Методика проведения наблюдений за животными

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.

Работа содержит 1 файл

Методика проведения наблюдений за животными.docx

— 42.91 Кб (Скачать)

 

 Воспитатель  снова ставит перед детьми  тот же вопрос: "Можно ли  назвать божью коровку жуком?" Дети отвечают: "Можно". Педагог  помогает выделить во внешнем  строении жуков признаки сходства, главным из которых является  наличие крыльев и надкрыльев.

 

Интересная  встреча (бабочка: павлиний глаз)

 

 

 В процессе  наблюдения за насекомыми воспитатель  постепенно усложняет задания:  предлагает определить среду  обитания; найти зависимость способа  передвижения от строения конечностей;  рассказать о пользе данного  насекомого; классифицировать насекомых,  выделяя общие и специфические  признаки, присущие данному представителю. 

 

 Такое  постепенное усложнение программного  материала способствует формированию  представлений детей о многообразии  мира насекомых, особенностях  каждого его представителя, а  также воспитывает правильное  к ним отношение. 

 

 Кроме  индивидуальных и групповых наблюдений, с детьми старшей и подготовительной  групп могут быть проведены  фронтальные занятия, основой  которых также является наблюдение. В эти занятия целесообразно  включать изобразительную деятельность, дидактические игры, беседы.

 

 Приводим  примерный план мероприятий по  ознакомлению старших дошкольников  с насекомыми.

 

 Из таблицы  видно, что в основе разных  видов природоведческой работы (бесед,  изобразительной деятельности, дидактических  игр и т. д.) лежат наблюдения. Связанные между собой тематическим  принципом, они позволяют целенаправленно  формировать у дошкольников представления  о животных и воспитывать интерес  и любовь к ним. 

 

 Представления,  накопленные в результате наблюдений, помогают детям решать различные  умственные задачи. Целесообразно  использовать логические задачи  двух типов: "Закончи рассказ  воспитателя", "Найди ошибку  и исправь ее". Приведем примеры. 

 

Чей это домик?

 

 

 Воспитатель  рассказывает: "Собрались насекомые  на лесной полянке и стали  объяснять друг другу, кто как  зиму проводит. Бабочка-крапивница  сказала: "Я буду зимовать под  крышей старого сарая, там есть  теплая и уютная щель". Расскажите, дети, где будут зимовать муравьи  (пчелы, гусеницы, жуки)". Дети заканчивают  рассказ: "Муравьи прячутся зимой  под муравьиной кучей в земле. Там им тепло", "Я - жук, зимовал в трещине коры, а мой дружок-жучок - в земляной норке"...

 

 Педагог  предлагает детям решить другую  задачу: послушать рассказ и найти  в нем ошибку: "Жили-были две  бабочки-подружки. Вместе они летали  на луг, раскачивались на высоких  цветках, пили утреннюю росу. Но  однажды бабочка не нашла на  лугу своей подружки. "Наверное, она заболела, - решила бабочка, - надо навестить подружку и  принести ей вкусную еду. Пожалуй,  захвачу-ка я ей для угощения  тлю или муху". Обрадовалась  бабочка такому решению и полетела  к подружке".

 

 Дети находят  ошибку в рассказе: "Бабочки  не едят мух. Они пьют сок  цветов. Их гусеницы любят листики,  поэтому для растений они вредные".

 

 Целесообразно  использовать логические задачи, в результате решения которых  уточняются знания дошкольников  об условиях жизни животного,  способах ухода за ним, воспитывается  сочувствие и желание помочь  ему. Haзвание занятия Программное содержание Задание детям

Экскурсия в  рощу Систематизировать и углублять знания детей о насекомых: среда обитания, особенности проявлений (способ питания, характерные дли них звуки) Присмотреться, прислушаться и рассказать, какие здесь живут насекомые, чем они питаются" как передвигаются, какие издают звуки

Экскурсия в  лес Углублять знания детей о характерных особенностях жизни насекомых (муравьев): устройство жилища, питание, "групповой" способ жизни, польза, которую они приносят Рассказать, как называется жилище муравьев, из чего они его сделали, чем питаются муравьи, какую они приносят пользу

Рисование на тему "Что мы видели на экскурсии" Закреплять представление о насекомых, развивать умение изображать насекомых в среде их обитания, выделять в рисунке характерные признаки внешнего вида, индивидуальные особенности Нарисовать, что и кого видели на экскурсии

Беседа по картинкам, изображающим насекомых Проверить умение детей оперировать имеющимися знаниями при восприятии изображения

Подвести  детей к пониманию и использованию  в речи обобщающего слова "насекомые" Назвать изображенных на картинке насекомых. Рассказать все о них. Придумать общее название к картинкам

Дидактические игры с картинками Развивать умение детей классифицировать насекомых, по способу передвижения и издаваемым звукам Отобрать картинки, изображающие насекомых, которые "летают", "прыгают", "ползают", "жужжат"

Обобщающей  беседа по представлению Учить детей использовать прием сравнения при самостоятельном решении умственных задач, уметь сочетать знания, полученные при наблюдении и опосредованно Рассказать, чем похожи и чем отличаются бабочка и жук, стрекоза и муравей. Как их можно назвать одним словом? Чем они все похожи?

 

 

 Например, воспитатель читает отрывок из  рассказа Ю. Дмитриева "Почему  утонул жук"*:

 

"- А у  нас плавунец! - закричал Ромка... И тут я узнал, что ребята  были на пруду...

 

- Мы жука  в банку с водой посадили, - сказал Ромка. 

 

- И крышкой  закрыли, чтоб не убежал, - добавила  Маша.

 

- И воды  налили много, чтоб лучше плавал, а он почему-то не плавает...

 

- Давайте  посмотрим, - предложил я Ромашкам.

 

 На дне  банки лежал черный жук. Это  действительно был плавунец. Лежал  он совершенно неподвижно, и я  понял, что жук мертвый..."

 

* (Дмитриев  Ю. О природе для больших  и маленьких. - М., 1982. - С. 20.)

 

 Воспитатель  задает детям вопрос: "Что случилось?  Почему погиб жук-плавунец?" Помогает  установить, какие ошибки допустили  дети при создании условий  для жизни жука. Подводит к  уточнению их представлений: жук-плавунец  живет в воде, но дышит воздухом. В закрытой банке, где слишком  много воды, воздуха нет - жуку  нечем дышать.

 

 

 

 

 

 

   © Карнаух Лидия Александровна, подборка материалов, оцифровка; Злыгостева Надежда Анатольевна, дизайн;


Информация о работе Методика проведения наблюдений за животными