Экономические аспекты рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены экономические аспекты рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Основное внимание уделено анализу взаимосвязей экономики и экологии, проблемам природопользования, природоохранной деятельности и ресурсосбережению, экономическим механизмам экологизации хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономика и экологический фактор………………………………….4
Предмет, метод и задачи экономики природопользования…………………...4
Экономическое развитие и экологический фактор……………………………8
Техногенный тип экономического развития…………………………………...9
Устойчивое развитие…………………………………………………………….10
Глава 2. Обострение кризисных ситуаций в региональной эколого-экономической системе (РЭЭС)…………………………………………………11
Глава 3. Природоохранная и ресурсосберегающая деятельность……………14
Глава 4. Научно-технический прогресс и экономика природопользования…17
Глава 5. Понятие экологического менеджмента………………………………19
Глава 6. Рыночные механизмы экологизации экономики…………………….21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

экология курсач.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

     Экономисты  пытаются подсчитать всю сумму издержек, возникающих в связи с разными видами загрязнений и другим экологическим ущербом. Однако такой подсчет нельзя осуществить достаточно точно. Например, в случае с такой глобальной проблемой, как истощение озонового слоя, сумма издержек может быть только абстрактной, так как невозможно точно подсчитать стоимость разрушений озонового слоя планеты. Однако угроза здоровью вследствие истощения озонового экрана Земли заставила людей приступить к серьезным мероприятиям по контролю. Недостаток информации и несовершенство методов расчета могут быть преодолены с помощью повсеместной реализации концепции «абсолютного учета издержек».

     Основные  формулы абсолютного учета издержек несложны. Как в промышленности, так и в сельском хозяйстве полная стоимость включает себестоимость продукции плюс ценовое выражение экологического ущерба, связанного с производством. При использовании минеральных или лесных ресурсов полная стоимость состоит из стоимости добычи и величины экологического ущерба. Так, уничтожение леса может привести к тому, что он не сможет более выполнять свои природоохранные функции, в частности защиту водораздела.

     Уровень добычи ресурсов, производства, объемы используемой энергии и уровень  потребления зависят от величины стоимости. Все, что добывается, производится и потребляется, связано напрямую с ценой. Чем выше цена, тем меньше спрос. Этот основной экономический принцип справедлив как для коммерческих сделок, так и в отношении экологии. Если компании или отдельные предприниматели не платят вообще или платят незначительные штрафы за сброс отходов в окружающую среду, эти отходы будут значительными, однако этого не произошло бы, если бы цена включала полную стоимость наносимого отходами ущерба.

     Пожалуй, наиболее важной задачей при достижении устойчивого развития является «установление объективной цены». Если в ценах на сырье и продукцию не будут заложены социальные издержки и если не будет установлена стоимость используемого воздуха, воды и земельных ресурсов, которые в настоящее время являются бесплатными приемниками отходов, то ресурсы и дальше будут использоваться нерационально и степень загрязнения скорее всего будет возрастать.

     Принцип «загрязнитель платит» Хотя концепция «абсолютного учета издержек» принимается экономической наукой, реализация ее на практике неоднозначна. Однако один аспект этой проблемы нашел отражение в международной договоренности.

     Еще в 1972 году члены Организации Экономического Сотрудничества и Развития одобрили принцип «загрязнитель платит», в соответствии с которым лица, ответственные за загрязнение, обязаны полностью компенсировать ущерб, причиненный в процессе производства товаров и услуг. Этот принцип получил быстрое признание как в развитых, так и в развивающихся странах. ОЭСР считает любой механизм, обеспечивающий включение экологических издержек в себестоимость, совместимым с принципом «загрязнитель платит». Большая часть существующих природоохранных нормативов также соответствует этому принципу. Однако его реализация осуществляется не везде и носит оттенок чрезвычайности.

Там, где реализация принципа имеет значительные отрицательные  экономические последствия, необходим переходный период для определения окончательной стоимости. Правительства должны решить вопросы относительно стоимости уже нанесенного экологического ущерба, который не покрывается принципом «загрязнитель платит» [5].

     Часто утверждается, что платит не только «загрязнитель» в лице производителя, но частично и потребитель товара. Однако в этом и заключается основная задача этого принципа. Хотя существуют разные виды взысканий за причиненный экологический ущерб и они преследуют изначально разные цели, но большая их часть непосредственно влияет на повышение цены товара. Высокие цены на товары, произведенные на экологически вредном производстве, это рыночный сигнал потребителю — приобретать более «экологичный» товар. За реакцией потребителя следует реакция производителя. Принцип «загрязнитель платит» призван повлиять на выбор потребителя. Открытые и свобoдные рынки обеспечивают быстрое и эффективное реагирование промышленности на изменение спроса.

     Помогая переменам. Для того, чтобы предприниматели включали абсолютный учет издержек в полную стоимость, компенсировали стоимость экологическом ущерба или ограничивали величину этого ущерба с помощью других средств, используются три основных механизма:

  • Руководство и контроль. Это основополагающие государственные нормативы, направленные на соблюдение принятых стандартов на продукцию и технологии, сточные воды, допустимый уровень атмосферных выбросов и т. д.
  • Самоконтроль. Это инициативы самих компаний или отраслей промышленности вести контроль за своим производством путем соблюдения стандартов, мониторинга, снижения уровня загрязнения и т. д.
  • Экономические механизмы. Это меры, направленные на изменение рыночной стоимости сырья, товаров и услуг с помощью государственных механизмов, влияющих на себестоимость производства и/или потребления.

     Руководство и контроль. Правительства традиционно использовали командно-административные методы для охраны окружающей среды. «Экологические нормативы» ставят перед компаниями определенную задачу (часто это касается выбросов в атмосферу) и дают им определенную свободу при выполнении этой задачи. «Предписывающие требования» могут обязать производителя использовать какую-то конкретную технологию, полагая, что она принесет желаемый результат. Первое дает компаниям свободу в широком выборе инновационных и эффективных технологий. Однако у правительства и промышленности может возникнуть озабоченность  относительно  того,  насколько  эффективна система силового регулирования:

  • Существующие нормативы не способны быстро реагировать на изменения и часто не являются самыми выгодными экономическими механизмами достижения цели.
  • Нормативы требуют строгого соблюдения требований, например таких, как применение воздушных фильтров. Это препятствует техническому перевооружению предприятий, внедрению инноваций и приводит к состоянию застоя.
  • Нормативное регулирование создает особые трудности для развивающихся стран, которые могут и не иметь необходимых организационных возможностей для его осуществления.

     Экологический контроль играл и будет играть позитивную роль в развитии законодательной базы всех стран. Руководство  и контроль особенно незаменимы в тех случаях, когда возникает серьезная угроза здоровью или безопасности населения, или когда загрязнение приобретает угрожающие глобальные масштабы.

     Самоконтроль. Самоконтроль в значительной степени снизил и будет продолжать снижать отрицательное воздействие промышленного предпринимательства на окружающую среду. Но для того, чтобы этот контроль был действенным, необходимо выработать систему требований, согласованных между соответствующими отраслями промышленности и правительством. При наличии такой системы контроля промышленность может свободно развиваться и быть конкурентоспособной.

     Факторы, заставляющие промышленность контролировать себя:

  1. угроза государственного контроля (требующего функционирования в правительстве контролирующего органа);
  2. выполнение «собственных» инициатив (аналогично государственному контролю — с тем отличием, что контролирующий орган «призывает» компанию предпринять шаги по охране окружающей среды);
  3. необходимость информировать о возможных экологических последствиях (она основана на государственном законодательстве и требует от правительств и компаний незначительных расходов);
  4. давление общественности или общественное мнение (между компанией и потребителями существует условное соглашение, нарушение которого неминуемо отрицательно скажется на делах компании);
  5. фактор примера (ведущие компании принимают хартию устойчивого развития, заставляя других следовать их примеру);
  6. единый взгляд на общие проблемы (промышленники тоже люди, поэтому, как и простые граждане, отрицательно осознают серьезность угрозы для жизни и благосостояния);
  7. последовательное экологическое поведение международных корпораций (активная деятельность средств массовой информации не дает крупным международным корпорациям оставаться в тени; это обязывает их поддерживать высокий технологический уровень).

     Может оказаться, что самоконтроль обойдется  обществу дешевле, чем применение командно-административных мер или экономических механизмов. Часто промышленные предприятия обладают информацией о технологиях и выбросах, которые необходимы правительству, чтобы эффективно осуществлять экологический контроль. Самоконтроль как раз и позволяет правительству сэкономить средства на сбор этих данных, выработке на их основе нормативов и последующем наблюдении за результатами. Очевидно, что даже в условиях функционирования системы самоконтроля не произойдет самоустранения правительства из природоохранной сферы, но его вмешательство будет не столь силовым, менее масштабным и поэтому обойдется дешевле.

     Однако  у самоконтроля есть свои недостатки. Он может привести к образованию картелей и развитию протекционизма. Его преимущества могут быть сведены на нет безответственными компаниями, пользующимися нечестными способами, для получения преимущества в конкурентной борьбе. С этой проблемой можно бороться, используя законы рынка. Игнорирование     такими     компаниями     экологических     аспектов деятельности обернется для них нежелательными последствиями, так как экологичное производство, принятое фирмами, осуществляющими самоконтроль, является наиболее оптимальным. Есть другой путь, когда экологичные производства  и торговые  объединения промышленных предприятий могут оказать давление на нарушителей или обратиться к правительству с просьбой законодательно ввести нормы, основанные на принципах самоконтроля экологичных компаний или объединений.

     Экономические механизмы. Растущий интерес к внедрению экономических механизмов объясняется четырьмя факторами: необходимостью создания системы материальных стимулов и поощрений для обеспечения прогресса в сфере экологии, более эффективным использованием преимуществ рынка для достижения поставленных целей в этой области, поиском правительством и промышленностью наименее затратных способов для достижения этих целей, а также необходимостью перехода от борьбы с загрязнениями к их предупреждению.

     Согласно  разработанной Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) классификации  экономических инструментов природоохранной деятельности и управления природными ресурсами можно выделить следующие типы.

Плата за выбросы/сборы/налоги — прямые платежи, основанные на измерении или оценках количества и качества загрязнителя. Плата за выбросы в странах ДВЕ и СНГ обычно охватывает большое число загрязняющих веществ, часто в сочетании со штрафами за нарушение обязательств.

Плата за пользование ресурсами/сборы/налоги — платежи на покрытие затрат за коллективные услуги в сфере природопользования. Они используются в основном местными властями в качестве финансового механизма для покрытия затрат, например, на сбор и очистку сточных вод и утилизацию твердых отходов. При управлении природными ресурсами плата за пользование взимается за использование природного ресурса (например, минералов, парков, за спортивное рыболовство или охоту).

Продуктовые налоги (или платежи) налагаются на продукцию, создающую загрязнение в процессе ее производства, потребления или утилизации (например, удобрения, пестициды, упаковочные материалы, батарейки и т.д.). Продуктовые налоги вводятся с целью относительного увеличения цен на экологически вредную продукцию. Собранные доходы часто используют для финансирования систем сбора и переработки отходов.

Плата за экологические  нарушения применяется к предприятиям-загрязнителям, не выполняющим требования природоохранного регулирования природными ресурсами. Она может определяться по-разному, например, на базе ущерба или прибыли, полученной из-за несоблюдения экологических требований.

Система возвратных или возвращаемых депозитов, залоговая цена. Плата производится в момент покупки продукта (например, стеклянные бутылки). Плата (депозит) частично или полностью возмещается при возврате продукта дилеру или специализированной организации, занимающейся переработкой.

Торговля  правами (разрешениями) на выбросы иногда также называется "торговлей выбросами". Эта система основана на следующем принципе: любое увеличение количества выбросов или объема использования природных ресурсов в одном месте должно быть сбалансировано эквивалентным (иногда большим) сокращением количества выбросов в другом. Например, если для определенного района зафиксирован официальный предел выбросов, то загрязняющее предприятие может построить новый цех или расширить свою деятельность только в том случае, если это не увеличит общий объем загрязнения в районе. Для этого компании придется купить "права", или разрешения на загрязнение у других предприятий, расположенных в том же районе. В свою очередь, это требует сокращения выбросов на количество, равное дополнительному увеличению загрязнения в результате новой деятельности.

Залоговый депозит используется с целью обеспечения гарантий выполнения экологических требований загрязнителями или природопользователями. Они должны внести депозит в форме залога. Залог возвращается, когда обязательства выполнены.

Информация о работе Экономические аспекты рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды