Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа
Тема интересна еще и тем, что в настоящее время ей уделяется незаслуженно мало внимания, ведь концепция устойчивого развития (УР) принята почти всеми государствами, включая Россию, как основополагающая для развития всего мирового сообщества XXI века и поэтому имеет огромное значение и сегодня.
В данной работе хотелось бы ответить на два вопроса: возможен ли переход РФ к устойчивому развитию и если да, то что для этого сделано.
Метод, использованный в работе - и ретроспективный анализ, т.к. рассматриваются некоторые моменты истории экологической политики России, и сравнительный анализ, т.к. для большей объективности российскую политику необходимо сравнивать с политикой других стран, и анализ документов, т.к. именно они являются базой для перехода России к устойчивому развитию.
Глава 1. Экологический потенциал России …………………………………………..
1.1 Природно-ресурсный потенциал регионов……………………………….
1.2 Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни……………..
1.3 Система показателей оценки экологической обстановки………………
1.4 Экологическая политика России…………………………………………
1.5 Экологическое движение России……………………………………
1.6 Экологические проблемы ……………………………………………
Глава 2. Состояние окружающей среды в Российской Федерации: территориальная дифференциация…………………………………………..
2.1 Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку………
2.2 Экологические проблемы урбанизированных территорий……………..
2.3 Очаги острого экологического неблагополучия………………………….
2.4 Особо охраняемые территории – экологический потенциал страны….
2.5 Нормативно-правовые основы экологической политики………………
2.6 Принципы экологической политики России……………………………
2.7 Основные пути и формы осуществления экологической политики...
2.8 Органы управления природоохранной деятельностью…………………
2.9 Основные направления государственного экологического менеджмента ……………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………..
Сейчас нам нужна
С учетом ноосферной концепции принято необходимым и возможным осуществить переход на модель устойчивого развития. Если триада ноосферной концепции человек-природа-общество, то триада УР экономика-общество-экология.
Существует обширная историография вопроса. Остановимся на самом удачном высказывании знаменитого русского историка. По мнению В.С.Соловьева, в истории существуют три этапа подхода к проблеме человека и природы. Первый этап, который мы прошли, насильственное изъятие у природы всего насущно необходимого. Второй этап, к которому мы переходим, - разумное изъятие, изъятие «с оглядкой», но также насильственное; и третий этап, может быть, отдаленного будущего - полное прекращение насилия над природой. Признавая, что мир составляет органическое единство, нельзя утверждать, что это единство настолько совершенно, что его нельзя улучшать. И в этом отношении на помощь человеку должна прийти не только любовь к земле как таковой, но и наука. Конечная цель человеческой деятельности - приобретение мира. Приобретение это следует понимать не в смысле изменения его лица, внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего разумному началу, его самовыявлению[4] .
В обобщенном виде концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития должна исходить из последовательной реализации идей: экологизации хозяйственной деятельности и решения наиболее острых социальных проблем; сохранения биосферы и формирования ноосферы; возрастания роли духовных ценностей. Переход к модели устойчивого развития - процесс длительный, перманентный и может быть осуществлен всеми странами мира в несколько этапов уже в первой четверти XXI века.[5]
Историческая экология рассматривает
человеческую историю через экологическую
призму. При таком подходе
Наиболее полно исторический
аспект экологических проблем
Вся деятельность человека после того, как он овладел огнем, перешел от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, для биосферы - возмушение. Вплоть до середины XIX в. производимые человеком "возмущения биосферы" соответствовали их допустимым пределам. Но около столетия тому назад человечество, невиданными темпами расширяющее свое хозяйство и увеличивающее свою численность, перешло порог допустимого воздействия на биосферу. Эти явления и процессы непрерывно нарастают. Биосфера перешла в перманентно возмущенное состояние: наступила эпоха глобального экологического кризиса[8] .
разумные нормативные акты и на основе которой сегодня можно строить систему УР.
Итак, в октябре 1997 года в России проходил Международный симпозиум ''Стратегия развития России в третьем тысячелетии". На этом форуме был сделан акцент на необходимость создания комплексной системной модели развития российского общества поскольку ясно, что выход России из стагнации и переход к устойчивому развитию возможны в случае качественного изменения форм организации управления процессами жизнедеятельности общества. На симпозиуме главными докладами были "Геополитическое положение России" академика Н.Н.Моисеева и "Устойчивое развитие: выбранный путь или предопределение" председателя Госкомитета по экологии В.И.Данилова-Данильяна. В симпозиуме участвовали крупнейшие ученые, исследователи, занимающиеся этой проблемой А.Д.Урсул, К.С Лосев, В.М.Котляков, и другие. Будущее Российсого государства им видится на пути устойчивого развития, и это будет государство, способное обеспечить людям достойное существование - экономическую, экологическую, информационную, военную и личную безопасность каждому человеку. Есть надежда, что Россия найдет компромисс между философией личного успеха и разумного самоограничения.
Итак, в середине 1990-х в области природопользования и охраны окружающей природной среды возникла острая необходимость разработки новой государственной политики, соответствующей принятым рекомендациям Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро.
На это нацелен Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", которым одобрены "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", предусматривающей два направления действий:
- решение текущих социально-
- реализацию закрепленного
в Конституции Российской
Следующим важным документом, в котором обозначился основной замысел стратегии устойчивого развития страны, явилась Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440.
В помощь Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию был разработан проект Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. В декабре 1997 г. докумен в основном был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.
Конкретным механизмом реализации государственной экологической политики и идей устойчивого развития стали планы действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды Это постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496, где говорилось о Плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994-1995 годы, и от 19 февраля 1996 г., где речь идет о Плане действий на 1996-1997 годы.
За период с 1992 г. природоохранными органами проведена определенная работа в области:
законодательного обеспечения - разработано, принято и введено в действие более 30 федеральных законов; более 10 законопроектов находится в стадии доработки в Правительстве Российской Федерации, Государственной Думе, Совете Федерации;
организационного и нормативно-
развития системы особо
охраняемых природных территорий -
создано 19 государственных природных
заповедников, 10 национальных парков,
расширены территории 8 действующих
заповедников; принята и реализуется
федеральная целевая программа
государственной поддержки
программно-целевого обеспечения по решению федеральных проблем - принято более 15 федеральных целевых программ и более 20 программ по решению региональных экологических проблем.
В настоящее время разработан Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 гг., включающий 76 мероприятий экологической направленности, в том числе 8 законопроектов, 39 федеральных целевых программ и 27 нормативных актов.
Цели плана - оздоровление
экологической обстановки в Российской
Федерации, снижение ее неблагоприятного
влияния на здоровье населения, сохранение
жизнеобеспечивающих функций
Достижение этих целей потребует решения следующих задач:
совершенствования системы управления природопользованием и охраной окружающей среды, включая обоснованное разграничение полномочий в области государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
совершенствования экономического и финансового механизма воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды, развития рынка работ и услуг в области природопользования и охраны окружающей среды;
внесение соответствующих дополнений в Уголовный, Гражданский и Административный кодексы;
развития методов
повышения эффективности государственной экологической экспертизы, введения в практику процедур оценки воздействия на окружающую среду, развития систем государственного экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, создания единой государственной системы экологического мониторинга;
формирования эффективной системы непрерывного экологического образования, экологической культуры и экологического мировоззрения;
перехода на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;
выделения и реабилитации территорий с опасным изменением качества окружающей природной среды, возмещения ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного в результате негативных экологических воздействий;
усиления деятельности по
сохранению биоразнообразия, экосистем
и ландшафтов, развития сети особо
охраняемых природных территорий и
территорий с уникальными природными
ресурсами и свойствами, расширения
зон ограниченного
проведения научных
широкого распространения
достоверной и своевременной
информации о состоянии природной
среды и по экологической проблематике
в целом, в том числе посредством
государственной поддержки
поддержки общественных экологических
движений и привлечения
Проведение этих мероприятий
позволит приблизиться к выполнению
первого этапа Концепции
На заседании Правительства Российской Федерации 12 ноября 1998 г. Национальный план действий рассмотрен и рекомендован органам исполнительной власти к использованию в практической деятельности по охране окружающей среды.
Посмотрим, какие же задачи Национального плана в плане экологического законодательства выполнены за последние несколько месяцев.
В настоящее время в Комитете по экологии рассматривается более 15 законопроектов природоохранной направленности и еще несколько природоохранных законопроектов разрабатывается в Правительстве, что говорит об актуальности экологических аспектов законотворческой деятельности.
В 1997-1998 гг. разработаны в Комитете, подписаны Президентом РФ и вступили в действие федеральные законы: «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об отходах производства и потребления», «О гидрометеорологической службе» и др.
Приняты Государственной Думой, но отклонены Советом Федерации РФ и находятся в стадии согласования законопроекты: до 1998 г.: «О государственной политике в области экологического образования», в 1998 г.: «Об охране озера Байкал».
Приняты Государственной Думой и Советом Федерации РФ, но отклонены Президентом РФ и находятся в стадии согласования законопректы «Об экологической безопасности» и «Об обращении с радиоактивными отходами».
К числу первоочередных задач относится подготовка новых редакций двух основополагающих законопроектов: «Об охране окружающей природной среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (для приведения существующих законов в соответствие с новой Конституцией).