Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:31, реферат
Глобальная система мониторинга окружающей среды, система местного экомониторинга, правовое и нормативное экообеспечение.
1. Современное состояние природной среды
2. Что такое мониторинг, мониторинг окружающей среды, экологический мониторинг?
3. Глобальная система мониторинга окружающей среды
4. Государственный экологический мониторинг
5. Единая государственная система экологического мониторинга
6. Как создать систему местного экомониторинга?
7. Правовое и нормативное экообеспечение
Первоочередной
задачей была признана организация
мониторинга загрязнения
Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях (рис. 3), которым соответствуют специально разработанные программы:
Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы Человек и биосфера, имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.
Программы
наблюдений формируются по принципу
выбора загрязняющих веществ и соответствующим
им характеристикам. Определение этих
загрязнений при организации
систем мониторинга зависит от цели
и задач конкретных программ: так,
в территориальном масштабе приоритет
государственных систем мониторинга
отдан городам, источникам питьевой
воды и местам нерестилищ рыб; в отношении
сред наблюдений первоочередного внимания
заслуживают атмосферный воздух
и вода пресных водоемов. Приоритетность
ингредиентов определяется с учетом
критериев, отражающих токсические
свойства загрязняющих веществ, объемы
их поступления в окружающую среду,
особенности их трансформации, частоту
и величину воздействия на человека
и биоту, возможность организации измерений
и другие факторы.
Глобальная
система мониторинга окружающей
среды (ГСМОС)- основывается на системах
национального мониторинга, которые функционируют
в различных государствах согласно как
международным требованиям, так и специфическим
подходам, сложившимся исторически или
обусловленным характером наиболее остро
стоящих экологических проблем. Международные
требования, которым должны удовлетворять
национальные системы-участники ГСМОС,
включают единые принципы разработки
программ (с учетом приоритетных факторов
воздействия), обязательность наблюдений
за объектами, имеющими глобальную значимость,
передачу информации в Центр ГСМОС. На
территории СССР в 70-е годы на базе станций
гидрометеослужбы была организована Общегосударственная
служба наблюдений и контроля состояния
окружающей среды (ОГСНК), построенная
по иерархическому принципу.
Рис.
4. Лоток информации в иерархической
системе ОГСНК
В
обработанном и систематизированном
виде полученная информация представлена
в кадастровых изданиях, таких
как Ежегодные данные о составе
и качестве поверхностных вод
суши (по гидрохимическим и
Помимо
ОГСНК, входящей в систему Росгидромета
(Федеральной службы России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды),
экологический мониторинг осуществляется
целым рядом служб, министерств
и ведомств.
С целью радикального повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, обеспечению экологической безопасности человека в Российской Федерации создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
ЕГСЭМ решает следующие задачи:
ЕГСЭМ
в свою очередь включает в себя
следующие основные компоненты:
При этом распределение функций между центральными органами исполнительной федеральной власти осуществляются следующим образом.
Госкомэкологии: координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга ОПС; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.
Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения ОПС; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды.
Роскомзем: мониторинг земель.
Министерство
природных ресурсов: мониторинг недр,
включая мониторинг подземных вод
и опасных геологических
Рослесхоз: мониторинг лесов.
Роскартография:
осуществление топографо-геодезического
и картографического обеспечения ЕГСЭМ,
включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных систем. Госгортехнадзор
России: координация развития и функционирования
подсистем мониторинга геологической
среды, связанных с использованием ресурсов
недр на предприятиях добывающих отраслей
промышленности; мониторинг обеспечения
промышленной безопасности (за исключением
объектов Минобороны России и Минатома
России). Госкомэпиднадзор России: мониторинг
воздействия факторов среды обитания
на состояние здоровья населения. Минобороны
России; мониторинг ОПС и источников воздействия
на нее на военных объектах; обеспечение
ЕГСЭМ средствами и системами военной
техники двойного применения. Госкомсевер
России: участие в развитии и функционировании
ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.
Технологии единого экологического мониторинга
(ЕЭМ) охватывает разработку и использование
средств, систем и методов наблюдений,
оценки и выработки рекомендаций и управляющего
воздействия в природно-техногенной сфере,
прогнозы её эволюции, энерго-экологические
и технологические характеристики производственной
сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические
условия существования человека и биоты.
Комплексность экологических проблем,
их многоаспектность, теснейшая связь
с ключевыми отраслями экономики, обороны
и обеспечением защиты здоровья и благополучия
населения требует единого системного
подхода к решению проблемы. Мониторинг
в целом создан, чтобы предотвратить различные
экологические проблемы, а также разрушение
экосистем.
Начиная создавать систему местного мониторинга загрязнений окружающей среды, следует:
1) Четко определить территорию исследования.
2)
После этого необходимо
Площадные, или неорганизованные, источники не имеют определенной трубы - ЗВ выбрасываются по определенной площади. Это автомобильные и железнодорожные магистрали, сельхозугодья, на которых применяются удобрения и пестициды, лесные угодья, которые могут обрабатываться инсектицидами и дефолиантами.
Различают
локальные источники, т.е. расположенные
на территории исследования или в
пределах 10-20 км от нее и региональные,
расположенные в 50-200 км. При этом
следует попытаться оценить источники
и выделить наиболее мощные, определяющие
уровень загрязнения Вашей
Например,
зона воздействия точечного
В таких случаях, более мелкие источники тяжелых металлов и сернистых соединений практически не оказывают влияния на общую картину загрязнения, т.к. полностью подавляются более мощным источником. Результаты измерений, таким образом, будут определяться метеорологическими факторами переноса ЗВ и интенсивностью выбросов комбината.
Важно также обратить внимание на пути распространения ЗВ. Вещества от источника в окружающую среду могут поступать в виде выброса в атмосферу или сброса в водоток или канализацию. Инвентаризация источников - кропотливая и трудная работа. Однако, успешно проведенная инвентаризация источников обещает половину успеха. Получить необходимую информацию об источниках и мощности выбросов можно в местных комитетах по экологии. Каждый промышленный объект, выделяющий в окружающую среду продукты своей деятельности, имеет экологический паспорт и обязан провести инвентаризацию источников загрязнения на своей территории.
3) На третьем этапе, используя знания и методики биоиндикации, следует попытаться обнаружить эффекты.
4) Четвертый этап включает комплексное обследование всех сред исходя из имеющихся у вас средств измерений.
Здесь на первых порах большую
пользу принесут простые
Конечно,
при ограниченных количествах наблюдений
вы не сможете воссоздать биогеохимические
циклы. Эта задача под силу лишь крупным
научным коллективам, однако, уже
сможете судить об уровне загрязнения
и об источниках, вносящих максимальный
вклад в загрязнение природной
среды Вашей местности. Конечной
целью проведения комплексного обследования
территории является оценка состояния
загрязнения Вашей местности. Оценка
включает сравнение уровней загрязнения
Вашей местности с другими
районами, обычным, фоновым уровнем
загрязнения по выбранным загрязняющим
веществам и определение силы
воздействия и соответствия качества
сред принятым предельно допустимым
нормам. К сожалению, экологические
нормы в полной мере не разработаны и часто
приходится использовать лишь санитарно-гигиенические
нормы. С фоновыми уровнями можно ознакомиться
в местных СЭС, комитетах экологии и в
ежегодниках Росгидромета.