Экология России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Тема интересна еще и тем, что в настоящее время ей уделяется незаслуженно мало внимания, ведь концепция устойчивого развития (УР) принята почти всеми государствами, включая Россию, как основополагающая для развития всего мирового сообщества XXI века и поэтому имеет огромное значение и сегодня.
В данной работе хотелось бы ответить на два вопроса: возможен ли переход РФ к устойчивому развитию и если да, то что для этого сделано.
Метод, использованный в работе - и ретроспективный анализ, т.к. рассматриваются некоторые моменты истории экологической политики России, и сравнительный анализ, т.к. для большей объективности российскую политику необходимо сравнивать с политикой других стран, и анализ документов, т.к. именно они являются базой для перехода России к устойчивому развитию.

Содержание

Глава 1. Экологический потенциал России …………………………………………..

1.1 Природно-ресурсный потенциал регионов……………………………….

1.2 Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни……………..

1.3 Система показателей оценки экологической обстановки………………

1.4 Экологическая политика России…………………………………………

1.5 Экологическое движение России……………………………………
1.6 Экологические проблемы ……………………………………………
Глава 2. Состояние окружающей среды в Российской Федерации: территориальная дифференциация…………………………………………..

2.1 Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку………

2.2 Экологические проблемы урбанизированных территорий……………..

2.3 Очаги острого экологического неблагополучия………………………….

2.4 Особо охраняемые территории – экологический потенциал страны….

2.5 Нормативно-правовые основы экологической политики………………

2.6 Принципы экологической политики России……………………………

2.7 Основные пути и формы осуществления экологической политики...

2.8 Органы управления природоохранной деятельностью…………………

2.9 Основные направления государственного экологического менеджмента ……………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 132.97 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Экологическая политика России

Говоря о истории России и экологических проблемах, нельзя не вспомнить работы Л.Н Гумилева. Его теория о возникновении и гибели этносов связана с природой и географией. Россия немыслима без ее огромной территории с лесами и холодами. Не случайно иностранцы отмечают любовь русских людей к земле и природе вообще, а Россия им представляется в образе лесного медведя.

Охрана природы издавна  проводилась в другой плоскости, при иных социально-экономических  обстоятельствах, чем в Европе. Она  была больше всего связана с ростом населения в городах и ремесленных  поселениях, острой необходимостью увеличения производства продуктов питания  и строительства жилища. При этом охрана леса становилась главной  природоохранительной задачей. Леса как  источник древесины, топлива, дичи и  богатого разнообразия других продуктов  использовались в те времена как  нескончаемые ресурсы, т.е. варварски. Проблемой также являлся вопрос об ответственности за экологические  правонарушения; если в Европе многие территории стали частными владениями и т.о. охранялись собственниками уже давно, то на Руси, а позже и в России, существовали огромные пространства, где просто невозможно было уследить за исполнением экологических требований и территории загрязнялись и опустошались безнаказанно.

На протяжении веков в  российском законодательстве, касающимся охраны окружающей среды не существовало целенаправленной и единой программы. Нормативные акты не носили превентивный характер, а являлись лишь наказаниями за те, или иные правонарушения. Ярким примером такой политики был и Петр Первый, известный своей природоохранительной деятельностью. Так, под стрхом смертной казни запрещалось рубить дуб, за рубку клена, ильма и больших сосен налагался огромный штраф, но в то же время приветствовалась вырубка ольхи, липы, осины, ели, сосны тоньше 53 (!) см. в диаметре. Как видно, такой закон нельзя не назвать противоречивым. Его же закон 1701 г., объявлявший заповедными все леса, расположенный вдоль крупных рек, объяснялись не желанием царя уменьшить эрозию берегов и спасти лес, а заботой сделать реки судоходными.

Таким же показательным примером того, как законы, касающиеся охраны природных ресурсов, становились  орудием политиков для достижения собственных целей, может быть указ Екатерины II 1782 г. «все леса, растущие в  дачах помещичьих...оставить в полную волю». Довод был разумен: помещики в своих же интересах и в интересах наследников сами примут меры к охранению этих лесов и их разведению. Так и пользовались природными ресурсами в России вольно и бесплатно вплоть до XIX в., значительно дольше, чем в странах Западной Европы.

К концу XIX века для охраны окружающей среды было кое-что сделано, но, к сожалению, сформировалась "пасторальная" и прагматическая точка зрения на проблему. Соответствующие законы были разрозненными и не выполнялись главным образом потому, что экологическая проблема не была приоритетеной. Безусловно, мы не можем рассматривать эколгическую политику России в отрыве от времени - в конце века вопрос экологии не стоял так остро, как сегодня.

С начала ХХ века в связи  с ростом промышленности, миграцией  и ростом населения, развитием науки  и т.д. экологическая ситуация ухудшалась; одновременно возрастал интерес  к решению экологических прблем. После октября 1917 г. для охраны окружающей среды было сделано немало. В.И. Ленин принимал в этом непосредственное участие, но вышедшие из-под его пера проекты («Основной закон о лесах», «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие», «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море») носили во многом декларативный характер, т.к. стратегия была намечена, а татика претворения всех этих законов в жизнь разработана не была. Конечно, успехи тоже были - создание первых в нашей стране государственных заповедников: Астраханского, Ильменского и др., расширялись права и обязанности органов санитарных надзоров в отношении вредного воздействия промышленных предприятий на природу и здоровье человека.

Однако, с окончанием НЭПа произошел отказ от политики культурного плюрализма, прежняя важная роль Госкомитета охраны природы, созданного в 1925 г., была утрачена. Был видвинут другой лозунг: «Не ждать милостей от природы, а взять от нее все, что возможно». Вместе с тем общественное экологическое движение в стране развивалось и получало определенную поддержку от государства. В конце 1924 г. по инициативе профессоров МГУ было образовано Всероссийское общество охраны природы (ВООП), которое впервые в России поставило цель привлечь к борьбе за охрану окружающей среды возможно большее количество людей. ВООП и сейчас самая массовая экологическая организация. Работа общества широко освещалась в средствах массовой информации.

Установки на индустриализацию сверхвысокими темпами не оставляли  места для подлинной охраны природы. И.В.Сталин обратился к поиску путей обретения безграничного могущества над природой. Последствия оказались для страны катастрофическими. ВООП и Госкомитет Наркомпроса постоянно противились политике хозяйственных наркоматов, что требовало большого мужества, как и экологическая аргументация неприкосновенности заповедников - баз для научных исследований. Поэтому борьба между хозяйственниками и природоохранным движением уже в то время превращалась в подлинную войну. С началом пятилеток экологи попали в опалу, а по замыслу паразитировавших на науке карьеристов-прагматиков (И.И. Презент, Т.Д. Лысенко, П.Г. Смидович и др.) заповедники «нового типа» должны служить «образцом того, что сможет в условиях социализма сделать с природой творческая воля человека» (Вейцман, 1934). Тем не менее усилиями экологов (Макарова, Шиллегера, Протопопова, Розанова и др.) сеть заповедников в РСФСР в 30-е и 40-е годы продолжала расширяться.

После войны в обстановке крайней международной напряженности  Л.П. Берия объявил, что заповедники, расположенные вдоль заселенных границ Советского Союза служат убежищем для шпионов и диверсантов. При  этом усилилось отведение земли  под лесозаготовки и сельскохозяйственные нужды. Вместе с тем, обращаясь к  сложному послевоенному времени, нельзя не отметить развернувшиеся в стране работы по осуществлению грандиозного плана преобразования природы. План предусматривал насаждение полезащитных полос на огромных пространствах  страны чтобы повысить урожайность полей.

Но сменилось руководство  страны и, пересматривая политическое и хозяйственное наследство, оно  отказалось не только от действительно  вредного, но и многого полезного. Экологическая ситуация в конце 50-х - начале 60-х годов в ряде регионов страны резко изменилась в худшую сторону. Причиной этого явилось  стремительное развитие промышленности и химизация сельского хозяйства. Тревожная экологическая обстановка в стране потребовала принятия мер  по охране природы и отражения  их в Конституции СССР 1977 г., статья 18 которой гласила: «В интересах  настоящего и будущего поколений  в СССР принимаются необходимые  меры для охраны и научно обоснованного  использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и  животного мира, для сохранения в  чистоте воздуха и воды, обеспечения  воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды».

Для обеспечения дальнейшего развития законов об охране природы были разработаны  и приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик  о недрах, законы об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании  животного мира, основы земельного, водного и лесного законодательства. В эти годы было принято немало противоречивых законов, не обощла эта тенденция и эколллогическое законодательство, но в то же время создавалась на необходимая база, на которой впоследствии строились более

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Экологическое движение России

Большинство экологических  организаций было создано при  факультетах институтов и университетов, специализирующихся на естественных науках. Поначалу (в 60-70-е гг.) их деятельность сводилась к тому, что студенты и их преподавтели устраивали длительные экспедиции в самые разные уголки страны и занимались исследовательской деятельностью, они также участвовали в других, к сожалению, не особенно значительных акциях. Сбор мукулатуры и металлолома, уборка и насаждение парков, красный уголок в классе и т.п. резко контрастировали с непроработанностью природоохранительной системы, с безответственностью, с ростом загрязняющих отраслей промышленности и т.д. Основной недостаток деятельности этих "дружин" заключался в том, что они не оказывали реального влияния на формирование целостной экологической политики государства. Устойчивое развитие предполагает активнейшее участие граждан в принятии решений экологического характера, которое не наблюдалось тогда и не особенно наблюдается сейчас.

Приятным исключением  из этого правила явилась ассоциация "Экология и мир", т.к. ей посильны высококвалифицированные независимые  экономико-экологические экспертизы и прведение крупных экологических конференций (весной 1991 г. правление ассоциации провело пресс-конференцию для советских и иностранных журналистов на тему: «Экологические катастрофы в СССР: факты, причины, следствия). Члены ассоциации принимают самое активное участие в решении экологических проблем, собирают и обобщают экологическую информацию, консультируют другие общественные организации, содействуют развитию их сотрудничества. Другое исключение - "Социально-экологический союз" (СоЭС), основные цели которого: формировать экологическое мировоззрение, пропагандировать знания о состоянии природной и культурной среды, организовать общественный контроль за соблюдением экологического законодательства, проводить общественные акции в защиту окружающей среды.

Одной из немногих организаций, оказывающих воздействие на экологическую ситуацию в России являлся и является Экологический союз, по замыслу и составу напоминавший небызызвестный Римский клуб. Девизом Экологического союза стали слова: «Меньше эмоций - больше дела». Сегодня его усилия направлены в основном на оздоровление экологической обстановки в районах Севера России, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также в других регионах страны, где возникают экологические опасности, часто имеющие локальный характер.

Недаром о русских говорят, что пока гром не грянет мужик не перекреститься. Особенно усилилось  экологическое движение после чернобыльских  событий 1986 г. Пройдя путь митинговой активности, общественное экологическое движение приобрело более организованные формы возникли экологические объединения. В настоящее время Министерством юстиции РФ зарегистрированы уставы 12 объединений, имеющих отделения в 150 городах страны. Для постоения УР этот факт немаловажен, т.к. оперативное решение экологических проблем и возможность участия в этом граждан - одна из основ построения устойчивого общества.

В 1991 г. зарегистрирована Российская партия зеленых; образовалась она благодаря экологическому движению в 1988 г. Зеленые имеют отделения во многих уголках России, но, что неудивительно, наиболее активную деятельность развернула московская партия - установила деловые связи с «зелеными» ФРГ, Великобритании и Франции, прорабатывает вопрос об открытии в Москве представительства «зеленой группы» Европейского парламента, выступала против войны в Персидском заливе и бывшей Югославии. На деле партия на сегодняшний день слаба, но только один факт ее существования можно оценивать как весьма положительный фактор.

Несколько слов об экологических  фондах. На территории бывшего СССР, в том числе и РФ их было создано несколько. Основная цель их - найти материальные ресурсы для воплощения их замыслов. Существуют Международный экологический фонд, Фонд экологической и социальной гармонии, Фонд чистого города в Москве. Нетрудно догадаться, что в современных условиях их работа сильно затруднена.

Определить поэтапно развитие экологической политики после распада  СССР довольно-таки сложно - здесь в  основном фигурируют отраслевые законы, а также Закон 1992 г. об охране окружающей среды. Концепция Утойчивого развития активно обсуждалась в России в научных и правительственных кругах - так, в июле 1993 г., в Доме Советов РФ проводились парламентские слушания "О составляющих выполнения в РФ решений и рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию", по окончанию которой был составлен документ "Повестка дня на XXI век" в качестве рекомендаций для долговременной экологической политики РФ[9] .

Всесторонний кризис в  России начала 1990-х, распад СССР, сложное  международное положение и другие немаловажные проблемы, свалившиеся  на Россию в последнее время, принесли ущерб и окружающей среде. Можно  выделить несколько основных причин:

политическая дизинтеграция Союза (потеря единой политики и четкой структуры организации охраны окружающей среды, свертывание экологических программ, утрата фактора ответственности за экологические правонарушения)

межнациональные конфликты  и войны (кроме собственно ущерба от войны - такого как загрязнение  водных и земных ресурсов - случается  разрушение природоохранных объектов и коммуникаций)

социальное напряжение (происходит смена приоритетов общественного  развития, экология отходит на второстепенных план, экологические проблемы используются в популистских прокламациях и т.д.)

разрушение экономического пространства (свертывание инвестиций на экологические проекты, закрытие исследовательских объектов, плохое финансирование программ)

незаинтересованность коммерческих структур (хищничество, отношение к  природе с позиции временщиков)

экологические последствия  демилитаризации (захоронение ядерных  отходов, недостаточный контроль за бывшими атомными станциями, химическим и радиоактивным оружием)

На первом этапе переходного  периода возникла серьезная опасность  ухудшения экологической ситуации из-за:

- финансовых трудностей  предприятий, ограничивающих возможности  выполнения природоохранных мероприятий;

- недостаточных бюджетных  ассигнований отраслям, ответственным  за воспроизводство и охрану  природных ресурсов (лесное хозяйство,  рыбное хозяйство, водное хозяйство,  геологоразведка, природоохранные  органы) и др.;

Информация о работе Экология России