Методика
проведения наблюдений за животными
Знания
о животных дети приобретают
разными путями: через книгу и
картинку, рассказ взрослого и
кинофильм. Но особое значение
в дошкольном детстве имеет
непосредственное общение с природой
- наблюдения. Правильно организованные
наблюдения учат ребенка не
только смотреть, но и видеть,
не только слушать, но и слышать.
Именно на их основе рождаются
самостоятельные суждения, умение
обобщать, замечать изменения,
что приводит к постепенному накоплению
и углублению знаний. Наблюдения, организуемые
в дошкольном учреждении, помогают детям
систематически знакомиться с миром животных
и проявлять свое внимательное отношение
к нему. У ребят формируется позиция "не
проходи мимо". Они замечают не только
необычное, удивительное, но и в обыденном,
привычном начинают находить интересное.
Наблюдение
- важнейший метод познания животного
мира - характеризуется следующими
особенностями:
а) его можно
организовывать в обстановке, естественной
для животного, где оно ведет
себя свободно, непринужденно;
б) наблюдение
позволяет отметить динамику жизни,
развития и поведения животного,
которое становится объектом длительного
изучения;
в) оно способствует
непосредственному общению с
животным (покормить, погладить, поиграть
и т. д.).
Планировать
наблюдение воспитатель должен
с учетом требований, предъявляемых
к его организации и проведению:
необходимо
заранее определить место наблюдения,
найти типичную для того или иного
животного среду обитания;
наблюдение
не должно причинить вреда животному
(привести к его гибели, смене
места обитания, порче его жилища
и т. п.);
в процессе наблюдения
нужно учитывать особенности
конкретного представителя животного
мира (величину, характер движения, возможность
или невозможность общения). Это
является основанием для планирования
индивидуальных, групповых или фронтальных
наблюдений;
целенаправленность
наблюдения и содержание сопроводительной
беседы во многом определяются характером
проявлений животного в данное время.
Поэтому
воспитатель намечает заранее
лишь план занятия, успех которого
будет зависеть от гибкости, наблюдательности
самого педагога. Решая основную
задачу данного наблюдения, следует
обратить внимание детей и
на неожиданные моменты поведения
животного.
Методика
проведения наблюдений с детьми
разных возрастных групп в
данной главе освещена по тем
же разделам, которые были указаны
ранее (знакомство с представителями
четырех классов животных).
Особый
интерес для дошкольников представляет
жизнь млекопитающих. Различные
представители этого класса (кошка,
собака, белка, кролик и др.) довольно
легко идут на общение: разрешают
себя гладить, берут из рук
пищу - тем самым вызывают интерес
и эмоциональный отклик у ребенка.
Многие млекопитающие издавна
живут рядом с человеком - он
проявляет к ним внимание и
заботу.
В детских
садах наблюдения за домашними
животными проводятся как на
занятиях (рассматривание котенка,
щенка, кролика), так и в естественной
обстановке (экскурсия на ферму,
в овчарню; наблюдение на прогулке
за лошадью, коровой).
В соответствии
с "Программой воспитания и
обучения в детском саду" с
детьми могут быть организованы
следующие наблюдения за домашними
животными:
младший дошкольный
возраст - наблюдение за котенком (на занятии),
за лошадью, коровой (на прогулке);
средний дошкольный
возраст - наблюдение за козой, козлятами
(во время прогулки); экскурсия в
свинарник; рассматривание щенка, кролика
(на занятии);
старший дошкольный
возраст - рассматривание двух щенков
разных пород (на занятии); экскурсия
на ферму, в конюшню, в телятник, на
скотный двор (по выбору воспитателя);
наблюдение за домашними животными
(на прогулке); рассматривание кролика,
поросенка (на занятии).
В методической
литературе* достаточно подробно
описаны содержание и методика
ознакомления детей разных возрастных
групп с домашними животными.
* (См.: Как
знакомить дошкольников с природой
/ Под ред. П. Г. Саморуковой.
- М., 1978; Сельский детский сад /
Под ред. Р. А. Курбатовой
и Т. А. Марковой. - М., 1973; Марковская
М. М. Уголок природы в детском
саду. - М., 1984; Дмитриев Ю. О природе
для больших и маленьких. - М., 1982;
Валом 3. Г., Моисеенко Ю. Е. Ребенок
среди природы. - Минск, 1985.)
Наблюдения
за домашними животными с малышами
должны быть недлительными. Особенно
важно продумать организацию
работы: посадить малышей так,
чтобы всем был виден объект
наблюдения; с самого начала сосредоточить
внимание ребят, заинтересовать
их; создать условия для животного,
чтобы в его поведении проявились
наиболее характерные особенности
и повадки. Малыши выражают
свои переживания возгласами, жестами,
смехом, часто повторяют звуки,
издаваемые животными. Воспитатель
должен спокойно реагировать
на первые эмоциональные реакции
детей, дать им возможность
высказаться, а затем интересным
вопросом, несложным заданием привлечь
их к целенаправленному наблюдению.
Воспитатель
принес в группу котенка. "Ой,
киска!" - закричали дети. "А
у меня тоже дома есть кошка",
- сказал Олег. "А у моей бабушки
кошка есть, - добавила Марина. - Она
меня оцарапала". - "Меня тоже
царапала", - добавила Оля. "Вы,
наверное, громко разговаривали,
как сейчас, - вот кошка и была
сердита. Давайте успокоимся, а
Олег нам скажет: его кошка
похожа на эту?"
Наблюдения
в младшей группе должны прежде
всего вызывать эмоционально-положительную
реакцию ребенка, его интерес
к животному, желание общаться
с ним. На это нацеливаются
первые вопросы и высказывания
воспитателя: "Посмотрите, какой
симпатичный котенок, пушистый, полосатый...",
"Кто это такой пушистый, мохнатый,
словно меховой шарик? Щенок!"
Возникновению первых эмоциональных
реакций способствуют загадки,
потешки, которые предшествуют
началу непосредственного наблюдения.
Например: "Мохнатенькая, усатенькая,
молочко пьет, песенки поет". Или:
Отворилась
тихо дверь -
И вошел
усатый зверь.
Сел у
печки, жмурясь сладко,
И умылся
серой лапкой.
Берегись
мышиный род -
На охоту
вышел...
(кот)
Вопросы,
задаваемые во время непосредственного
наблюдения, должны направляться
прежде всего на уточнение
и обогащение представлений детей
о внешнем виде животного (основные
части тела, покров, цвет, величина)
и его проявлениях (движения, питание,
издаваемые звуки). Характер вопросов
зависит от цели наблюдения, а
последовательность часто определяется
его ходом.
Например,
воспитатель наметил начать наблюдение
за котенком с его кормления,
но животное ведет себя беспокойно,
отказывается от еды. Тогда
педагог изменяет ход наблюдения:
берет котенка на колени, гладит,
успокаивает его и задает детям
вопросы о внешнем виде животного
(какого цвета шерстка, длинные
или короткие усы, какие ушки
и др.). Это дает животному возможность
привыкнуть к обстановке и
вести себя естественно.
Давай познакомимся
Детям
младшего дошкольного возраста
целесообразно предлагать конкретные,
четко и коротко сформулированные
вопросы, которые уточнят их
представления о названии животного
(кто это?), его проявлениях (что
делает?) и внешнем виде (какое
оно?). Учитывая особенности возраста,
иногда целесообразно задавать
наводящие вопросы, в которых
есть варианты ответа. Например:
"Уши у кролика длинные или
короткие?", "Кролики бывают
разного цвета: белые, серые,
черные. Посмотрите, какого цвета
шерсть у нашего кролика", "Вот
здесь, в миске, я приготовила
все, что любит кролик. Скажите,
что он ест".
Воспитатель
старается связать новое с
тем, что уже дети знают: "Расскажите
о своей кошке", "А кто
еще видел кроликов?
Какие
они были?", "Как мяукает кошка?",
"Как мы позовем кошку?", "Как
зовут твою собаку?", "Любишь
ли ты ее?",
"Как ты
ухаживаешь за ней?" и др.
Малыши
быстро утомляются, поэтому педагогу
не следует затягивать наблюдение
длинными объяснениями. Воспитатель
должен обобщать высказывания
детей короткой, образной фразой:
"Кролик белый, пушистый, длинноухий,
прыгает ловко, любит морковку".
В связи
с тем, что занятия, проводимые
с детьми младшего дошкольного
возраста, коротки, а живой объект
вызывает у них обычно большой
интерес и эмоциональную активность,
при проведении наблюдения не
нужно увлекаться использованием
таких средств, как художественная
литература и иллюстративный
материал. Внимание детей в процессе
наблюдения должно быть сосредоточено
на животном, поэтому использовать
указанные средства можно лишь
в начале или в конце занятия.
Так, стало
традиционным начинать занятие
с загадки, небольшого стихотворения
об этом животном, а заканчивать
показом картинок с изображением
животного с детенышами или
его жилища, места обитания. Дети
могут придумать животному кличку,
послушать про него песенку
или спеть ее вместе с воспитателем.
Это придает занятию завершенность
и вместе с тем нацеливает
на продолжение разговора о
наблюдаемом животном.
С детьми
среднего дошкольного возраста
целесообразно повторить наблюдения
за теми же животными, изменив
характер вопросов, усложнив задания.
Так, с помощью воспитателя
ребенок пятого года жизни
может составить небольшой рассказ
об объекте наблюдения.
Например,
педагог обращается к детям
с заданием: "Расскажите, какой
щенок: большой или маленький?
Какого
цвета шерсть? Нравится ли
он вам и почему?" Ребенок
отвечает на вопросы в форме
рассказа:
"Щенок
еще совсем маленький. Он весь
черный, а на ушках шерстка
беленькая. И хвостик белый.
Он весь
пушистый и смешной. Щенок мне
очень нравится. Его, наверное,
Пушком зовут".
Ребята, посмотрите,
какого Шарика я вырастил
С детьми
этого возраста можно понаблюдать,
как животные поддерживают чистоту
своего тела и жилища. Например,
предложить ребятам присмотреться
к действиям кошки: шершавым
языком она вылизывает шерстку
на лапках, груди и боках; затем
начинает умываться - смачивает
слюной лапку, протирает ею
несколько раз мордочку, уши.
В старшей
и подготовительной к школе
группах воспитатель особое внимание
уделяет углублению интереса
детей к млекопитающим, помогает
им на основе повторных наблюдений
установить связь явлений, понять
причину, сделать правильное обобщение.
Поэтому педагог подбирает больше
косвенных, требующих выбора вопросов,
чтобы ребята могли порассуждать,
подумать. Например: "Почему кролик
прыгает, а не бегает, не ползает?",
"Что помогает ему прыгать?",
"Каких еще животных вы знаете
с таким же строением ног?",
"В двух мисках приготовлена
разная пища. Найдите ту, которую
любит кролик. Какую пищу забыли
положить?", "Вспомните, что
еще кролик любит есть".
Телят заботливо
выращивают на ферме
Особой
подготовки требуют экскурсии
со старшими дошкольниками на
скотный двор, ферму. Дети знакомятся
с особенностями жизни, питания,
содержания домашних животных, наблюдают,
как ухаживают за ними доярки,
скотницы и другие работники.
Если возможно, надо показать
ребятам электродоение, механическую
подачу кормов. Интерес вызывает
и экскурсия в телятник. Все
эти непосредственные наблюдения
имеют особое значение для
умственного и нравственного
развития детей: обогащают их
представления, воспитывают уважение
к труду людей по уходу и
выращиванию животных. Особое внимание
педагог обращает на заботливое
и ласковое отношение к животным
со стороны персонала. Доярка,
конюх или телятница могут
рассказать ребятам о своей
работе.
Вкусное угощение
Если детский
сад расположен так, что провести
экскурсию невозможно, воспитатель
использует картины, иллюстрации
книг, художественную литературу, например
рассказы Л. Воронковой "Кружка
молока", "Маленький Соколик"
и др.
Приведенные
выше методические рекомендации
следует учитывать и при наблюдении
за некоторыми животными, живущими
в естественных условиях.
...Зимний
лес тих и спокоен. Но и
здесь можно найти увлекательные
для наблюдения эпизоды. Вот
педагог обращает внимание детей
на длинную цепочку маленьких
следов на снегу - это пробежала
лесная землеройка. Он предлагает
найти место, где следы уходят
под снег, - там находится норка
землеройки.
В зимнем
лесу достаточно легко найти
следы зайца-беляка: два широких
кружочка, впереди и рядышком, и
два маленьких, один за другим
- сзади. Заяц-беляк к зиме становится
белым, поэтому загадка "Зимой
белый, а летом серый" относится
только к нему, а заяц-русак
так серым и остается. Но узнать
их можно и по следам. У зайца-беляка
след широкий, потому что ступни
у него покрыты густыми волосами.
Так ему удобнее по снегу
бегать.