Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа
Тема интересна еще и тем, что в настоящее время ей уделяется незаслуженно мало внимания, ведь концепция устойчивого развития (УР) принята почти всеми государствами, включая Россию, как основополагающая для развития всего мирового сообщества XXI века и поэтому имеет огромное значение и сегодня.
В данной работе хотелось бы ответить на два вопроса: возможен ли переход РФ к устойчивому развитию и если да, то что для этого сделано.
Метод, использованный в работе - и ретроспективный анализ, т.к. рассматриваются некоторые моменты истории экологической политики России, и сравнительный анализ, т.к. для большей объективности российскую политику необходимо сравнивать с политикой других стран, и анализ документов, т.к. именно они являются базой для перехода России к устойчивому развитию.
Глава 1. Экологический потенциал России …………………………………………..
1.1 Природно-ресурсный потенциал регионов……………………………….
1.2 Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни……………..
1.3 Система показателей оценки экологической обстановки………………
1.4 Экологическая политика России…………………………………………
1.5 Экологическое движение России……………………………………
1.6 Экологические проблемы ……………………………………………
Глава 2. Состояние окружающей среды в Российской Федерации: территориальная дифференциация…………………………………………..
2.1 Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку………
2.2 Экологические проблемы урбанизированных территорий……………..
2.3 Очаги острого экологического неблагополучия………………………….
2.4 Особо охраняемые территории – экологический потенциал страны….
2.5 Нормативно-правовые основы экологической политики………………
2.6 Принципы экологической политики России……………………………
2.7 Основные пути и формы осуществления экологической политики...
2.8 Органы управления природоохранной деятельностью…………………
2.9 Основные направления государственного экологического менеджмента ……………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………..
1.4 Экологическая политика России
Говоря о истории России и экологических проблемах, нельзя не вспомнить работы Л.Н Гумилева. Его теория о возникновении и гибели этносов связана с природой и географией. Россия немыслима без ее огромной территории с лесами и холодами. Не случайно иностранцы отмечают любовь русских людей к земле и природе вообще, а Россия им представляется в образе лесного медведя.
Охрана природы издавна
проводилась в другой плоскости,
при иных социально-экономических
обстоятельствах, чем в Европе. Она
была больше всего связана с ростом
населения в городах и
На протяжении веков в российском законодательстве, касающимся охраны окружающей среды не существовало целенаправленной и единой программы. Нормативные акты не носили превентивный характер, а являлись лишь наказаниями за те, или иные правонарушения. Ярким примером такой политики был и Петр Первый, известный своей природоохранительной деятельностью. Так, под стрхом смертной казни запрещалось рубить дуб, за рубку клена, ильма и больших сосен налагался огромный штраф, но в то же время приветствовалась вырубка ольхи, липы, осины, ели, сосны тоньше 53 (!) см. в диаметре. Как видно, такой закон нельзя не назвать противоречивым. Его же закон 1701 г., объявлявший заповедными все леса, расположенный вдоль крупных рек, объяснялись не желанием царя уменьшить эрозию берегов и спасти лес, а заботой сделать реки судоходными.
Таким же показательным примером
того, как законы, касающиеся охраны
природных ресурсов, становились
орудием политиков для
К концу XIX века для охраны окружающей среды было кое-что сделано, но, к сожалению, сформировалась "пасторальная" и прагматическая точка зрения на проблему. Соответствующие законы были разрозненными и не выполнялись главным образом потому, что экологическая проблема не была приоритетеной. Безусловно, мы не можем рассматривать эколгическую политику России в отрыве от времени - в конце века вопрос экологии не стоял так остро, как сегодня.
С начала ХХ века в связи с ростом промышленности, миграцией и ростом населения, развитием науки и т.д. экологическая ситуация ухудшалась; одновременно возрастал интерес к решению экологических прблем. После октября 1917 г. для охраны окружающей среды было сделано немало. В.И. Ленин принимал в этом непосредственное участие, но вышедшие из-под его пера проекты («Основной закон о лесах», «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие», «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море») носили во многом декларативный характер, т.к. стратегия была намечена, а татика претворения всех этих законов в жизнь разработана не была. Конечно, успехи тоже были - создание первых в нашей стране государственных заповедников: Астраханского, Ильменского и др., расширялись права и обязанности органов санитарных надзоров в отношении вредного воздействия промышленных предприятий на природу и здоровье человека.
Однако, с окончанием НЭПа произошел отказ от политики культурного плюрализма, прежняя важная роль Госкомитета охраны природы, созданного в 1925 г., была утрачена. Был видвинут другой лозунг: «Не ждать милостей от природы, а взять от нее все, что возможно». Вместе с тем общественное экологическое движение в стране развивалось и получало определенную поддержку от государства. В конце 1924 г. по инициативе профессоров МГУ было образовано Всероссийское общество охраны природы (ВООП), которое впервые в России поставило цель привлечь к борьбе за охрану окружающей среды возможно большее количество людей. ВООП и сейчас самая массовая экологическая организация. Работа общества широко освещалась в средствах массовой информации.
Установки на индустриализацию сверхвысокими темпами не оставляли места для подлинной охраны природы. И.В.Сталин обратился к поиску путей обретения безграничного могущества над природой. Последствия оказались для страны катастрофическими. ВООП и Госкомитет Наркомпроса постоянно противились политике хозяйственных наркоматов, что требовало большого мужества, как и экологическая аргументация неприкосновенности заповедников - баз для научных исследований. Поэтому борьба между хозяйственниками и природоохранным движением уже в то время превращалась в подлинную войну. С началом пятилеток экологи попали в опалу, а по замыслу паразитировавших на науке карьеристов-прагматиков (И.И. Презент, Т.Д. Лысенко, П.Г. Смидович и др.) заповедники «нового типа» должны служить «образцом того, что сможет в условиях социализма сделать с природой творческая воля человека» (Вейцман, 1934). Тем не менее усилиями экологов (Макарова, Шиллегера, Протопопова, Розанова и др.) сеть заповедников в РСФСР в 30-е и 40-е годы продолжала расширяться.
После войны в обстановке
крайней международной
Но сменилось руководство
страны и, пересматривая политическое
и хозяйственное наследство, оно
отказалось не только от действительно
вредного, но и многого полезного.
Экологическая ситуация в конце
50-х - начале 60-х годов в ряде регионов
страны резко изменилась в худшую
сторону. Причиной этого явилось
стремительное развитие промышленности
и химизация сельского
Для обеспечения дальнейшего
1.5 Экологическое движение России
Большинство экологических организаций было создано при факультетах институтов и университетов, специализирующихся на естественных науках. Поначалу (в 60-70-е гг.) их деятельность сводилась к тому, что студенты и их преподавтели устраивали длительные экспедиции в самые разные уголки страны и занимались исследовательской деятельностью, они также участвовали в других, к сожалению, не особенно значительных акциях. Сбор мукулатуры и металлолома, уборка и насаждение парков, красный уголок в классе и т.п. резко контрастировали с непроработанностью природоохранительной системы, с безответственностью, с ростом загрязняющих отраслей промышленности и т.д. Основной недостаток деятельности этих "дружин" заключался в том, что они не оказывали реального влияния на формирование целостной экологической политики государства. Устойчивое развитие предполагает активнейшее участие граждан в принятии решений экологического характера, которое не наблюдалось тогда и не особенно наблюдается сейчас.
Приятным исключением
из этого правила явилась
Одной из немногих организаций, оказывающих воздействие на экологическую ситуацию в России являлся и является Экологический союз, по замыслу и составу напоминавший небызызвестный Римский клуб. Девизом Экологического союза стали слова: «Меньше эмоций - больше дела». Сегодня его усилия направлены в основном на оздоровление экологической обстановки в районах Севера России, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также в других регионах страны, где возникают экологические опасности, часто имеющие локальный характер.
Недаром о русских говорят, что пока гром не грянет мужик не перекреститься. Особенно усилилось экологическое движение после чернобыльских событий 1986 г. Пройдя путь митинговой активности, общественное экологическое движение приобрело более организованные формы возникли экологические объединения. В настоящее время Министерством юстиции РФ зарегистрированы уставы 12 объединений, имеющих отделения в 150 городах страны. Для постоения УР этот факт немаловажен, т.к. оперативное решение экологических проблем и возможность участия в этом граждан - одна из основ построения устойчивого общества.
В 1991 г. зарегистрирована Российская партия зеленых; образовалась она благодаря экологическому движению в 1988 г. Зеленые имеют отделения во многих уголках России, но, что неудивительно, наиболее активную деятельность развернула московская партия - установила деловые связи с «зелеными» ФРГ, Великобритании и Франции, прорабатывает вопрос об открытии в Москве представительства «зеленой группы» Европейского парламента, выступала против войны в Персидском заливе и бывшей Югославии. На деле партия на сегодняшний день слаба, но только один факт ее существования можно оценивать как весьма положительный фактор.
Несколько слов об экологических фондах. На территории бывшего СССР, в том числе и РФ их было создано несколько. Основная цель их - найти материальные ресурсы для воплощения их замыслов. Существуют Международный экологический фонд, Фонд экологической и социальной гармонии, Фонд чистого города в Москве. Нетрудно догадаться, что в современных условиях их работа сильно затруднена.
Определить поэтапно развитие экологической политики после распада СССР довольно-таки сложно - здесь в основном фигурируют отраслевые законы, а также Закон 1992 г. об охране окружающей среды. Концепция Утойчивого развития активно обсуждалась в России в научных и правительственных кругах - так, в июле 1993 г., в Доме Советов РФ проводились парламентские слушания "О составляющих выполнения в РФ решений и рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию", по окончанию которой был составлен документ "Повестка дня на XXI век" в качестве рекомендаций для долговременной экологической политики РФ[9] .
Всесторонний кризис в
России начала 1990-х, распад СССР, сложное
международное положение и
политическая дизинтеграция Союза (потеря единой политики и четкой структуры организации охраны окружающей среды, свертывание экологических программ, утрата фактора ответственности за экологические правонарушения)
межнациональные конфликты и войны (кроме собственно ущерба от войны - такого как загрязнение водных и земных ресурсов - случается разрушение природоохранных объектов и коммуникаций)
социальное напряжение (происходит
смена приоритетов
разрушение экономического пространства (свертывание инвестиций на экологические проекты, закрытие исследовательских объектов, плохое финансирование программ)
незаинтересованность
экологические последствия демилитаризации (захоронение ядерных отходов, недостаточный контроль за бывшими атомными станциями, химическим и радиоактивным оружием)
На первом этапе переходного
периода возникла серьезная опасность
ухудшения экологической
- финансовых трудностей
предприятий, ограничивающих
- недостаточных бюджетных
ассигнований отраслям, ответственным
за воспроизводство и охрану
природных ресурсов (лесное хозяйство,
рыбное хозяйство, водное