Экология России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Тема интересна еще и тем, что в настоящее время ей уделяется незаслуженно мало внимания, ведь концепция устойчивого развития (УР) принята почти всеми государствами, включая Россию, как основополагающая для развития всего мирового сообщества XXI века и поэтому имеет огромное значение и сегодня.
В данной работе хотелось бы ответить на два вопроса: возможен ли переход РФ к устойчивому развитию и если да, то что для этого сделано.
Метод, использованный в работе - и ретроспективный анализ, т.к. рассматриваются некоторые моменты истории экологической политики России, и сравнительный анализ, т.к. для большей объективности российскую политику необходимо сравнивать с политикой других стран, и анализ документов, т.к. именно они являются базой для перехода России к устойчивому развитию.

Содержание

Глава 1. Экологический потенциал России …………………………………………..

1.1 Природно-ресурсный потенциал регионов……………………………….

1.2 Комфортность климата и бытовая обустроенность жизни……………..

1.3 Система показателей оценки экологической обстановки………………

1.4 Экологическая политика России…………………………………………

1.5 Экологическое движение России……………………………………
1.6 Экологические проблемы ……………………………………………
Глава 2. Состояние окружающей среды в Российской Федерации: территориальная дифференциация…………………………………………..

2.1 Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку………

2.2 Экологические проблемы урбанизированных территорий……………..

2.3 Очаги острого экологического неблагополучия………………………….

2.4 Особо охраняемые территории – экологический потенциал страны….

2.5 Нормативно-правовые основы экологической политики………………

2.6 Принципы экологической политики России……………………………

2.7 Основные пути и формы осуществления экологической политики...

2.8 Органы управления природоохранной деятельностью…………………

2.9 Основные направления государственного экологического менеджмента ……………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 132.97 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Принципы экологической политики России 
 
Исходя из целей государственной экологической политики – обеспечение высокого качества среды обитания человека, рациональное использование природных ресурсов и поддержание жизнеобеспечивающих функций биосферы – принципами государственной экологической политики России являются: 
 
Охрана окружающей среды и государственное регулирование использования природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 
 
Приоритет охраны здоровья нынешнего и будущих поколений людей от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. 
 
Приоритет вопросов охраны окружающей среды и устойчивого развития при принятии политических и экономических решений. 
 
Поддержание экологической безопасности государства как важнейшего элемента национальной безопасности России. 
 
Сохранение и поддержание жизнеобеспечивающих функций биосферы на территории России как основы экологической безопасности государства. 
 
Организация устойчивого использования природных ресурсов (возобновляемых – при условии организации работ по их возобновлению; невозобновляемых – при условии разработки их возобновляемой замены). 
 
Организационное отделение государственного контроля за природопользованием от организации природопользования. 
 
Предотвращение возможных опасных экологических последствий при развитии и размещении производительных сил. 
 
Принцип предосторожности: ограничение распространения технологий и веществ, последствия использования которых для здоровья человека и окружающей среды недостаточно ясны. 
 
Принцип “загрязнитель платит”: получение платы за загрязнение в размерах, обеспечивающих ликвидацию последствий загрязнения. 
 
Принцип “презумпции виновности” технологий – пользователи и распространители новых технологий и продуктов предварительно должны доказать их экологическую приемлемость. 
 
Принцип неистощающего использования возобновляемых ресурсов: темпы и масштабы использования пресной воды, плодородных почв, живых природных ресурсов должны соответствовать темпам их возобновления. 
 
Принцип минимизации изъятия невозобновляемых природных ресурсов: темпы использования невозобновляемых природных ресурсов должны соответствовать темпам разработки их устойчивой возобновляемой замены. 
 
Принцип учета зарубежного опыта в снижении экологических рисков. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Основные пути и формы осуществления экологической политики 
 
Среди основных путей и форм осуществления экологической политики России: 
 
Разработка и применение законодательства, защищающего природу и человека от неблагоприятных последствий использования природных ресурсов. 
 
Разработка и применение норм и правил, препятствующих загрязнению окружающей среды, а в случае загрязнения – определяющих механизм санкций за их нарушение и ликвидации последствий загрязнения для природы, и граждан. 
 
Создание и поддержание системы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды. 
 
Организационное отделение государственного контроля за природопользованием от организации природопользования. 
 
Разработка механизма взаимной ответственности субъектов Российской Федерации за состояние окружающей среды и природных ресурсов, разработка и проведение ими согласованной региональной экологической политики. 
 
Создание и поддержание системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих управление экологической безопасностью. 
 
Организация и проведение государственной экологической экспертизы перед принятием любого хозяйственного решения, способного оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье населения. 
 
Эффективное использование процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) со стороны инициатора такой деятельности. 
 
Определение допустимых масштабов воздействия на экосистемы как основы для определения хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем. 
 
Лицензирование всех видов деятельности, опасно влияющих на экологическую ситуацию. 
 
Государственная поддержка ресурсо- и энергосберегающих технологий и производств. 
 
Последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции для включения России в международную систему обеспечения экологической безопасности. 
 
Полное и своевременное возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного экологическими правонарушениями. 
 
Организация эффективного государственного и общественного контроля за исполнением природоохранного законодательства. 
 
Организация единой государственной системы экологического мониторинга. 
 
Совершенствование экономических механизмов и финансового обеспечения деятельности в области охраны окружающей среды. 
 
Распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды (в том числе посредством государственной поддержки издания экологической литературы и поддержки средств массовой информации). 
 
Выделение и реабилитация территорий с опасным изменением качества окружающей природной среды (зон экологического бедствия и экологического неблагополучия). 
 
Развитие сети особо охраняемых природных территорий, расширение зон ограниченного природопользования. 
 
Разработка и осуществление системы мероприятий по сохранению редких и исчезающих видов живых организмов, сохранению экосистем и ландшафтов. 
 
Поддержка разработки и внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий. 
 
Организация научных экологических исследований как основы разработки экологической политики государства. 
 
Формирование экологической культуры общества и воспитание экологического мировоззрения. 
 
Поддержка общественного экологического движения и привлечение общественности к решению экологических проблем, организации экологического контроля и мониторинга. 
 
Поддержка благотворительной деятельности, направленной на решение экологических проблем России. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.8 Органы управления природоохранной деятельностью 
Различают субъекты и объекты управления. В каждой стране как хозяйственная, так и нехозяйственная (военная, религиозная, спортивная и др.) деятельность общества сознательно управляются. Что имеется в виду под термином «управление»? Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме. 
 
Субъект управления – это тот, кто управляет. Объект управления – это тот, кем управляют. 
 
Субъектами управления природопользованием, в том числе и природоохранной деятельностью, выступают государственные органы общей компетенции, кроме того - специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, а также органы местного самоуправления. На уровне предприятий субъектами управления являются подразделения и службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные работники. 
 
К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Государственные и муниципальные органы общей компетенции ведают вопросами охраны природной среды наряду с множеством других направлений работы. 
 
К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяются на три вида: комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные природоохранные органы выполняют все экологические задачи или отдельные блоки задач, отраслевые занимаются своей отраслью (например, лесным хозяйством), функциональные отвечают за отдельные функции (например, мониторинг состояния окружающей природной среды). 
 
К охране природной среды имеют отношение многие министерства и ведомства. Например, Министерство экономического развития и торговли РФ, формируя стратегию социально-экономического развития, обязано учитывать и экологические интересы общественного развития. Госстандарт России осуществляет надзор за соблюдением государственных стандартов и в том числе за выполнением зафиксированных в них экологических требований. Госкомитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике разрабатывает экологические требования при капитальном строительстве, и т.п. 
 
Компетенция органов местного самоуправления по охране окружающей среды отражена в их уставах. Их роль напоминает роль государственных органов общей компетенции, только на гораздо более узком пространстве, относящемся к ведению соответствующего органа местного самоуправления – на уровне района или города. 
 
Объектами управления являются все природопользователи, как юридические, так и физические лица, независимо от характера и направлений их деятельности. Поскольку все организации и предприятия, все жители городов и деревень находятся и действуют в природной среде, то объектами управления являются все юридические и физические лица на территории нашей страны. Связи и отношения между субъектами и объектами управления в процессе природопользования и охраны природной среды строятся двумя способами. Первый - на основе правил и процедур, зафиксированных в действующих Законах и других нормативно-правовых актах. Второй - на основе договоров между конкретными субъектами и объектами управления. 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

2.9 Основные направления государственного экологического менеджмента 
Экологический менеджмент – это совместная управленческая деятельность государственных, производственных и общественных структур, опирающаяся на экологическое право. Экологической наукой разработано учение об экологических рисках. Выделяют риски природные и техногенные, постоянные и аварийные, нулевые и приемлемые. На основе эконометрических методов проводится оценка рисков, краткосрочных и долгосрочных потерь. Конкретные формулировки проблемы управление рисками приводят, как правило, к задачам многокритериальной оптимизации. Органы социально-экологической защиты населения используют экологический мониторинг (в том числе на основе снимков из космоса), а также экологический контроль за работой предприятий и организаций. Достаточно хорошо отработаны различные варианты организационно-экономического механизма управления экологической безопасностью, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды. 
 
Hа локальном уpовне экоменеджмент напpавлен главным обpазом на: 
 
контpоль за выполнением пpиpодоохpанного законодательства, экологических нормативов, квот; 
 
экологических последствий пpиpодопользования и пpоизводства пpодукции, выполнения пpинимаемых pешений; 
 
обеспечение совеpшенствования технологии пpоизводства в части снижения его аваpийности, степени технологического pиска, энеpго- и матеpиалоемкости, количества и токсичности выбpосов; 
 
оптимизацию pаботы конкpетных пpоизводственных (технических, энеpгетических, тpанспоpтных, агpаpных и агpопpомышленных) объектов в гpаницах pайона, поселка, гоpода; 
 
экологизацию пpоизводства за счет использования отходов одних пpедпpиятий в качестве pесуpсов дpугих; 
 
оптимизацию pайонных планиpовок с целью снижения вpедного воздействия пpоизводственных объектов на население и его pеабелитацию от этих воздействий, тpанспоpтной и пpоизводственной усталости; 
 
создание антpопогенных или напpавленную смену пpиpодных экосистем на более устойчивые к техногенным воздействиям; 
 
введение огpаничений на pазмещение и функциониpование пpоизводств, могущих оказать отpицательные экологические последствия на пpиpоду и здоpовье населения; 
 
оpганизацию системы опеpативной инфоpмации, адекватной в pеальной экологической обстановке; 
 
оpганизацию всеобщего непpеpывного экологического обpазования в pамках ныне действующих дошкольных учpеждений, общеобpазовательных школ, колледжей, лицеев, ВУЗов и специально создаваемых пpи них куpсов повышения экологической гpамотности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Модель устойчивого развития.

3.1 Сущность устойчивого  развития

Веками пророки, ученые, философы, историки, политики и экономисты искали некую концепцию, которая бы определила место человека в мире и в природе. Сегодня наиболее универсальной является идея устойчивого развития, впервые высказанная в 60-е гг. американскими социологами Е.Мишаном и К.Болдингом, разработавшими концепцию нулевого экономического роста и видевшими в общественном развитиии непрерывный и целенаправленный процесс, им же принадлежит мысль о роли экологии в эволюции. Сам термин "sustainable development" появился в биоэкологии и означал "самоподдерживаемость". С конца 1960-х термин стал использоваться в связи с рассмотрением возможных противоречий между глобальным экономическим ростом и нехваткой природных ресурсов. В 70-е большинство западных стран выстраивают свою экологическую политику в соответствии с положениями устойчивого развития. В 80-е концепция выстраивается в решениях и резолюциях Генеральной Ассамблее ООН. Окончательное формирование модели нашло отражение в докладе "Наше общее будущее", подготовленном для ООН в 1987 г. Международной комиссией Гру Харлем Брудтланд по окружающей среде и развитию, положившей начало практическим шагам в создании и осуществлении мировой экологической сиратегии и впервые заявившей о проблеме экологической безопасности. В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась на которой 178 стран (сейчас более180) приняли Модель Устойчивого развития как основу для национальной и международной политики (и не только в экологических вопросах).

В основу УР положена идея согласованного управления тремя взаимосвязанными сферами - экономикой, экологией и  социальными процессами. Без динамичного  сбалансирования этих сфер не может  быть в принципе ни устойчивого экономического роста, ни рационального использования  природно-ресурсного потенциала в интересах  существующего и будущих поколений, ни социальной стабильности. Под флагом гомеостатики (отрасли экологии, моделирующей катастрофы и пути выживания человечества) наука достигла поразительных результатов, но лавинообразный технократический прогресс влечет за собой такую же лавинообразную природную катастрофу, а это приводит к снижению имунного интеллекта популяции людей, сокращению численности и, в конечном счете, к замедлению и остановке прогресса.[1] Требуется кардинальные перемены - отход от технократического пути развития общества, его гуманизация что дает предпосылки для выработки новой стратегии развития России[2] .

Главная цель концепции устойчивого  развития состоит в том, чтобы  сохранить природу и ее богатство  не только для сегодняшних поколений, но и для наших потомков. Переход  к устойчивому развитию - объективное  требование времени. Оно вызвано  тем, что кризисное состояние  общества, сопровождаемое спадом производства, снижением уровня потребления населения, возникновением очагов и зон бедствия, побуждает к поискам принципиально  новых решений для формирования основ социально-экономического развития на принципах идей устойчивости.

Информация о работе Экология России