Место и роль науки в жизни современного российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Развитие науки……………………………………………………………...5
2.Социальные и психологические особенности науки……………………..7
3.Взаимное развитие науки и общества…………………………………….11
4.Наука и ее функции в обществе……………………………………….......14
4.1.Наука и технология………………………………………………………14
4.2. Наука и прогнозирование………………………………………………15
4.3.Наука и целостное развитие человека………………………………….15
5. Влияние науки на духовную сферу жизни общества…………………..17
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 75.24 Кб (Скачать)

 Составляющие научного  мировоззрения всегда проверяются  научным методом и всегда выдерживают  пробу научного метода. Все что  противоречит научным методам  беспощадно отбрасывается и не  входит в систему научного  мировоззрения.

Правильно выведенные научные  истины являются непреложными и обязательными  для всякой человеческой личности, для всякой философии и для  всякой религии. Общеобязательность достижений науки в ее  области ведения  есть основное отличие ее от философии  и религии, выводы которых такой  обязательности не могут иметь. Философий  и религий может быть много, а  наука одна и едина, хотя количество наук постоянно растет, создаются  новые - они все связаны в единое научное построение и не противоречат одна другой. Это единство науки  и многоразличность представлений  о реальности философий и религий, с одной стороны, а с другой - неоспоримость и обязательность значительной части содержания научного знания, в конечном итоге - всего  научного прогресса, резко отличает науку от смежных с ней философских  и религиозных утверждений. По мере того как растет научный потенциал  сила науки увеличивается,  положение  науки в жизни человечества углубляется, и быстро растет ее жизненное влияние. Подобно тому как наука открывает  все больше и больше истинных знаний, и научное мировоззрение становится более истинным, более полно и  истинно отражает картину мироздания. Научное мировоззрение становится более тождественным с научной  истиной.

         Наука и научное мировоззрение  являются результатом все проникающей,  работы человеческого мышления. Этим путем создалось огромное  количество точно исследованных  фактов и явлений. Применяя  к ним логические приемы работы  как путем дедукции, так и индукции, наука постепенно уясняет, расширяет  и строит свое мировоззрение.

 Научное мировоззрение  развивается в тесном общении  и широком взаимодействии с  другими сторонами духовной жизни  человечества: философией, религией, искусством, этикой и т.п. Все эти проявления  человеческой жизни тесно переплетены  между собой, и все эти стороны  человеческой души необходимы  для ее развития. Они являются  той питательной средой, откуда  она черпает жизненные силы, той  атмосферой, в которой идет научная  деятельность. Взаимно влияя друг  на друга, все эти стороны духовной жизни человечества совершенно различны по занимаемой ими области.

       Наука  постоянно расширяет область  своего ведения. Это расширение  границ научного миросозерцания  является одним из наиболее  характерных и наиболее важных  симптомов научного прогресса.  Рост науки неизбежно вызывает  в свою очередь необычайное  расширение границ философского  и религиозного сознания человеческого  духа. Новые завоевания и новые  ступени, достигнутые в научной  области, неизбежно передаются  дальше тесно связанным с ней  другим сторонам человеческого  сознания и раздвигают их пределы.  Развитие науки раздвигает рамки  жизни и составляет могущественный  элемент прогресса.

         Влияние науки на все стороны  духовной жизни человека неизбежно.  Оно вызывается характером научных  истин, во многом резко отличающихся  от великих построений философии,  произведений искусства, идеалов  и концепций религии. Научные  истины заставляют философов  и теологов менять свои взгляды  и концепции и вырабатывать  новые более соответствующие  и не противоречащие научным  знаниям. Процесс борьбы науки  с религией привел к становлению  научной картины мира. Научная  картина мира и связанные с  нею конкретные знания различных  дисциплин постепенно превратились  в основу системы массового  образования. Наука стала реальным  фактором формирования мировоззрения  людей.

Научное мировоззрение могущественно  влияет на все формы жизни, мысли  и чувства человека и заключает  в себе единственные проявления истины, которые для всех времен и для  всех людей являются бесспорными.

В результате научного анализа  экономических явлений в жизни  человеческого общества Маркс вывел  значение науки и как основы социального  переустройства социального строя. Научная при правильном ходе государственной  работы не должна сталкиваться с государственной  силой, ибо она является главным, основным источником народного богатства, основой силы государства. Борьба с  ней - болезненное, преходящее явление  в государственном строе. Однако такая борьба между свободой научной  мысли, свободой научного творчества и  государственной силой может  иметь место на определенных этапах развития общества. В этой борьбе государственная  сила отстаивает старое существующее социальное и экономическое распределение  народного богатства, государственно-признанное религиозное понимание жизни  и интересы носителей власти. Социально-политическое давление на свободу научного искания  не может остановить научную мысль  и научное творчество надолго, так  как современная социально-политическая государственная жизнь в своих  основах все глубже и сильнее  захватывается достижениями науки  и все более зависит от нее  в своей силе. Государство, которое  предоставляет максимальный размах свободному научному исканию наиболее устойчиво и прогрессивно.

С поднятием значения науки  в государственной жизни неизбежно  в конце концов и другое изменение  в конструкции государства - усиление его демократической основы. Ибо наука по сути дела глубоко демократична. В процессе жизни человеческого общества неуклонно развивается свобода личности, идет широчайшая демократизация общества, культурный мир охватывает весь земной шар… В унисон с этими элементами будущего человечества идет научная деятельность, развивается наука и в связи с ней развивается научное мировоззрение.

      Наука - это еще и то, чему можно  научить, или научиться, т.е.  передать знания и умения или  же добыть это знание и умение  самому. Образовательный процесс  - это процесс передачи и получения  знания и умения. Наука  непрерывно  требует развития и развивается,  а для этого нужна передача  знаний из поколения в поколение,  нужно образование, обучение. Образование  должно обеспечить полную передачу  информации обо всех,  в том  числе новейших достижениях в  области фундаментальных наук, передать  методы научных исследований. Обучение  фундаментальным наукам должно  тесно соседствовать с собственными  фундаментальными исследованиями.

Дальнейшее развитие науки  и общества приведет к сближению  естественно научного и гуманитарного  познания, составляя основу для их глубокой интеграции. Соединений научных  ценностей с социальными ценностями (нравственность, искусство, религиозное  и философское постижение мира) в  современную эпоху должно привести к возникновению нового типа  научной реальности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 

20 век стал веком победившей  научной революции. НТП ускорился  во всех развитых странах. Постепенно  происходило все большее повышение  наукоемкости продукции. Технологии  меняли способы производства. К  середине 20 века фабричный способ  производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое  распространение получила автоматизация.  К концу 20 века развились высокие  технологии, продолжился переход  к информационной экономике. Все  это произошло благодаря развитию  науки и техники. Это имело  несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие  знания, а также понимание новых  технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников  умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых  требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост  благосостояния и решение многих  насущных проблем общества породили  веру широких масс в способность  науки решать проблемы человечества  и повышать качество жизни.  Эта новая вера нашла свое  отражение во многих областях  культуры и общественной мысли.  Такие достижения как освоение  космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники  породили веру в неизбежность  научно-технического и общественного  прогресса, вызвали надежду скорого  решения и таких проблем как  голод, болезни и т. д. 

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в  современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни  людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним  из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки  как социальной силы в решении  глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно  назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический  прогресс составляет одну из главных  причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение  природных ресурсов планеты, загрязнение  воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных  и далеко не безобидных изменений, которые  происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится  ведущая роль и в определении  масштабов и параметров экологических  опасностей.

Возрастающая роль науки  в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного  сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время  имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения  научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку  выяснение закономерностей научного познания требует анализа его  социальной обусловленности и его  взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание - сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в  обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого  информационного общества, где главным  фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё  большей мере - методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы  обрести твердую жизненную базу, человек  должен  продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Индивидуум  должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиями дня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет сохранять лидирующую позицию. Человек будущего должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, наук социальных. 

Современная Россия может иметь достойное будущее лишь двигаясь по пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий.  Всесторонняя образованность населения - главная опора науки.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  • Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990 г.
  • Пуанкаре А. О науке. М., 1983
  • Философский энциклопедический словарь. М., 1989 г.
  • “Вопросы философии”, 1995 № 2 - 12
  • Андреев Д. Л. "Роза Мира". М, из-во "Прометей ", 1991.
  • Аристотель. Сочинения. М., "Мысль", 1975 г.
  • Кант И. Сочинения, М., "Мысль", 1964 г.
  • И. П. Фарман. "Теория познания и философия культуры". М., "Наука", 1986 г.
  • Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия. М.: 2000.

 

 


Информация о работе Место и роль науки в жизни современного российского общества