Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа
Тема интересна еще и тем, что в настоящее время ей уделяется незаслуженно мало внимания, ведь концепция устойчивого развития (УР) принята почти всеми государствами, включая Россию, как основополагающая для развития всего мирового сообщества XXI века и поэтому имеет огромное значение и сегодня.
В данной работе хотелось бы ответить на два вопроса: возможен ли переход РФ к устойчивому развитию и если да, то что для этого сделано.
Метод, использованный в работе - и ретроспективный анализ, т.к. рассматриваются некоторые моменты истории экологической политики России, и сравнительный анализ, т.к. для большей объективности российскую политику необходимо сравнивать с политикой других стран, и анализ документов, т.к. именно они являются базой для перехода России к устойчивому развитию.
Глава 1. Экологический потенциал России …………………………………………..
1.1 Природно-ресурсный потенциал регионов……………………………….
1.2 Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни……………..
1.3 Система показателей оценки экологической обстановки………………
1.4 Экологическая политика России…………………………………………
1.5 Экологическое движение России……………………………………
1.6 Экологические проблемы ……………………………………………
Глава 2. Состояние окружающей среды в Российской Федерации: территориальная дифференциация…………………………………………..
2.1 Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку………
2.2 Экологические проблемы урбанизированных территорий……………..
2.3 Очаги острого экологического неблагополучия………………………….
2.4 Особо охраняемые территории – экологический потенциал страны….
2.5 Нормативно-правовые основы экологической политики………………
2.6 Принципы экологической политики России……………………………
2.7 Основные пути и формы осуществления экологической политики...
2.8 Органы управления природоохранной деятельностью…………………
2.9 Основные направления государственного экологического менеджмента ……………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………..
2.6 Принципы экологической
политики России
Исходя из целей государственной экологической
политики – обеспечение высокого качества
среды обитания человека, рациональное
использование природных ресурсов и поддержание
жизнеобеспечивающих функций биосферы
– принципами государственной экологической
политики России являются:
Охрана окружающей среды и государственное
регулирование использования природных
ресурсов как основы жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории.
Приоритет охраны здоровья нынешнего
и будущих поколений людей от неблагоприятного
воздействия факторов окружающей среды.
Приоритет вопросов охраны окружающей
среды и устойчивого развития при принятии
политических и экономических решений.
Поддержание экологической безопасности
государства как важнейшего элемента
национальной безопасности России.
Сохранение и поддержание жизнеобеспечивающих
функций биосферы на территории России
как основы экологической безопасности
государства.
Организация устойчивого использования
природных ресурсов (возобновляемых –
при условии организации работ по их возобновлению;
невозобновляемых – при условии разработки
их возобновляемой замены).
Организационное отделение государственного
контроля за природопользованием от организации
природопользования.
Предотвращение возможных опасных экологических
последствий при развитии и размещении
производительных сил.
Принцип предосторожности: ограничение
распространения технологий и веществ,
последствия использования которых для
здоровья человека и окружающей среды
недостаточно ясны.
Принцип “загрязнитель платит”: получение
платы за загрязнение в размерах, обеспечивающих
ликвидацию последствий загрязнения.
Принцип “презумпции виновности” технологий
– пользователи и распространители новых
технологий и продуктов предварительно
должны доказать их экологическую приемлемость.
Принцип неистощающего использования
возобновляемых ресурсов: темпы и масштабы
использования пресной воды, плодородных
почв, живых природных ресурсов должны
соответствовать темпам их возобновления.
Принцип минимизации изъятия невозобновляемых
природных ресурсов: темпы использования
невозобновляемых природных ресурсов
должны соответствовать темпам разработки
их устойчивой возобновляемой замены.
Принцип учета зарубежного опыта в снижении
экологических рисков.
2.7 Основные пути
и формы осуществления экологической
политики
Среди основных путей и форм осуществления
экологической политики России:
Разработка и применение законодательства,
защищающего природу и человека от неблагоприятных
последствий использования природных
ресурсов.
Разработка и применение норм и правил,
препятствующих загрязнению окружающей
среды, а в случае загрязнения – определяющих
механизм санкций за их нарушение и ликвидации
последствий загрязнения для природы,
и граждан.
Создание и поддержание системы специально
уполномоченных государственных органов
в области охраны окружающей природной
среды.
Организационное отделение государственного
контроля за природопользованием от организации
природопользования.
Разработка механизма взаимной ответственности
субъектов Российской Федерации за состояние
окружающей среды и природных ресурсов,
разработка и проведение ими согласованной
региональной экологической политики.
Создание и поддержание системы государственных
и общественных институтов, обеспечивающих
управление экологической безопасностью.
Организация и проведение государственной
экологической экспертизы перед принятием
любого хозяйственного решения, способного
оказать отрицательное воздействие на
состояние окружающей природной среды
и здоровье населения.
Эффективное использование процедуры
оценки воздействия намечаемой хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду
(ОВОС) со стороны инициатора такой деятельности.
Определение допустимых масштабов воздействия
на экосистемы как основы для определения
хозяйственной емкости локальных и региональных
экосистем.
Лицензирование всех видов деятельности,
опасно влияющих на экологическую ситуацию.
Государственная поддержка ресурсо- и
энергосберегающих технологий и производств.
Последовательный переход на систему
международных стандартов технологических
процессов и производимой продукции для
включения России в международную систему
обеспечения экологической безопасности.
Полное и своевременное возмещение ущерба
здоровью и имуществу граждан, нанесенного
экологическими правонарушениями.
Организация эффективного государственного
и общественного контроля за исполнением
природоохранного законодательства.
Организация единой государственной системы
экологического мониторинга.
Совершенствование экономических механизмов
и финансового обеспечения деятельности
в области охраны окружающей среды.
Распространение достоверной и своевременной
информации о состоянии окружающей среды
(в том числе посредством государственной
поддержки издания экологической литературы
и поддержки средств массовой информации).
Выделение и реабилитация территорий
с опасным изменением качества окружающей
природной среды (зон экологического бедствия
и экологического неблагополучия).
Развитие сети особо охраняемых природных
территорий, расширение зон ограниченного
природопользования.
Разработка и осуществление системы мероприятий
по сохранению редких и исчезающих видов
живых организмов, сохранению экосистем
и ландшафтов.
Поддержка разработки и внедрения новых
энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Организация научных экологических исследований
как основы разработки экологической
политики государства.
Формирование экологической культуры
общества и воспитание экологического
мировоззрения.
Поддержка общественного экологического
движения и привлечение общественности
к решению экологических проблем, организации
экологического контроля и мониторинга.
Поддержка благотворительной деятельности,
направленной на решение экологических
проблем России.
2.8 Органы управления
природоохранной деятельностью
Различают субъекты и объекты управления.
В каждой стране как хозяйственная, так
и нехозяйственная (военная, религиозная,
спортивная и др.) деятельность общества
сознательно управляются. Что имеется
в виду под термином «управление»? Управление
- процесс воздействия субъекта на объект
в целях перевода его в новое качественное
состояние или поддержания в установленном
режиме.
Субъект управления – это тот, кто управляет.
Объект управления – это тот, кем управляют.
Субъектами управления природопользованием,
в том числе и природоохранной деятельностью,
выступают государственные органы общей
компетенции, кроме того - специально уполномоченные
органы по охране окружающей природной
среды, а также органы местного самоуправления.
На уровне предприятий субъектами управления
являются подразделения и службы природопользования
(цехи, отделы) или отдельные работники.
К государственным органам общей компетенции
относятся Президент, Федеральное Собрание,
Правительство, представительные и исполнительные
органы власти субъектов Российской Федерации.
Государственные и муниципальные органы
общей компетенции ведают вопросами охраны
природной среды наряду с множеством других
направлений работы.
К государственным органам специальной
компетенции относятся те, которые соответствующими
правительственными актами уполномочены
выполнять природоохранные функции. Органы
специальной компетенции подразделяются
на три вида: комплексные, отраслевые и
функциональные. Комплексные природоохранные
органы выполняют все экологические задачи
или отдельные блоки задач, отраслевые
занимаются своей отраслью (например,
лесным хозяйством), функциональные отвечают
за отдельные функции (например, мониторинг
состояния окружающей природной среды).
К охране природной среды имеют отношение
многие министерства и ведомства. Например,
Министерство экономического развития
и торговли РФ, формируя стратегию социально-экономического
развития, обязано учитывать и экологические
интересы общественного развития. Госстандарт
России осуществляет надзор за соблюдением
государственных стандартов и в том числе
за выполнением зафиксированных в них
экологических требований. Госкомитет
Российской Федерации по строительной,
архитектурной и жилищной политике разрабатывает
экологические требования при капитальном
строительстве, и т.п.
Компетенция органов местного самоуправления
по охране окружающей среды отражена в
их уставах. Их роль напоминает роль государственных
органов общей компетенции, только на
гораздо более узком пространстве, относящемся
к ведению соответствующего органа местного
самоуправления – на уровне района или
города.
Объектами управления являются все природопользователи,
как юридические, так и физические лица,
независимо от характера и направлений
их деятельности. Поскольку все организации
и предприятия, все жители городов и деревень
находятся и действуют в природной среде,
то объектами управления являются все
юридические и физические лица на территории
нашей страны. Связи и отношения между
субъектами и объектами управления в процессе
природопользования и охраны природной
среды строятся двумя способами. Первый
- на основе правил и процедур, зафиксированных
в действующих Законах и других нормативно-правовых
актах. Второй - на основе договоров между
конкретными субъектами и объектами управления.
2.9 Основные направления
государственного экологического менеджмента
Экологический менеджмент – это совместная
управленческая деятельность государственных,
производственных и общественных структур,
опирающаяся на экологическое право. Экологической
наукой разработано учение об экологических
рисках. Выделяют риски природные и техногенные,
постоянные и аварийные, нулевые и приемлемые.
На основе эконометрических методов проводится
оценка рисков, краткосрочных и долгосрочных
потерь. Конкретные формулировки проблемы
управление рисками приводят, как правило,
к задачам многокритериальной оптимизации.
Органы социально-экологической защиты
населения используют экологический мониторинг
(в том числе на основе снимков из космоса),
а также экологический контроль за работой
предприятий и организаций. Достаточно
хорошо отработаны различные варианты
организационно-экономического механизма
управления экологической безопасностью,
рациональным природопользованием и охраной
окружающей среды.
Hа локальном уpовне экоменеджмент напpавлен
главным обpазом на:
контpоль за выполнением пpиpодоохpанного
законодательства, экологических нормативов,
квот;
экологических последствий пpиpодопользования
и пpоизводства пpодукции, выполнения пpинимаемых
pешений;
обеспечение совеpшенствования технологии
пpоизводства в части снижения его аваpийности,
степени технологического pиска, энеpго-
и матеpиалоемкости, количества и токсичности
выбpосов;
оптимизацию pаботы конкpетных пpоизводственных
(технических, энеpгетических, тpанспоpтных,
агpаpных и агpопpомышленных) объектов в
гpаницах pайона, поселка, гоpода;
экологизацию пpоизводства за счет использования
отходов одних пpедпpиятий в качестве pесуpсов
дpугих;
оптимизацию pайонных планиpовок с целью
снижения вpедного воздействия пpоизводственных
объектов на население и его pеабелитацию
от этих воздействий, тpанспоpтной и пpоизводственной
усталости;
создание антpопогенных или напpавленную
смену пpиpодных экосистем на более устойчивые
к техногенным воздействиям;
введение огpаничений на pазмещение и функциониpование
пpоизводств, могущих оказать отpицательные
экологические последствия на пpиpоду
и здоpовье населения;
оpганизацию системы опеpативной инфоpмации,
адекватной в pеальной экологической обстановке;
оpганизацию всеобщего непpеpывного экологического
обpазования в pамках ныне действующих
дошкольных учpеждений, общеобpазовательных
школ, колледжей, лицеев, ВУЗов и специально
создаваемых пpи них куpсов повышения экологической
гpамотности.
Глава 3. Модель устойчивого развития.
3.1 Сущность устойчивого развития
Веками пророки, ученые, философы, историки, политики и экономисты искали некую концепцию, которая бы определила место человека в мире и в природе. Сегодня наиболее универсальной является идея устойчивого развития, впервые высказанная в 60-е гг. американскими социологами Е.Мишаном и К.Болдингом, разработавшими концепцию нулевого экономического роста и видевшими в общественном развитиии непрерывный и целенаправленный процесс, им же принадлежит мысль о роли экологии в эволюции. Сам термин "sustainable development" появился в биоэкологии и означал "самоподдерживаемость". С конца 1960-х термин стал использоваться в связи с рассмотрением возможных противоречий между глобальным экономическим ростом и нехваткой природных ресурсов. В 70-е большинство западных стран выстраивают свою экологическую политику в соответствии с положениями устойчивого развития. В 80-е концепция выстраивается в решениях и резолюциях Генеральной Ассамблее ООН. Окончательное формирование модели нашло отражение в докладе "Наше общее будущее", подготовленном для ООН в 1987 г. Международной комиссией Гру Харлем Брудтланд по окружающей среде и развитию, положившей начало практическим шагам в создании и осуществлении мировой экологической сиратегии и впервые заявившей о проблеме экологической безопасности. В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась на которой 178 стран (сейчас более180) приняли Модель Устойчивого развития как основу для национальной и международной политики (и не только в экологических вопросах).
В основу УР положена идея согласованного
управления тремя взаимосвязанными
сферами - экономикой, экологией и
социальными процессами. Без динамичного
сбалансирования этих сфер не может
быть в принципе ни устойчивого экономического
роста, ни рационального использования
природно-ресурсного потенциала в интересах
существующего и будущих
Главная цель концепции устойчивого
развития состоит в том, чтобы
сохранить природу и ее богатство
не только для сегодняшних поколений,
но и для наших потомков. Переход
к устойчивому развитию - объективное
требование времени. Оно вызвано
тем, что кризисное состояние
общества, сопровождаемое спадом производства,
снижением уровня потребления населения,
возникновением очагов и зон бедствия,
побуждает к поискам