Место и роль науки в жизни современного российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Развитие науки……………………………………………………………...5
2.Социальные и психологические особенности науки……………………..7
3.Взаимное развитие науки и общества…………………………………….11
4.Наука и ее функции в обществе……………………………………….......14
4.1.Наука и технология………………………………………………………14
4.2. Наука и прогнозирование………………………………………………15
4.3.Наука и целостное развитие человека………………………………….15
5. Влияние науки на духовную сферу жизни общества…………………..17
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 75.24 Кб (Скачать)

Западную культуру не зря  называли рациональной, и ее не похожая  на греческую рациональность оказалась  очень хорошо увязана с капиталистическим строем. Она позволила все богатство мира свести в однозначно детерминированную систему, обеспечивающую за счет разделения труда и технических нововведений (тоже следствия рационализма) максимальную прибыль. Но у выдающегося социолога XX в. П. Сорокина были основания и для того, чтобы назвать западную культуру чувственной, поскольку она старалась прочно опираться на опыт. Обе черты западной культуры понадобились для развития науки вместе с еще одной, также для нее характерной. “В греческом мышлении ответ на поставленный вопрос дается в результате убеждения в его приемлемости, в современном — посредством опытов и прогрессирующего наблюдения. В мышлении древних уже простое размышление называется исследованием, в современном — исследование должно быть деятельностью” (Ясперс К. Смысл и назначение истории- С. 104) . В науке нашла свое выражение еще одна специфическая черта западной культуры — ее деятельная направленность.

Деятельной направленности ума благоприятствовал умеренно-континентальный  климат данного региона. Таким образом  имело место взаимовлияние природных, социальных и духовных факторов.

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека во всеобщей космической эволюции? 

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо - философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежде всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

 

 

4.Наука и ее функции в обществе.

4.1.Наука и технология.    

 Поскольку основное значение прикладных наук есть исследование действительности, то остается открытым вопрос о приложениях науки, ее результатов. Вопросы приложений науки, ее включенности в разнообразные сферы практической деятельности человека ныне характеризуются как вопросы технологии. Она суть применение знаний на практике с целью производства предметов потребления, с целью изменения, совершенствования и контролирования условий жизни. 

 Когда ныне рассматриваются проблемы технологии, то неизбежно встает вопрос о направленности ее развития, ее воздействия на жизнь общества. Как иногда говорят каждое технологическое достижение по необходимости амбивалентно, т. е. оно может служить в зависимости от подхода к нему или сложившейся ситуации на пользу или же во вред человеку. Более того, технологии, задействованные во благо человека, могут иметь в ходе своего развития побочные последствия, так что технологическое развитие нуждается в постоянном понимании и контроле. Последнее стало более чем очевидным в наше время, в период стремительного технологического развития общества. Благодаря современным достижениям физики, цивилизованная часть человечества овладела  мощными инструментами, действие которых  по силе сравнимо с природными и угрожает человечеству самоуничтожением. Научные исследования проникли в тончайшие механизмы генетического управления живыми организмами, что может привести к коренным, необратимым изменениям в ходе эволюционных процессов. 

 Человек все больше осознает не только то, что он “властелин мира”, но также и то, сколь зыбко само его существование. Об этом свидетельствуют возникшие в наше время многие глобальные проблемы, и в частности экологический кризис. Отсюда  возникают вопросы о направленности технологического развития общества и об ответственности за последствия этого развития. При ответе на эти вопросы существует мнение, что сама наука ответственна за отрицательные последствия технологического развития. Подобная критика науки получила достаточное распространение. Получается, что само производство знаний вредно для человека. Линия рассуждений здесь достаточно простая: поскольку наука является теоретическим базисом нынешних научно-технических достижений и определяет возможность последних, то она, как источник, несет ответственность за появление на свет технологических новшеств как положительных, так и отрицательных. Подобная точка зрения крайне сомнительна.

Выбор основных направлений в общественном развитии непосредственно затрагивает сами основы  организации жизни людей. Соответственно этому коренные вопросы развития общества определяются интересами определенных групп, слоев, классов - политических сил. Более того, все наиболее значимые научно-технические программы (развитие ядерной энергетики, электроники и т.п.) принимаются на уровне правительств, парламентов. Отсюда следует заключить, что ответственность за технологическое развитие ложится прежде всего на политические силы и организаторов производства.

 

4.2.Наука и прогнозирование.

 

К числу важнейших функций науки относится предвидение. В свое время по этому вопросу блестяще высказался В. Оствальд: “...Проникновенное понимание науки: наука - это искусство предвидения. Вся ее ценность в том, в какой мере и с какой достоверностью она может предвидеть будущие события. Мертво всякое знание, которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетном звании - наука”.

На предвидении фактически основывается вся практика человека. Включаясь в любой вид деятельности, человек заранее предполагает (предвидит) получить некоторые вполне определенные результаты. Деятельность человека в своей основе организована и целенаправленна, и в такой организации своих действий человек опирается на знания. Именно знания позволяют ему расширить границы своего существования, без чего не может продолжаться его жизнь. Знания позволяют предвидеть ход событий, поскольку они неизменно включаются в структуру самих методов действия. Методы характеризуют любой вид деятельности человека, и в их основе лежит выработка особых орудий, средств деятельности. Как выработка орудий деятельности, так и их “применения” основаны на знаниях, что и дает возможность успешно предвидеть результаты этой деятельности.

Говоря о прогнозе, необходимо также иметь в виду его относительный характер. Обозримое будущее достаточно прозрачно, оно всегда в чем-то непредсказуемо. Как говорят дорога в будущее вымощена случайностями, и его анализ требует непрерывных усилий, постоянного овладения все новыми случайностями. Имеющееся знание составляет основу прогноза, а практика ведет к непрерывному уточнению, расширению этих знаний. Освоение новой практики включает в себя и линию преемственности, и учет новизны. Искусство предвидения и опирается на эти компоненты в деятельности человека.

4.3.Наука и целостное развитие человека.

Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она, скорее, связана, так сказать, с самой его сутью. Последняя выражается, прежде всего, в потребностях человека. Именно потребности, их так или иначе упорядоченные системы определяют то, что можно назвать феноменом человека. Потребности человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически многие из них обновляются. В наше время принято выделять три вида базисных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познания. “Последнюю группу исходных потребностей, - пишут П. В. Симонов и П. М. Ершов, - составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так трудно переносится человеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическое объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это непонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью для жизни”.

Весьма важно отметить, что потребность познания не является производной от биологической и социальной потребностей, а ведет свое происхождение от универсальной, свойственной всему живому потребности в информации. Последнее находит свое отражение, например, в том, что В. А. Энгельгардт к числу атрибутов жизни относил узнавание. Если не признавать стремление к познанию в качестве базисной потребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности, среди которых особо агрессивна воля к власти. “Пока мы не признаем, - пишет Г. Башляр, - что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы будем склонны растворять это стремление в ницшеанской воле к власти”.

Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в жизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: “ Человек не может отказаться от знания, не опускаясь, поэтому-то интересы науки священны. Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. “В качестве показателя национального богатства, - пишет А.Б. Мигдал, - выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей”.

В развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому взаимодействие науки и искусства обусловливает целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира.

 

 

5. Влияние науки  на духовную сферу жизни общества.

 

       Отражая  мир в его объективности, наука  дает лишь один из срезов  многообразия человеческой мира. Поэтому она не исчерпывает  собой  всей культуры, а составляет  лишь одну из сфер, которая  взаимодействует с другими сферами  культурного творчества - моралью,  религией, философией, искусством и  т.д. Наука и искусство, являющиеся  основой духовной жизни человека, представляют собой продукты  творческой деятельности человека.

       Наука  является одной из определяющих  особенностей современной культуры  и, возможно, самым динамичным  ее компонентом. Сегодня невозможно  обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не  принимая во внимание развитие  научной мысли. Ни одна из  крупнейших философских концепций  XX в. не могла обойти феномена  науки, не выразить своего отношения  к науке в целом и к тем  мировоззренческим проблемам, которые  она ставит. Наука есть основа  научного метода познания, научного  мышления и  является основным  инструментом создания научного  мировоззрения.

 Под научным мировоззрением  понимают представление о явлениях, доступных научному изучению, которое  дается наукой. Под этим именем  мы подразумеваем определенное  отношение к окружающему нас  миру явлений, при котором каждое  явление входит в рамки научного  изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам  научного искания.

Отдельные частные явления  соединяются вместе как части  одного целого, и в конце концов получается одна картина мироздания, которая включает микромир, макромир, превращения человеческих обществ, исторические явления, логические законы. Мировоззрение всегда проникнуто сознательным волевым стремлением человеческой личности расширить пределы знания,охватить мыслью все окружащее.

  В общем, основные  черты такого мировоззрения будут  неизменны, какую бы область  наук мы ни взяли за исходную - будут ли то науки исторические, естественно-исторические или социальные, или науки абстрактные, опытные,  наблюдательные или описательные. Все они приведут к одному  научному мировоззрению, подчеркивая  и развивая некоторые его части.  В основе этого мировоззрения  лежит метод научной работы, известное  определенное отношение человека  к подлежащему научному изучению  явления. Этот научный метод  не есть всегда орудие, которым  строится научное мировоззрение,  но это есть всегда орудие, которым оно проверяется. Этот  метод есть только иногда средство  достижения научной истины или  научного мировоззрения, но им всегда проверяется правильность включения данного факта, явления или обобщения в науку, в научное мышление.

  Научное мировоззрение  не есть что-нибудь законченное,  ясное, готовое; оно достигалось  человеком постепенно, долгим и  трудным путем познания. Научное  мировоззрение есть создание  и выражение человеческого духа. Развитие науки расширяет границы  научного миросозерцания, развитие  науки раздвигает рамки жизни  и составляет могущественный  элемент прогресса. Основу научного  мировоззрения составляют научные  истины. Через них наука неизбежно  влияет на другие составные  части мировоззрения - философию  и религию. Под влиянием научных  фактов и истин философы и  теологи вынуждены пересматривать, изменять свои концепции.

Информация о работе Место и роль науки в жизни современного российского общества