что жук мертвый..."
* (Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. - М., 1982. - С. 20.)
Воспитатель
задает детям вопрос: "Что случилось?
Почему погиб жук-плавунец?" Помогает
установить, какие ошибки допустили
дети при создании условий
для жизни жука. Подводит к
уточнению их представлений:
© Карнаух Лидия Александровна, подборка материалов, оцифровка; Злыгостева Надежда Анатольевна, дизайн;
Информация о работе Методика проведения наблюдений за животными