Экология России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Тема интересна еще и тем, что в настоящее время ей уделяется незаслуженно мало внимания, ведь концепция устойчивого развития (УР) принята почти всеми государствами, включая Россию, как основополагающая для развития всего мирового сообщества XXI века и поэтому имеет огромное значение и сегодня.
В данной работе хотелось бы ответить на два вопроса: возможен ли переход РФ к устойчивому развитию и если да, то что для этого сделано.
Метод, использованный в работе - и ретроспективный анализ, т.к. рассматриваются некоторые моменты истории экологической политики России, и сравнительный анализ, т.к. для большей объективности российскую политику необходимо сравнивать с политикой других стран, и анализ документов, т.к. именно они являются базой для перехода России к устойчивому развитию.

Содержание

Глава 1. Экологический потенциал России …………………………………………..

1.1 Природно-ресурсный потенциал регионов……………………………….

1.2 Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни……………..

1.3 Система показателей оценки экологической обстановки………………

1.4 Экологическая политика России…………………………………………

1.5 Экологическое движение России……………………………………
1.6 Экологические проблемы ……………………………………………
Глава 2. Состояние окружающей среды в Российской Федерации: территориальная дифференциация…………………………………………..

2.1 Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку………

2.2 Экологические проблемы урбанизированных территорий……………..

2.3 Очаги острого экологического неблагополучия………………………….

2.4 Особо охраняемые территории – экологический потенциал страны….

2.5 Нормативно-правовые основы экологической политики………………

2.6 Принципы экологической политики России……………………………

2.7 Основные пути и формы осуществления экологической политики...

2.8 Органы управления природоохранной деятельностью…………………

2.9 Основные направления государственного экологического менеджмента ……………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 132.97 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2.2 Экологические  проблемы урбанизированных территорий 
Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. 
 
Темпы роста населения мира в 1.5-2.0 раза ниже роста городского населения, к которому сегодня относится 40% людей планеты. За период 1939 – 2000 гг. население крупных городов выросло в 4, в средних – в 3 и малых – в 2 раза. 
 
Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах. Процент городского населения в отдельных странах равен: Аргентина – 83, Уругвай – 82, Австралия – 75, США – 80, Япония – 76, Германия – 90, Швеция – 83. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут городские агломерации или слившиеся города. Таковы Вашингтон-Бостон и Лос-Анжелес, Сан-Франциско в США; города Рура в Германии; Москва, Донбасс и Кузбасс в СНГ. 
 
Круговорот вещества и энергии в городах значительно превосходит таковой в сельской местности. Средняя плотность естественного потока энергии Земли – 180 Вт/м2, доля антропогенной энергии в нем – 0.1 Вт/м2. В городах она возрастает до 30-40 и даже до 150 Вт/м2 (Манхэттен). 
 
Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит к увеличению осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10-20% солнечной радиации и скорости ветра. 
 
При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры могут достигать 5-6°С. С ними связаны температурные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу. 
 
Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м2 в сутки на одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников. 
 
Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результате непрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены на значительную глубину. 
 
Коренному преобразованию подвергается и почвенный покров городских территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами, он физически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильно уничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствует водной и ветровой эрозии. 
 
Растительный покров городов обычно практически полностью представлен “культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным и региональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зеленых насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянно поддерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условиях сильного угнетения. 
 
Медико-биологические последствия ухудшения экологической ситуации. 
 
Поскольку основное загрязнение и другие виды деградации окружающей среды происходят в основном в населенных промышленных или сельскохозяйственных районах, ухудшение экологической ситуации приводит к существенным социальным и экономическим последствиям. 
 
Влияние экологических факторов на здоровье населения. Подвергаются воздействию загрязнения приземного слоя атмосферы за счет: 
 
взвешенных веществ - 15 млн.человек 
 
бенз(о)пирена, - 14 млн.человек 
 
диоксида азота - 5 млн. человек 
 
фтористого водорода - 5 млн. человек 
 
сероуглерода - 5 млн. человек 
 
формальдегида - 4 млн. человек 
 
оксида углерода - 4 млн. человек 
 
аммиака - 3 млн. человек 
 
стирола - 3 млн. человек 
 
бензола - 1 млн. человек 
 
оксида азота - 1 млн. человек 
 
сероводорода - 1 млн. человек 
 
метилмеркаптана - 1 млн. человек 
 
Некоторые пищевые продукты не отвечают гигиеническим нормативам, в том числе (в % от общего числа взятых проб): 
 
по санитарно-химическим показателям - 5,94 
 
по содержанию пестицидов - 0,4 
 
по микробиологическим показателям - 7,21 
 
Почти половина населения страны вынуждена пользоваться водой, несоответствующей санитарно-гигиеническим требованиям из-за плохой водоочистки и неудовлетворительного состояния водопроводов. 
 
От 32 до 53% объектов не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям по воздействию шума и от 12 до 27% - по воздействию электромагнитных полей. Установлена полная корреляция комплексного загрязнения окружающей среды с болезнями кожи и подкожной клетчатки. Установлена сильная корреляция комплексного загрязнения окружающей среды с общей смертностью и такими ее причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, болезни органов пищеварения, а также с болезнями нервной системы и органов чувств, системы кровообращения. 
 
Средняя корреляция установлена с такими причинами смертности, как болезни эндокринной системы, нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, органов дыхания, врожденные аномалии, а также с болезнями органов дыхания и органов пищеварения. 
 
В загрязненных районах выявлен наименьший процент редко болевших детей (38,6 - 50% против 73,9 в условно чистых районах) и наибольший - среди болевших (43,2 - 46,8 % против 15,1%) в условно чистых районах. Среди взрослых людей в загрязненных районах отмечено меньшее количество практически здоровых (20-32% против 50-59%). 
 
Доля влияния загрязнения атмосферного воздуха на общую заболеваемость детей составляет в среднем 17%, у взрослых - 10%. Загрязнение воздуха вызывает 41% заболеваний органов дыхания, 16% - эндокринной системы, 2,5% онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30-34 года и 11%-у лиц 55-59 лет. 
 
Урбанизация – это рост и развитие городов, а так же приобретение сельской местностью внешних и социальных черт, характерных для города. Рост численности населения и его плотности — характерная черта городов. 
 
Как известно, на человека не распространяется действие факторов, зависящих от плотности популяции, подавляющих размножение животных: интенсивность роста населения ими автоматически не снижается. Но, объективно, высокая плотность ведет к ухудшению здоровья, к появлению специфических болезней, связанных, например, с загрязнением среды, делает обстановку эпидемиологически опасной в случае вольного или невольного нарушении санитарных норм, и др. Особенно интенсивно протекают процессы урбанизации в развивающихся странах. 
 
Человек сам создает эти сложные урбанистические системы, преследуя благую цель — улучшить условия жизни, и не только просто «оградившись» от лимитирующих факторов, но и создав для себя новую искусственную среду, повышающую комфортность жизни. Однако это ведет к отрыву человека от естественной природной обстановки и к нарушению природных экосистем. 
 
Урбанистическая система (урбосистема) — «неустойчивая природно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектов и резко нарушенных естественных экосистем». 
 
По мере развития города, в нем все более дифференцируются его функциональные зоны - это промышленная, селитебная, лесопарковая. Промышленные зоны — это территории сосредоточения промышленных объектов различных отраслей (металлургической, химической, машиностроительной, электронной и др.). Они являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Селитебные зоны — это территории сосредоточения жилых домов, административных зданий, объектов культуры, просвещения и т. п. Лесопарковая — это зеленая зона вокруг города, окультуренная человеком, т. е. приспособленная для массового отдыха, спорта, развлечения. Возможны ее участки и внутри городов, но обычно здесь городские парки — древесные насаждения в городе, занимающие достаточно обширные территории и тоже служащие горожанам для отдыха. В отличие от естественных лесов и даже лесопарков, городские парки и подобные им более мелкие посадки в городе (скверы, бульвары) не являются самоподдерживающимися и саморегулируемыми системами. 
 
Лесопарковая зона, городские парки и другие участки территории, отведенные и специально приспособленные для отдыха людей, называют рекреационными зонами (территориями, участками и т. п.). 
 
Углубление процессов урбанизации ведет к усложнению инфраструктуры города. Значительное место начинает занимать транспорт и транспортные сооружения (автомобильные дороги, автозаправочные станции, гаражи, станции обслуживания, железные дороги со своей сложной инфраструктурой, в том числе подземные — метрополитен; аэродромы с комплексом обслуживания и др.). Транспортные системы пересекают все функциональные зоны города и оказывают влияние на всю городскую среду (урбосреду). 
 
Среда, окружающая человекам этих условиях, — это совокупность абиотической и социальных сред, совместно и непосредственно оказывающих влияние на людей и их хозяйство. Одновременно, по Н. Ф. Реймерсу (1990), ее можно делить на собственно природную среду и преобразованную человеком природную среду (антропогенные ландшафты вплоть до искусственного окружения людей — здания, асфальт дорог, искусственное освещение и т. д., т. е. до искусственной среды). В целом же среда городская и населенных пунктов городского типа — это часть техносферы, т. е. биосферы, коренным образом преобразованной человеком в технические и техногенные объекты. 
 
Помимо наземной части ландшафта в орбиту хозяйственной деятельности человека попадает и его литогенная основа, т. е. поверхностная часть литосферы, которую принято называть геологической средой (Е. М. Сергеев, 1979). Геологическая среда — это горные породы, подземные воды, на которые оказывает воздействие хозяйственная деятельность человека. 
 
На городских территориях, в урбоэкосистемах, можно выделить группу систем, отражающую всю сложность взаимодействия зданий и сооружений с окружающей средой, которые называют природно-техническими системами (Трофимов, Епишин, 1985). Они теснейшим образом связаны с антропогенными ландшафтами, с их геологическим строением и рельефом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Очаги острого  экологического неблагополучия

 
Экологический императив является для нас безусловным фактором в подходе к таким регионам, в которых опасное загрязнение  или безответственное уничтожение  природы стало зловещей реальностью. С этой точки зрения наше особое внимание привлекают: 
 
территории России, пострадавшие от чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; 
 
зоны опасного промышленного загрязнения – Кемеровская, Оренбургская, Томская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Иркутская, Омская, Вологодская области, Красноярский край и др.; 
 
территории варварского разграбления природных ресурсов – Приморский и Хабаровский края, Сахалин, Амурская и Камчатская области, республики Карелия, Калмыкия и Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий НО. 
 
Под влиянием загрязнения быстро сокращаются запасы и уловы рыб. Это особенно заметно в регионах с значительным техногенным воздействием на водные биоресурсы. В этом отношение характерна ситуация в Волго-Каспийском бассейне, где расположена самая большая и одна из самых загрязненных рек европейской части России — Волга. Бассейн этой реки, где проживает значительная часть российского населения, является самым грязным в стране. На втором месте почти в три раза уступая по загрязненности идет бассейн реки Обь. Бассейн Волги официально отнесен Правительством РФ к одному из самых неблагополучных регионов в России. С промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов в здесь ежегодно сбрасывается более 2 км3 неочищенных и 7 км3 условно очищенных вод. Уровень содержания солей тяжелых металлов, нефтепродуктов, взвешенных органических веществ, ядохимикатов в сточных водах превышает ПДК в 2—3 раза, а на отдельных участках — в 5 и более раз. Так, в бассейне Волги отмечены случаи загрязнения до 26 ПДК по соединениям меди, 7 ПДК по нефтепродуктам и 2—5 ПДК по фенолу. 
 
Самоочищающая способность Волги нарушена в результате избыточных загрязнений, строительства многочисленных водохранилищ, плотин и ГЭС, что нарушило естественные процессы очистки воды. Большой ущерб рыбным запасам наносится аварийными сбросами сточных вод, что приводит к массовой гибели рыбы. Длительное загрязнение водной экосистемы Волго-Каспийского бассейна привело к резкому сокращению запасов и уловов осетровых, сазана, леща, судака, воблы, сельди и других ценных видов рыб. В 30-е гг. среднегодовой улов этих рыб составлял около 400 тыс. т, в 50-е гг. произошло снижение до 280 тыс. т, а сейчас вылов ценных видов рыб не превышает 45—50 тыс. т., то есть он сократился за 60 лет в 8—9 раз.  
2.4 Особо охраняемые территории – экологический потенциал страны 
Одним из национальных достояний России являются охраняемые территории. В настоящее время в России существует 98 заповедников (в том числе 21 биосферный), 33 национальных парка, 9 природных парков, 66 природных заказников федерального значения и около 1600 - регионального значения, 31 памятник природы федерального значения и более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения, 11 объектов Всемирного Наследия, 88 музеев-заповедников, а также охраняемые объекты ландшафтной архитектуры, лечебные местности и курорты, где также ограничивается и регулируется природопользование. Площадь сухопутной части заповедников и национальных парков составляет около 331 тыс. км2 (1,93% территории России). 
 
Охраняемые территории имеют важнейшее значение для сохранения биоразнообразия, стабилизации потоков вещества и энергии в биосфере, проведения научных исследований, развития образования и культуры, рекреационной деятельности и туризма. В Красную книгу внесено 553 вида растений и 415 видов животных. 
Особо охраняемые природные территории

 

 
2000

 
2001

 
2002

 
2003

 
2004

 
Число государственных природных  заповедников, ед.

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
Их площадь, млн. га

 
33,3

 
33,7

 
33,7

 
33,7

 
33,7

 
Число национальных парков, ед.

 
35

 
35

 
35

 
35

 
35

 
Их площадь, млн. га

 
6,8

 
6,9

 
6,9

 
6,9

 
6,9


 
 
 
Из 135 государственных природных  заповедников и национальных парков 34 имеют статус биосферных, их общая  площадь составляет 12,3 миллиона гектаров. 
 
Эколого-просветительская и туристическая деятельность на территории государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации 
 

 

 
2001

 
2002

 
2003

 
2004

 
Государственные и природные заповедники

 
Число музеев, ед.

 
45

 
51

 
56

 
58

 
Количество посетителей, чел.

 
170919

 
216452

 
264494

 
250748

 
Число визит-центров, ед.

 
40

 
53

 
63

 
72

 
Количество посетителей, чел.

 
58065

 
95132

 
115674

 
128394

 
Число экологических троп и маршрутов1) - всего, ед.

 
271

 
434

 
448

 
479

 
из них:

       

 
водные

 
53

 
60

 
74

 
70

 
конные

 
4

 
11

 
8

 
9

 
пешие

 
191

 
298

 
318

 
341

 
Количество посетителей, чел.

 
184219

 
168977

 
200426

 
377789

 
Национальные парки

 
Число музеев, ед.

 
20

 
21

 
27

 
28

 
Количество посетителей, чел.

 
45364

 
48501

 
51795

 
54277

 
Число визит-центров, ед.

 
27

 
35

 
45

 
45

 
Количество посетителей, чел.

 
23927

 
42989

 
59863

 
98150

 
Число экологических троп и маршрутов1) - всего, ед.

 
279

 
366

 
391

 
384

 
из них:

       

 
водные

 
35

 
65

 
61

 
65

 
конные

 
13

 
16

 
21

 
24

 
пешие

 
174

 
193

 
211

 
185

 
Количество посетителей, чел.

 
419731

 
582855

 
805203

 
301970


 
 
 
1) Включая экологические тропы  и маршруты в охранной зоне. 
 
Россия обладает уникальными и ценнейшими для всей планеты сохранившимися девственными территориями, разнообразием экосистем, природных ландшафтов. Почти половина всего материкового пространства страны не затронута экономической деятельностью. Это составляет примерно треть дикой природной территории мира (не считая Антарктики). 
 
С проблемой сохранения биоразнообразия тесным образом связано создание и функционирование особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Именно на этих территориях возможно сохранение редких видов, уникальных природных объектов и т.д. Сейчас российскими заповедниками охраняется 35 (75%) видов млекопитающих, 84 (82%) птиц, 2 (50%) амфибий, 4 (36%) рептилий, занесенных в Красную книгу. 
 
ООПТ — это объекты общенационального достояния, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, решениями органов государственной власти полностью или частично изъятые из хозяйственного использования с установлением режима особой охраны. 
 
Это направление связано с прямым регулированием природопользования, непосредственным государственным воздействием, связанным главным образом с правовым и нормативным регулированием. С позиций классификации направлений экологизации здесь мы имеем дело с прямыми природоохранными мероприятиями. 
 
С учетом особенностей режима различаются следующие категории ООПТ: 
 
1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; 
 
2) национальные парки; 
 
3) природные парки; 
 
4) государственные природные заказники; 
 
5) памятники природы; 
 
6) дендрологические парки и ботанические сады; 
 
7) лечебно-оздоровительные местности и курорты. 
 
Государственные природные заповедники являются самым жестким типом особо охраняемых территорий. В них не допускается никакой хозяйственной деятельности. За последние 15 лет количество заповедников в России возросло почти в 2 раза, и их увеличение продолжается с приростом 3—5 в год. В настоящее время в России насчитывается 100 заповедников (в том числе 18 биосферных) общей площадью около 36 млн. га. Самые большие заповедники в России — «Большой арктический» (4169 тыс. га) на Таймыре и «Командорский» (3649 тыс. га) на Камчатке, созданные в 1993 г. Среди старейших заповедников — «Баргузинский» в Бурятии и «Кедровая падь» в приморском крае, образованные в 1916 г. 
 
Национальными парками являются территории, включающие природные комплексы и объекты, которые имеют экологическую, историческую, эстетическую ценность. Они предназначены для природоохранных, научных, просветительских, культурных целей. В них допускается организованный туризм. В настоящее время в России имеется 34 национальных парка (первый «Сочинский» был основан в 1983 г.) общей площадью около 7 млн. га. 
 
К памятникам природы относятся уникальные, невосполнимые в экологическом, научном, культурном отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Всего их насчитывается более 7,5 тыс., из них 28 — Федерального значения. 
 
Государственные природные заказники представляют собой природные комплексы, ценные в природоохранном, экологическом, эстетическом отношении и предназначенные для сохранения, воспроизводства и восстановления одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и регламентированным использованием других. То есть в данном случае под охраной находятся отдельные элементы природы — отдельные виды растительности, животных, птиц. В охотничьих заказниках запрещена охота, в рыбохозяйственных — рыбная ловля. Существуют и специализированные заказники — ландшафтные, степные, болотные и пр. В настоящее время имеется более 4 тыс. заказников различного уровня принадлежности и соподчинения, в основном регионального с общей площадью 52,5 млн. га. Крупнейшими являются государственные природные заказники федерального значения, их всего 75. Самым большим среди этой категории ООПТ является Земля Франца-Иосифа с площадью 4200 га (год создания — 1994). 
 
Широко распространены в мире национальные парки — природоохранные территории, включающие природные комплексы и объекты, имеющие экологическую, историческую, эстетическую ценность и предназначенные для природоохранных, рекреационных, научных и культурных целей. На 1998 г. в России насчитывалось 33 национальных парка с площадью около 7 млн. га. Крупнейшими национальными парками являются «Югыд Ва» в республике Коми (1892 тыс. га) и «Тункинский» в Республике Тува (1184 тыс. га). 
 
Природные парки — природоохранные, рекреационные учреждения, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. Их сеть до сих пор находится в стадии формирования и пока насчитывает 20 единиц в 13 субъектах Федерации. 
 
Ботанические сады и дендрологические парки также представляют собой особо охраняемые территории, используемые в научных и культурных целях. В настоящее время их насчитывается 80, расположенных в различных регионах страны. 
 
 
 
 

 

 

 

 

2.5 Нормативно-правовые основы экологической политики 
Для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная государственная экологическая политика, потребность в которой в результате нарастания кризисных явлений в области экологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться в рамках традиционной двухкоординатной системы социально-экономических проблем. Экологический фактор развития общества настойчиво заявляет о своей приоритетности. 
 
Необходимость в экологической государственной политике вытекает из трех особенностей нынешнего этапа развития России: 
 
во-первых, взаимоотношения общества и природы объективно вступили в опасную фазу, когда удовлетворение жизненных потребностей человека путем фронта ной атаки на природу вызывает в ней такие изменения, которые начинают потенциально угрожать существованию человека как биологического вида; 
 
во-вторых, экологически опасные воздействия человека на природу вызваны к жизни социальными механизмами, которые и управляют экономической, военной другими сферами деятельности общества); 
 
в-третьих, если справедливы предшествующие выводы, то социальный и природный аспекты жизни человека должны рассматриваться в неразрывном единстве. Не управляя социальными процессами, общество может сделать окружающую среду непригодной для существования человека, а, не оздоровляя окружающую среду, может вызвать к жизни разрушительные социальные процессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации. 
 
Экологическую политику можно трактовать как систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны. Целью государственной экологической политики является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы. Разработка и реализация экологической политики являются сложными задачами не только в связи с принципиальной важностью экологических проблем для жизни страны, но и в связи с научной неопределенностью, характерной для многих важнейших прикладных и концептуальных вопросов. 
 
Значительную сложность представляет «техническое наполнение» государственной экологической политики. В качестве примера можно сослаться на весьма актуальную для России проблему утилизации отходов ядерных энергетических установок. Многие подобные технические проблемы требуют разрешения уже сейчас, что связано с неизбежностью волевых решений и потенциальной угрозой отдаленных последствий их неизбежности. 
 
На существующем технологическом уровне и в рамках неизменной модели мирового развития глобальное оздоровление окружающей среды представляет собой практически неразрешимую задачу, прежде всего по причине колоссального объема необходимых для этого ресурсов. Косвенным подтверждением данного тезиса могут служить следующие факты. За 1992 г. в США природоохранного оборудования было произведено на 80 млрд. долл. и экспортировано на 8 млрд., в Японии соответственно --на 30 и 5 млрд., в ФРГ --на 27 и 11 млрд. долл. (см.: Национальный форум «Экология России»//3еленая книга России. Ч. 2. Кн. 2. М., 1994). Эти данные свидетельствуют и о том, что в развитых странах техническое обеспечение экологической политики превращается в крупную отрасль производства, со всеми вытекающими отсюда последствиями, не только эко-логическими, но и экономическими, политическими и т. д. 
 
Право – важнейший инструмент реализации экологической политики. Экологическая политика государства реализуется по двум направлениям, применительно к формам существования права: законотворчество и правоприменение. Экологическое законодательство определяет основы государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования и отражает ее содержание. Цель экологического законодательства состоит в обеспечении экологических интересов общества. Эффективность экологической политики и эколого-правовых норм определяется реальным состоянием общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Основной проблемой правоприменительной практики является обеспечение неотвратимости юридической ответственности за причинение вреда природной среде и здоровью человека. 
 
Россия нуждается в разработке долгосрочной экологической политики, основанной на придании большей ценности природным ресурсам, полноценном финансировании реабилитационных мероприятий, совершенствовании системы органов государственного управления природопользованием и охраной среды, повышении ответственности лиц, принимающих решения, природопользователей и субъектов хозяйствования за экологические правонарушения, привлечении регионов, муниципалитетов и общественности к решению экологических проблем. 
 
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 803) Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, а согласно статье 114в) Правительство Российской Федерации должно обеспечивать проведение единой государственной политики в области экологии. 
 
Основы государственной экологической политики разрабатываются Правительством и утверждаются Федеральным Собранием и Президентом РФ в виде Концепции государственной экологической политики России. 
 
Стратегической целью государственной экологической политики является обеспечение неистощающего, рационального использования и охраны всего комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколений людей на благоприятную окружающую среду обитания, создание основы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности России. 

Информация о работе Экология России