В теплые
зимние дни встречаются следы
белки, да и ее можно заметить
среди деревьев. Беличий след
узнать нетрудно: два широких
отпечатка с пятью пальцами
впереди и два узких с четырьмя
пальцами сзади. Узкие следы
- от передних ног, широкие от
задних. Так белка прыгает: задние
ноги заносит вперед. Если следов
мало, значит, этот год урожайный
на шишки и белка питается
ими; если следов много, шишек
неурожай и она вынуждена промышлять
под снегом в поисках своих
запасов. Так по следам интересно
узнавать, как живут, чем питаются
зимой лесные обитатели.
В некоторых
лесопарках белки не боятся
людей, охотно берут пищу из
рук. Большое удовольствие доставляет
детям кормление белок орехами,
кусочками яблока. Воспитатель обращает
внимание на то, как белка быстро
бегает, легко прыгает с дерева
на дерево, какой у нее большой
и пушистый хвост.
Интересны
и разнообразны проводимые летом
наблюдения за прирученной белкой,
живущей на территории дачного
участка или в близлежащем
лесу, парке. С детьми 5-6 лет следует
подробно рассмотреть внешний
вид белки (удлиненная мордочка,
ушки с кисточками, длинные цепкие
когти на лапах), обратить внимание
на то, как она разгрызает орех
или шишку, держа их передними
лапками.
Осенью
в парке дети подготовительной
к школе группы могут заметить,
как быстро исчезают шишки,
орехи, желуди, которыми они угощают
белку, - животное прячет их в
укромное место, в дупло на
зиму.
В любом
лесу внимание детей привлекают
небольшие кучки земли, а около
них уходящие в землю ходы.
Воспитатель рассказывает ребятам
еще об одном млекопитающем
- кроте, подземном жителе, который
носом-буравчиком роет под землей
гнездо и отходящие от него
многочисленные подземные ходы.
У него блестящая, словно бархатная,
шерсть; крот плохо видит, но зато
прекрасно слышит и чувствует запах. Крот
прожорлив: любит насекомых, червей, которых
отыскивает в земле. Значение таких не
запланированных заранее наблюдений в
том, что они развивают познавательные
интересы детей, учат замечать явления
природы и объяснять их. И хотя ознакомление
с кротом не входит в программу, пройти
мимо такого объекта наблюдения нельзя.
Важно только, чтобы информация, которую
сообщает детям воспитатель, была четкой,
краткой и интересной.
Во многих
городах нашей страны есть
зоопарк. Посещая его, дети
получают интересные впечатления
и огромное удовольствие. Готовя
экскурсию в зоопарк, воспитатель
должен правильно подойти к
выбору объектов для наблюдения
с детьми 6-7 лет (показывать детям
следует тех животных, наблюдение
за которыми наиболее доступно
и увлекательно). Планируя экскурсии,
педагог учитывает конкретные
условия: например, далеко или
близко расположен детский сад
от зоопарка и сколько раз
в зависимости от этого можно
его посетить.
Первое
посещение может носить характер
общей ориентировочной экскурсии,
во время которой дети знакомятся
с разнообразными и наиболее
интересными животными: львом,
тигром, слоном, зеброй и др. Очень
оживляет экскурсию катание ребят
на ослике, пони, оленях.
Одно наблюдение,
конечно, не удовлетворит любознательности
детей. В течение года можно
спланировать несколько тематических
экскурсий: на площадку молодняка,
в слоновник, к вольеру с
обезьянами. Педагог рассказывает
о том, как служащие зоопарка
заботятся о животных, как создают
для них условия, похожие на
естественные.
Можно
рекомендовать, например, такие маршруты
экскурсий по зоопарку*: "Кто
живет в жарких странах?" (обезьяны,
львы, зебры, тигры и др.), "На
ком ездят люди?" (ослик, лошадь,
верблюд, олень, слон).
* (Рекомендации
Э. И. Залкинд.)
На площадке
молодняка дети наблюдают, как
различные животные мирно уживаются
друг с другом, вспоминают стихи
С. Я. Маршака:
Они играют
и лежат.
Козел
бодает медвежат.
А лев
и волк несутся вскачь
И разноцветный
гонят мяч.
Промчится
быстро год и два,
И станет
волк бояться льва,
И жить
на свете будут врозь
Барсук
и лев, медведь и лось.
Однако
при проведении экскурсий не
следует увлекаться объяснениями
и рассказами; надо дать детям
возможность с интересом, не
отвлекаясь на подробные объяснения
педагога, рассмотреть животное; особое
внимание необходимо обращать
на поведение животного, его
повадки, движения, особенности окружающей
среды. Один-два вопроса, загадка,
небольшое пояснение способствуют
динамичности и целенаправленности
наблюдения.
Например,
дети рассматривают тигров. На
вопрос воспитателя "На кого
они похожи?" дети отвечают: "На
кошку", "На пантеру", "Зебра
тоже полосатая". Вопрос-загадку
воспитатель использует и в
другой ситуации. "У кого из
зверей хвост пушистей и длинней?"
- спрашивает педагог, когда дети
наблюдают за лисой. И ребята
вспоминают белку, соболя, куницу,
волка и других зверей.
Посещение
зоопарка становится основой
для интересных бесед со старшими
дошкольниками о дрессировке
животных. Воспитатель рассказывает
о том, что дрессировка требует
от человека большого терпения,
внимания, любви к животным. Ласковое,
заботливое отношение к животному
приучает его не бояться человека
и отвечать на заботу преданностью.
В условиях
детского сада и семьи можно
приучить белочку, кролика брать
пищу из рук, собаку - служить,
прыгать в обруч, приносить
по команде предметы. Для бесед
с детьми на эти темы используются
рассказы В. Чаплиной, В. Дурова,
Е. Чарушина.
Художественная
литература помогает раскрыть
еще одну важную особенность
поведения животных - заботливое
отношение к детенышам, самоотверженную
их защиту в момент опасности.
Так, с большим интересом и
волнением слушают дети рассказ
Э. Сетона-Томпсона о кролике-корноушке,
о борьбе крольчихи-матери со
змеей, о том, как животное
уводит своего детеныша подальше
от опасного места. Ребятам
старшего дошкольного возраста
можно прочитать отрывки из
повести Э. Сетона-Томпсона "Домино"
- о семье лисиц, о том, как
сообщают родители своим детенышам
об опасности.
Сильное
впечатление производит трогательная
история дружбы льва и собачки
("Лев и собачка" Л. Толстого),
львицы Кинули, "усыновленной"
овчаркой Пери ("Кинули" В. Чаплиной).
Эти произведения воспитывают
у ребят доброжелательность и
любовь к животным.
Интересны
для старших ребят посещения
краеведческого музея, где они
могут познакомиться с фауной
родного края, увидеть диараму
или панораму, изображающую животных
в естественных условиях. Воспитатель
заранее посещает музей, отбирает
познавательный материал, который
сообщит детям.
Такая
педагогическая работа помогает
расширять кругозор детей, формировать
у них правильные представления
о жизни животных, их повадках,
приносимой пользе, учить ребят
быть внимательными при непосредственных
наблюдениях за живыми объектами.
Самыми
распространенными из земноводных
и пресмыкающихся почти в любой
местности Советского Союза являются
лягушка (прудовая, травяная) и ящерица
(прыткая). Жизнь этих с первого
взгляда непривлекательных животных
интересно наблюдать даже самым
маленьким детям. Представители
класса земноводных - прекрасные
объекты для возбуждения у
детей любознательности и для
знакомства их с процессами
жизни в живой природе. Нужно
только привлечь внимание ребенка
к сказке, совершающейся наяву:
икринка становится рыбообразным
подвижным существом с жабрами;
затем появляются ноги и исчезают
жабры, головастик переходит с
жаберного на легочное дыхание,
с растительной пищи - на животную;
хвост у него укорачивается
и исчезает; оформившийся лягушонок
выходит на сушу. Перед наблюдателями
- наземное четвероногое.
Лягушка ловко
прыгает по земле и хорошо плавает
в воде
Не менее
интересен показ оборонительной
реакции у жерлянок. Если прыгающую
по земле жерлянку потрогать
прутом, черный лягушонок опрокидывается
на спину, выпячивает и надувает
брюшко, ярко расцвеченное красными
разводами. Это отпугивающая окраска*.
* (См.: Природа
и люди. - Саратов, 1976. - С. 181.)
Лягушка
хорошо знакома даже малышам.
Она - персонаж известных сказок,
мультфильмов. Однако дети 3-4 лет,
зная название этого животного
и узнавая его на картинках,
часто не могут рассказать
о самых характерных особенностях,
при встрече пугаются, своими
действиями могут причинить ему
вред. Специальные занятия по
ознакомлению детей с земноводными
в младшей группе не проводятся,
но на прогулке целесообразно
понаблюдать за внешним видом
и некоторыми особенностями поведения
лягушки. Воспитатель помогает
ребятам ответить на вопросы:
"Какая лягушка? Как она передвигается?
Какие издает звуки?" Малыши
узнают, что лягушки бывают зеленые,
они прыгают и квакают. Педагог
объясняет, что лягушку бояться
не надо: она не причиняет людям
никакого вреда. Показывает, как
можно взять в руки животное.
На некоторое время для наблюдения
лягушку помещают в террариум
детского сада, а затем выпускают
ее на свободу. Пока животное
находится в уголке природы,
детям можно предложить отдельные
трудовые поручения: положить
в террариум свежей травы, налить
воды. Так у малышей появятся
первые представления об элементарной
ответственности за животное, которое
живет в уголке природы.
В средней
группе наблюдения за земноводными
становятся более систематичными.
Во время
прогулки в лес детям представилась
возможность рассмотреть травяную
лягушку. Воспитатель заранее
выбрал место,
удобное
для наблюдения: на опушке леса,
недалеко от реки, трава влажная;
очевидно, раньше местность была
заболочена.
Педагог
обратил на это внимание детей.
Они обрадовались, увидев нескольких
лягушек. "Какого они цвета?
Что делают?
Вспомните,
где еще живут лягушки", - задавал
вопросы воспитатель. После нескольких
ответов он уточнил, что живут
эти
животные
у воды и на суше - везде,
где почва сырая; лягушка зеленого
цвета, ловко прыгает и громко
квакает.
Можно
обратить внимание на яркие,
характерные особенности внешнего
вида лягушки: на голове круглые
выпуклые глаза;
четыре
лапки - две короткие, две длинные;
это помогает лягушке хорошо
прыгать. Если поместить лягушку
в таз с водой,
дети увидят,
как хорошо она плавает.
Расширить
знания детей об этом земноводном
помогают вопросы: "Как передвигается
лягушка в воде? А на земле?
Почему
она хорошо прыгает? Чем питается?"
Дети среднего
дошкольного возраста уже могут
самостоятельно выполнять трудовые
поручения в уголке живой природы;
поэтому земноводных оставляют
в нем на более длительное
время, чем в младшей группе*.
Уже на этом возрастном этапе
следует обращать внимание детей
на необходимость создания для
животных условий, как можно
более приближенных к естественным.
Это целесообразно обсудить, когда
решается вопрос, следует ли брать
животное в детский сад: "Будет
ли ему хорошо в уголке природы?",
"Умеем ли мы за ним ухаживать?",
"Знаем ли мы, что любит есть
животное и где любит жить?"
* (Подробно
об этом см. гл. "Труд детей
по уходу за животными".)
Детей
пятого года знакомят с ящерицей.
Во время прогулки в сухом
месте у старого пня можно
обнаружить жилище ящерицы. Поймать
ее гораздо труднее, чем лягушку,
но если это удается, ребята
с интересом ведут наблюдение.
Прежде всего воспитатель обращает
внимание на внешний вид ящерицы,
ее движения. Дети отмечают, что
она быстро бегает, прячется в
разные незаметные места, залезает
под кору пня. Питается ящерица
насекомыми.
Очень
важно рассказать о правилах
обращения с этим животным: не
пугать, не бросать в него камни
и палки, не хватать за хвост.
Многие дети уже знают, что,
спасаясь от преследования, ящерица
теряет хвост, за который ее
держат. Воспитатель заостряет внимание
дошкольников на том, что новый
хвост растет у ящерицы очень
долго, а значит, ей труднее
спасаться от врагов. Ребятам
надо показать способы обращения
с животным.
После
наблюдения, проведенного в естественной
обстановке, целесообразно рассмотреть
это пресмыкающееся на картинке.
Статичное изображение поможет
лучше выделить его характерные
особенности: длинное тело, хвост,
короткие ноги.
В средней
группе уже можно начать систематические
наблюдения за черепахой. Первое
общее знакомство лучше проходит
на занятии. Дети садятся небольшим
кругом, в центре которого сооружается
заборчик из крупного строительного
материала. Сюда воспитатель и
помещает черепаху. Дает время
рассмотреть животное, затем спрашивает:
"Чем покрыто тело черепахи?
Зачем ей нужен панцирь? Как
черепаха передвигается? Чем она
питается?" Дети придумывают черепахе
имя, кормят ее, помогают воспитателю
ухаживать за животным.