Экология России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Тема интересна еще и тем, что в настоящее время ей уделяется незаслуженно мало внимания, ведь концепция устойчивого развития (УР) принята почти всеми государствами, включая Россию, как основополагающая для развития всего мирового сообщества XXI века и поэтому имеет огромное значение и сегодня.
В данной работе хотелось бы ответить на два вопроса: возможен ли переход РФ к устойчивому развитию и если да, то что для этого сделано.
Метод, использованный в работе - и ретроспективный анализ, т.к. рассматриваются некоторые моменты истории экологической политики России, и сравнительный анализ, т.к. для большей объективности российскую политику необходимо сравнивать с политикой других стран, и анализ документов, т.к. именно они являются базой для перехода России к устойчивому развитию.

Содержание

Глава 1. Экологический потенциал России …………………………………………..

1.1 Природно-ресурсный потенциал регионов……………………………….

1.2 Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни……………..

1.3 Система показателей оценки экологической обстановки………………

1.4 Экологическая политика России…………………………………………

1.5 Экологическое движение России……………………………………
1.6 Экологические проблемы ……………………………………………
Глава 2. Состояние окружающей среды в Российской Федерации: территориальная дифференциация…………………………………………..

2.1 Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку………

2.2 Экологические проблемы урбанизированных территорий……………..

2.3 Очаги острого экологического неблагополучия………………………….

2.4 Особо охраняемые территории – экологический потенциал страны….

2.5 Нормативно-правовые основы экологической политики………………

2.6 Принципы экологической политики России……………………………

2.7 Основные пути и формы осуществления экологической политики...

2.8 Органы управления природоохранной деятельностью…………………

2.9 Основные направления государственного экологического менеджмента ……………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 132.97 Кб (Скачать)

Сейчас нам нужна всеобъединяющая идея, которая могла бы сплотить все слои общества, политические партии и общественные организации России во имя ее возрождения. Такой идеей может быть переход человечества на ноосферный путь развития. Ноосферное развитие - это разумное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба интересов будущих поколений. Неизбежность вхождения планеты в ноосферу предсказал великий русский ученый В.И. Вернадский. Он доказал, что человеческая деятельность становится ныне основным преобразующим фактором оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы. Не противопоставление, а коэволюция, и неподчинение одного другому, а гармоничный процесс совместного развития - таков актуальный принцип концепции ноосферы и глобальной экологии[3] . Концепция ноосферной школы исходит из принципиального утверждения единства человека- природы - общества, глобального подхода к локальным проблемам экологии, объединения усилий в поиске общих рамок жизни на земле, формирования определенного типа человека с ноосферным сознанием.

С учетом ноосферной концепции принято необходимым и возможным осуществить переход на модель устойчивого развития. Если триада ноосферной концепции человек-природа-общество, то триада УР экономика-общество-экология.

Существует обширная историография  вопроса. Остановимся на самом удачном  высказывании знаменитого русского историка. По мнению В.С.Соловьева, в истории существуют три этапа подхода к проблеме человека и природы. Первый этап, который мы прошли, насильственное изъятие у природы всего насущно необходимого. Второй этап, к которому мы переходим, - разумное изъятие, изъятие «с оглядкой», но также насильственное; и третий этап, может быть, отдаленного будущего - полное прекращение насилия над природой. Признавая, что мир составляет органическое единство, нельзя утверждать, что это единство настолько совершенно, что его нельзя улучшать. И в этом отношении на помощь человеку должна прийти не только любовь к земле как таковой, но и наука. Конечная цель человеческой деятельности - приобретение мира. Приобретение это следует понимать не в смысле изменения его лица, внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего разумному началу, его самовыявлению[4] .

В обобщенном виде концепция  перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития должна исходить из последовательной реализации идей: экологизации хозяйственной деятельности и решения наиболее острых социальных проблем; сохранения биосферы и формирования ноосферы; возрастания роли духовных ценностей. Переход к модели устойчивого развития - процесс длительный, перманентный и может быть осуществлен всеми странами мира в несколько этапов уже в первой четверти XXI века.[5]

Историческая экология рассматривает  человеческую историю через экологическую  призму. При таком подходе взаимоотношения  человека с окружающей средой предстают  как последовательная смена ведущих  экотехнологии: охота-собирательство, земледелие-пастушество, промышленное производство, коммерция. Любая экотехнология несет на себе отпечаток специфических позиций человека по отношению к природному миру[6] .

Наиболее полно исторический аспект экологических проблем рассматривает  концептуальная и социальная экология. Социальная экология основывается на том, что на данном этапе развития человеческой мысли это есть междисциплинарное, межнаучное направление, предметом изучения которого является процесс взаимоотношений между природой и обществом, а главной задачей - выработка оптимально допустимых форм его развития и совершенствования. Без понимания исторических закономерностей развития и природы и и человечества не возможно построение каких-либо концепций. Вопрос об "источниках и составных частях" социальной экологии весьма важен, т.к. от его правильного решения в значительной мере будет зависеть выбор наиболее оправданной ориентации как научных исследований в области охраны окружающей среды, так и разработки программно-целевых предложений для выбора соответствующего направления социально-экономического и политического развития мира. Именно социальная экология может стать принципиальной основой для более подробной разработки концепции устойчивого развития при соблюдении ряда условий, в первую очередь при интернационализации современной науки[7] .

Вся деятельность человека после того, как он овладел огнем, перешел от собирательства и охоты  к земледелию и скотоводству, для  биосферы - возмушение. Вплоть до середины XIX в. производимые человеком "возмущения биосферы" соответствовали их допустимым пределам. Но около столетия тому назад человечество, невиданными темпами расширяющее свое хозяйство и увеличивающее свою численность, перешло порог допустимого воздействия на биосферу. Эти явления и процессы непрерывно нарастают. Биосфера перешла в перманентно возмущенное состояние: наступила эпоха глобального экологического кризиса[8] .

 

разумные нормативные  акты и на основе которой сегодня можно строить систему УР.

Итак, в октябре 1997 года в  России проходил Международный симпозиум ''Стратегия развития России в третьем  тысячелетии". На этом форуме был  сделан акцент на необходимость создания комплексной системной модели развития российского общества поскольку ясно, что выход России из стагнации и переход к устойчивому развитию возможны в случае качественного изменения форм организации управления процессами жизнедеятельности общества. На симпозиуме главными докладами были "Геополитическое положение России" академика Н.Н.Моисеева и "Устойчивое развитие: выбранный путь или предопределение" председателя Госкомитета по экологии В.И.Данилова-Данильяна. В симпозиуме участвовали крупнейшие ученые, исследователи, занимающиеся этой проблемой А.Д.Урсул, К.С Лосев, В.М.Котляков, и другие. Будущее Российсого государства им видится на пути устойчивого развития, и это будет государство, способное обеспечить людям достойное существование - экономическую, экологическую, информационную, военную и личную безопасность каждому человеку. Есть надежда, что Россия найдет компромисс между философией личного успеха и разумного самоограничения.

Итак, в середине 1990-х в  области природопользования и охраны окружающей природной среды возникла острая необходимость разработки новой  государственной политики, соответствующей  принятым рекомендациям Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.

На это нацелен Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной  стратегии Российской Федерации  по охране окружающей среды и обеспечению  устойчивого развития", которым  одобрены "Основные положения государственной  стратегии Российской Федерации  по охране окружающей среды и обеспечению  устойчивого развития", предусматривающей  два направления действий:

- решение текущих социально-экономических  задач в неразрывной связи  с осуществлением адекватных  мер по защите и улучшению  окружающей среды, сбережению  и восстановлению природных ресурсов;

- реализацию закрепленного  в Конституции Российской Федерации  права граждан на благоприятную  окружающую среду и прав будущих  поколений людей на пользование  природно-ресурсным потенциалом  в целях поддержания устойчивого  развития.

Следующим важным документом, в котором обозначился основной замысел стратегии устойчивого  развития страны, явилась Концепция  перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации  от 1 апреля 1996 г. № 440.

В помощь Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому  развитию был разработан проект Государственной  стратегии устойчивого развития Российской Федерации. В декабре 1997 г. докумен в основном был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.

Конкретным механизмом реализации государственной экологической  политики и идей устойчивого развития стали планы действий Правительства  Российской Федерации в области  охраны окружающей среды Это постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496, где говорилось о Плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994-1995 годы, и от 19 февраля 1996 г., где речь идет о Плане действий на 1996-1997 годы.

За период с 1992 г. природоохранными органами проведена определенная работа в области:

законодательного обеспечения - разработано, принято и введено  в действие более 30 федеральных законов; более 10 законопроектов находится в  стадии доработки в Правительстве  Российской Федерации, Государственной  Думе, Совете Федерации;

организационного и нормативно-правового  обеспечения - принято свыше 40 правительственных  постановлений и распоряжений;

развития системы особо  охраняемых природных территорий - создано 19 государственных природных  заповедников, 10 национальных парков, расширены территории 8 действующих  заповедников; принята и реализуется  федеральная целевая программа  государственной поддержки заповедников и национальных парков;

программно-целевого обеспечения  по решению федеральных проблем - принято более 15 федеральных целевых  программ и более 20 программ по решению  региональных экологических проблем.

В настоящее время разработан Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации  на 1999-2001 гг., включающий 76 мероприятий  экологической направленности, в  том числе 8 законопроектов, 39 федеральных  целевых программ и 27 нормативных  актов.

Цели плана - оздоровление экологической обстановки в Российской Федерации, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, эффективное участие России в  международной природоохранной  деятельности.

Достижение этих целей  потребует решения следующих  задач:

совершенствования системы  управления природопользованием и  охраной окружающей среды, включая  обоснованное разграничение полномочий в области государственного управления природопользованием и охраной  окружающей среды между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

совершенствования экономического и финансового механизма воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды, развития рынка работ и услуг в области природопользования и охраны окружающей среды;

внесение соответствующих  дополнений в Уголовный, Гражданский  и Административный кодексы;

развития методов экономической  оценки негативных экологических воздействий  природных ресурсов, усовершенствования систем лимитирования выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов;

повышения эффективности  государственной экологической  экспертизы, введения в практику процедур оценки воздействия на окружающую среду, развития систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния  окружающей среды, создания единой государственной  системы экологического мониторинга;

формирования эффективной  системы непрерывного экологического образования, экологической культуры и экологического мировоззрения;

перехода на систему международных  стандартов технологических процессов  и производимой продукции;

выделения и реабилитации территорий с опасным изменением качества окружающей природной среды, возмещения ущерба здоровью и имуществу  граждан, нанесенного в результате негативных экологических воздействий;

усиления деятельности по сохранению биоразнообразия, экосистем  и ландшафтов, развития сети особо  охраняемых природных территорий и  территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами, расширения зон ограниченного природопользования;

проведения научных исследований, развития новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства  и оаиионального использования природных ресурсов, а также стимулирования внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличения доли использования вторичных ресурсов, повышения степени утилизации отходов;

широкого распространения  достоверной и своевременной  информации о состоянии природной  среды и по экологической проблематике в целом, в том числе посредством  государственной поддержки издания  экологической литературы, средств  массовой информации;

поддержки общественных экологических  движений и привлечения неправительственных  организаций к решению экологических  проблем, к осуществлению экологического контроля и мониторинга и др.

Проведение этих мероприятий  позволит приблизиться к выполнению первого этапа Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому  развитию и значительно улучшить экологическую ситуацию в стране в ближайшей перспективе.

На заседании Правительства  Российской Федерации 12 ноября 1998 г. Национальный план действий рассмотрен и рекомендован органам исполнительной власти к  использованию в практической деятельности по охране окружающей среды.

Посмотрим, какие же задачи Национального плана в плане  экологического законодательства выполнены  за последние несколько месяцев.

В настоящее время в  Комитете по экологии рассматривается  более 15 законопроектов природоохранной  направленности и еще несколько  природоохранных законопроектов разрабатывается  в Правительстве, что говорит  об актуальности экологических аспектов законотворческой деятельности.

В 1997-1998 гг. разработаны в  Комитете, подписаны Президентом  РФ и вступили в действие федеральные  законы: «О безопасном обращении с  пестицидами и агрохимикатами», «Об отходах производства и потребления», «О гидрометеорологической службе» и др.

Приняты Государственной  Думой, но отклонены Советом Федерации  РФ и находятся в стадии согласования законопроекты: до 1998 г.: «О государственной  политике в области экологического образования», в 1998 г.: «Об охране озера  Байкал».

Приняты Государственной  Думой и Советом Федерации  РФ, но отклонены Президентом РФ и находятся в стадии согласования законопректы «Об экологической безопасности» и «Об обращении с радиоактивными отходами».

К числу первоочередных задач  относится подготовка новых редакций двух основополагающих законопроектов: «Об охране окружающей природной  среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (для приведения существующих законов в соответствие с новой Конституцией).

Информация о работе Экология России