Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:09, реферат
Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Развитие науки……………………………………………………………...5
2.Социальные и психологические особенности науки……………………..7
3.Взаимное развитие науки и общества…………………………………….11
4.Наука и ее функции в обществе……………………………………….......14
4.1.Наука и технология………………………………………………………14
4.2. Наука и прогнозирование………………………………………………15
4.3.Наука и целостное развитие человека………………………………….15
5. Влияние науки на духовную сферу жизни общества…………………..17
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….23
Составляющие научного
мировоззрения всегда
Правильно выведенные научные
истины являются непреложными и обязательными
для всякой человеческой личности,
для всякой философии и для
всякой религии. Общеобязательность достижений
науки в ее области ведения
есть основное отличие ее от философии
и религии, выводы которых такой
обязательности не могут иметь. Философий
и религий может быть много, а
наука одна и едина, хотя количество
наук постоянно растет, создаются
новые - они все связаны в единое
научное построение и не противоречат
одна другой. Это единство науки
и многоразличность представлений
о реальности философий и религий,
с одной стороны, а с другой
- неоспоримость и обязательность
значительной части содержания научного
знания, в конечном итоге - всего
научного прогресса, резко отличает
науку от смежных с ней философских
и религиозных утверждений. По мере
того как растет научный потенциал
сила науки увеличивается, положение
науки в жизни человечества углубляется,
и быстро растет ее жизненное влияние.
Подобно тому как наука открывает
все больше и больше истинных знаний,
и научное мировоззрение
Наука и научное мировоззрение
являются результатом все
Научное мировоззрение
развивается в тесном общении
и широком взаимодействии с
другими сторонами духовной
Наука
постоянно расширяет область
своего ведения. Это
Влияние науки на все стороны
духовной жизни человека
Научное мировоззрение могущественно влияет на все формы жизни, мысли и чувства человека и заключает в себе единственные проявления истины, которые для всех времен и для всех людей являются бесспорными.
В результате научного анализа
экономических явлений в жизни
человеческого общества Маркс вывел
значение науки и как основы социального
переустройства социального строя.
Научная при правильном ходе государственной
работы не должна сталкиваться с государственной
силой, ибо она является главным,
основным источником народного богатства,
основой силы государства. Борьба с
ней - болезненное, преходящее явление
в государственном строе. Однако
такая борьба между свободой научной
мысли, свободой научного творчества и
государственной силой может
иметь место на определенных этапах
развития общества. В этой борьбе государственная
сила отстаивает старое существующее
социальное и экономическое распределение
народного богатства, государственно-признанное
религиозное понимание жизни
и интересы носителей власти. Социально-политическое
давление на свободу научного искания
не может остановить научную мысль
и научное творчество надолго, так
как современная социально-
С поднятием значения науки
в государственной жизни
Наука -
это еще и то, чему можно
научить, или научиться, т.е.
передать знания и умения или
же добыть это знание и умение
самому. Образовательный процесс
- это процесс передачи и
Дальнейшее развитие науки
и общества приведет к сближению
естественно научного и гуманитарного
познания, составляя основу для их
глубокой интеграции. Соединений научных
ценностей с социальными
Заключение.
20 век стал веком победившей
научной революции. НТП
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень важны функции науки
как социальной силы в решении
глобальных проблем современности.
В качестве примера здесь можно
назвать экологическую
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).
Эта проблема, будучи философской,
по своему характеру, в то же время
имеет большую практическую значимость.
Осмысление специфики науки является
необходимой предпосылкой внедрения
научных методов в управление
культурными процессами. Оно необходимо
и для построения теории управления
самой наукой в условиях НТР, поскольку
выяснение закономерностей
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание - сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере - методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы обрести твердую жизненную базу, человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Индивидуум должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиями дня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет сохранять лидирующую позицию. Человек будущего должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, наук социальных.
Современная Россия может иметь достойное будущее лишь двигаясь по пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий. Всесторонняя образованность населения - главная опора науки.
Список использованной литературы.
Информация о работе Место и роль науки в жизни современного российского общества