С детьми
старшего дошкольного возраста
предметом наблюдения могут стать
характерные особенности внешнего
вида и передвижения лягушки,
ящерицы, черепахи как представителей
определенного класса животных:
лягушка может
передвигаться как по суше (прыгает),
так и в воде (плавает); тело ее
покрыто голой кожей; питается насекомыми;
головастики живут в воде, лягушка
- на суше;
ящерица - быстрое,
прыткое животное, легко бегает;
длинное тело покрыто жесткими роговыми
чешуйками; слышимых звуков не издает;
хвост помогает ей менять направление
движения;
черепаха - медлительное,
неповоротливое на суше животное, хорошо
плавает; тело покрыто твердым панцирем;
лапы короткие, сильные; питается травой.
Уделив
особое внимание непосредственному
наблюдению земноводных и пресмыкающихся,
педагог должен уточнить и
закрепить знания дошкольников,
использовав для этого такие
формы работы, как беседы, чтение
книг о животных, творческое рассказывание,
труд в уголке природы.
Для старших
детей можно рекомендовать примерно
следующую последовательность занятий:
Название и программное содержание
занятия Методические приемы Задание детям
Экскурсия в
лес
Понаблюдать
за лягушкой и ящерицей
Выявить характерные
особенности их внешнего вида, движений
(зависимость движений от строения
конечностей)
Познакомить
детей с местом обитания животных:
ящерица живет в сухом, а лягушка
в сыром месте
Воспитывать
бережное отношение к животным Упражнение
детей в наблюдательности
Сравнение животных
Правильное
описание их внешнего вида, места обитания Найти
в лесу лягушку и ящерицу
Заметить
и сказать, где их нашли
Посмотреть,
чем они отличаются друг от друга
Устройство
террариума
Закрепить представления
детей об условиях жизни ящерицы
и лягушки
Уточнить
знание правил содержания их в уголке
природы Выполнение практических действий
по организации необходимых для животного
условий жизни и по уходу за ним Вспомнить,
в каком месте нашли лягушку и ящерицу
Подумать, где
их поместить в уголке природы, что
и как надо устроить для лягушки
и ящерицы
Беседа о
животных
Углубить
и обобщить знания детей о земноводных
и пресмыкающихся
Учить детей
описывать свои знания точно и
полно, мотивировать свои суждения Вопросы
для сравнения лягушки и ящерицы (по представлению)
Рассказы
детей о животных Вспомнить, кто жил
в террариуме на даче. Рассказать об этих
животных и об условиях их содержания
Рисование на
тему "Что мы видели на экскурсии"
Учить передавать
в рисунке впечатления от непосредственного
наблюдения
Воспитывать
эстетические чувства Краткая вступительная
беседа о том, что видели на экскурсии
Рассматривание
картинок с изображением лягушки
и ящерицы Вспомнить, кого видели на
экскурсии, где это было, и передать свои
впечатления в рисунке
Дидактическая
игра "Кто что умеет"
Формировать
умение детей классифицировать животных
по способу передвижения Объяснение
правил игры Внимательно рассмотреть картинки
и разложить их по темам: "Кто летает",
"Кто ползает", "Кто плавает",
"Кто бегает" и т. д.
Наблюдения
за земноводными и пресмыкающимися
продолжаются в повседневной
жизни. Дети 6-7 лет довольно легко
устанавливают связь между особенностями
передвижения и строения конечностей
животных.
Воспитатель
поймал лягушку и ящерицу, дети
рассматривают их.
Педагог
предлагает ответить на вопрос:
"Почему ящерица бегает, а лягушка
прыгает?",
а затем
сравнить конечности этих животных:
"Посмотрите, какие лапки у
лягушки. А у ящерицы?"
Дети обратили
внимание, что у ящерицы все
конечности одинаковые, а у лягушки
- разные:
передние
короткие, а задние длинные. Сделали
правильный вывод: поэтому ящерица
быстро
бегает, а
прыгать не умеет.
Предметом
интересного наблюдения могут
быть и особенности передвижения
животных в разных условиях.
Мы с тобой
друзья
Дети подготовительной
группы наблюдают, как двигается
черепаха на суше и в воде,
как плавает и прыгает лягушка.
Рассматривая задние лапы лягушки,
обращают внимание на перепонки
между пальцами, связывают это
с умением лягушки плавать.
Поместив
в таз с водой лягушку, педагог
предоставил детям возможность
посмотреть, как она передвигается.
Ребята замечают: "Лягушка задними
ногами загребает воду: у нее
перепонки между пальцами; ей
удобно загребать воду". Чтобы
обратить внимание на то, что
разные животные по-разному плавают,
воспитатель задает детям вопрос:
"Так ли плавают рыбы, как
лягушки?"
"У рыбы
ног нет, она плавниками загребает
воду и хвостом помогает... - отвечают
ребята. Хвостом в стороны виляет,
а плавниками вперед и назад..."
"А есть
такие животные, которые и плавают,
и бегают, и ползают?" - интересуются
дети.
"Я расскажу
вам о таких животных", - обещает
воспитатель.
Таким
образом, в процессе наблюдения
дети не только получили дополнительную
информацию о животных - у них
возник интерес к ним, желание
узнать что-то новое.
Наблюдения
проходят интереснее и эффективнее,
если воспитатель использует
альтернативные вопросы, загадки,
логические задачи.
Например,
детей подготовительной к школе
группы во время наблюдения
за лягушкой и ящерицей воспитатель
спросил: "Можно ли, не видя
животных, узнать по следам, кто
ходил по песку? " Ребята задумались.
Таня безошибочно
показала, где следы ящерицы, а
где лягушки, но объяснить характерные
отличия их следов она не смогла.
Дима справился с этой задачей: "После
ящерицы на песке остается полоска
- это она длинный хвост тащит".
"От ящерицы на песке остаются
следы от лапок и еще длинный
след, как бороздка", - уточняет Женя.
Таня оживилась: "Ящерица не шагает,
а быстро бегает. Она лапками только
опирается". "А лягушка прыгает
с остановками", - Лена показывает
на прерывистые следы лягушки.
Расширяя
представления детей о земноводных
и пресмыкающихся, воспитатель рассказывает
о пользе этих животных, обращает
внимание на правила гуманного
отношения к ним: зря не лови,
не мучай, не разоряй их жилище,
после рассматривания отпусти
на свободу.
Дети часто
просят рассказать о различных
природно-климатических зонах нашей
Родины. У них есть отрывочные
представления о пустыне и
тундре, лесах и степях. В свободных
беседах с детьми воспитатель
уточняет эти представления, включая
в свои рассказы сведения о
животном мире той или иной климатической
зоны*. Например, рассказывая о пустыне,
воспитатель может показать картинки
с изображением ящерицы - ушастой круглоголовки,
варана, поговорить с детьми об интересных
повадках этих типичных представителей
пустыни (для этого можно использовать
материал, помещенный в Приложении).
* (Подробно
см.: Жуковская Р. И., Виноградова
Н. Ф., Козлова С. А. Родной
край. - М., 1985.)
Наблюдения
за насекомыми целесообразно
проводить не на общих занятиях
(представители данного класса, как
правило, небольшие по размеру),
а индивидуально или с небольшой
группой детей в естественных
условиях. Для этой цели используются
утренние и вечерние прогулки,
работа в уголке природы, на
огороде и в цветнике.
С детьми
пятого-шестого года жизни можно
устроить инсектарий - небольшое
жилище для насекомого. Это даст
возможность хорошо рассмотреть
насекомое, понаблюдать за ним
более длительное время, выяснить,
как дети усваивают знания
и правила обращения с насекомыми.
Наблюдения
ведутся в той же последовательности,
что и при знакомстве с представителями
предыдущих классов: важно сначала
рассказать ребятам об особенностях
внешнего вида того или иного
насекомого, показать характерные
признаки конкретного представителя
этого класса, подчеркнуть общие
и отличительные черты насекомых.
Углубление
представлений детей старшей
группы о насекомых целесообразно
начинать с бабочки и жука,
так как они хорошо знакомы
дошкольникам, являются наиболее
контрастными представителями своего
класса, имеют ярко выраженные
особенности внешнего вида и
способов передвижения. Дети рассматривают
майского жука и бронзовку,
бабочек - павлиний глаз и крапивницу.
Интересно провести сравнительные
наблюдения за бабочкой и жуком,
если оба насекомых находятся
в инсектарии. Программное содержание
такого наблюдения может быть
следующим: на основе непосредственного
восприятия формировать у детей
знания о характерных особенностях
внешнего вида бабочки и жука;
учить находить сходство и
различие во внешнем строении
(у бабочки крылья большие и
мягкие, у некоторых бабочек с
красивыми разноцветными узорами,
у жука - сверху жесткие и гладкие;
бабочка и жук летают, в отличие
от бабочки жук еще и ползает);
правильно называть части тела
насекомого, его характерные особенности;
воспитывать у детей познавательный
интерес к насекомым.
Во время
прогулки дети рассматривают бабочек.
Уточняют: бабочки бывают и желтые,
и белые, и разноцветные. Воспитатель
называет бабочек (лимонница, голубянка),
помогает описать их: голубянка - небольшая
бабочка ярко-голубого цвета с
белыми пятнами на крыльях; у лимонницы
желтые крылья, на каждом по две красные
точки, усы тоже красного цвета. Педагог
показывает, как нужно осторожно
брать насекомое в руки, чтобы
не причинить ему вреда. Объясняет,
что крылья у бабочки нежные, хрупкие,
покрыты пыльцой - за них держать
бабочку нельзя. Любопытно понаблюдать,
как бабочки перелетают с одного
цветка на другой; обратить внимание ребят
на то, что белую бабочку трудно
разглядеть на белом цветке, а желтую
- на желтом.
Посадив
ненадолго жука или муху в
коробку, можно послушать, как
они жужжат. Дети начинают различать
насекомых по издаваемым звукам:
кузнечик стрекочет, жук жужжит.
Иногда
дети затрудняются ответить на
вопрос, есть ли ноги у насекомых.
Тогда воспитатель предлагает
рассмотреть ноги насекомых через
лупу. Дети удивляются: "Такие
маленькие, а так много ног.
У птичек бывает две лапки,
у кошек - четыре, а у жука
и бабочки - много". Воспитатель
подтверждает высказывания детей:
у различных животных разное
количество ног, а у насекомых
их бывает шесть - поэтому они
называются шестиногими. С помощью
лупы рассматривают усы жука
и бабочки, отмечают, что у жука
(божьей коровки) усы короче. Сравнивая,
дети устанавливают различие
и в передвижении этих насекомых:
"Бабочка не ползает, а жук
ползает и летает".
Примерно
по такой же методике уточняются
представления дошкольников о
других насекомых. Хорошо знакомое
детям насекомое целесообразно
сравнить с менее знакомым, например
бабочку со стрекозой. Дети
находят сходство в частях
тела и в способе передвижения
этих насекомых.
Во время
наблюдения воспитатель обобщает
высказывания ребят, отмечает, что
в отличие от бабочки у стрекозы
большие глаза и подвижная
голова, длинное тело, продолговатые
прозрачные крылья, большие цепкие
ноги. У бабочки и стрекозы
по четыре крыла. Но у бабочки
они широкие и короткие, а у
стрекозы - длинные и узкие. У
бабочки крылышки мягкие, покрыты
цветными чешуйками, а у стрекозы
чешуек нет, у нее крылья
прозрачные, жесткие.
Затем
педагог подчеркивает разницу
в образе жизни этих насекомых,
связанную с питанием: лапки стрекозы
цепкие - она крепко схватывает
ими комаров, мошек и на лету
их съедает. Бабочка питается
травкой и соком растений. Мошек
она не ест. Такой характер
наблюдения подготавливает ребят
к решению в будущем более
сложной умственной задачи - выделению
общих признаков у насекомых,
установлению связей между внешним
строением и образом жизни,
питанием и средой обитания.
В подготовительной
к школе группе, формируя у
детей представления о внешнем
виде насекомых, можно отбирать
для наблюдения более сходных
представителей этого класса, например
майского жука и божью коровку.
Опираясь
на усвоенные на предшествующих
занятиях знания, следует ставить
новую цель: обогащать представления
дошкольников о пользе насекомых,
развивать у ребят способность
классифицировать животных.
Интересная
встреча (бабочка: крапивница)
Как может
проходить такое наблюдение?
Показывая
двух насекомых, воспитатель просит
назвать их. "Это жук, а это
божья коровка", - отвечают дети.
На вопрос "Можно ли божью
коровку тоже назвать жуком?"
некоторые ошибочно отвечают: "Нет"
("У нее крылья другого цвета",
"У божьей коровки на крылышках
точки", "Она маленькая"). Дети
правильно перечисляют характерные
особенности каждого насекомого,
но найти сходство между ними
они затрудняются.
Ситуация
заставляет воспитателя использовать
другой прием, который подводит
детей к точному обобщению:
для сравнения вносится третий
объект, уже знакомый детям, - бабочка.
"Кто больше похож: бабочка
и майский жук или жук и
божья коровка?" - спрашивает педагог
детей. Они оживляются: "Жук
и божья коровка больше похожи,
а бабочка совсем не похожа:
у нее другие крылья, они мягкие".
Дети находят и другие признаки
сходства сравниваемых насекомых:
"Жуки умеют летать и ползать,
а бабочка не умеет ползать".