Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:31, реферат
Глобальная система мониторинга окружающей среды, система местного экомониторинга, правовое и нормативное экообеспечение.
1. Современное состояние природной среды
2. Что такое мониторинг, мониторинг окружающей среды, экологический мониторинг?
3. Глобальная система мониторинга окружающей среды
4. Государственный экологический мониторинг
5. Единая государственная система экологического мониторинга
6. Как создать систему местного экомониторинга?
7. Правовое и нормативное экообеспечение
Экологические
мониторинги окружающей среды могут
разрабатываться на уровне промышленного
объекта, города, области, края, республики
в составе федерации.
Характер
и механизм обобщения
информации об экологической обстановке
при её движении по иерархическим уровням
системы экологического мониторинга определяются
с помощью понятия информационного
портрета экологической
обстановки. Последний представляет
собой совокупность графически представленных
пространственно распределённых данных,
характеризующих экологическую обстановку
на определённой территории, совместно
с картоосновой местности.
При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:
Следует
принять во внимание,
что сама система
мониторинга не включает
деятельность по управлению
качеством среды,
но является источником
необходимой для
принятия экологически
значимых решений
информации.
Термин контроль, нередко употребляющийся
в русскоязычной литературе
«Экологический контроль» — это деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.
Законодательные
основы экологического контроля регулируются
Законом РФ «Об охране окружающей
природной среды»;
Экологический контроль ставит своими задачами:
Система экологического
Классификация экологического мониторинга
Рис. 2
Существуют
различные подходы к
Осуществление экологического мониторинга в Российской Федерации входит в обязанности различных государственных служб. Это приводит к некоторой неопределенности в отношении распределения обязанностей госслужб и доступности сведений об источниках воздействия, о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. Ситуацию усугубляют периодические перестройки министерств и ведомств, их слияния и разделения.
На региональном уровне экологический мониторинг и/или контроль обычно вменяется в обязанность:
• Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами
действующих предприятий).
• Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).
• Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания).
• Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и
гидрогеологические наблюдения).
• Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду
(наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).
•
Различным ведомственным
Для того, чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные государственными службами, важно точно знать функции каждого из них в области экологического мониторинга
В
системе официального экологического
мониторинга задействованы
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим уровни экологического мониторинга, принятые в России (рис. 3).
Рис.3
В идеальном случае система импактного мониторинга должна накапливать и анализировать детальную информацию о конкретных источниках загрязнения и их воздействии на окружающую среду. Но в сложившейся в РФ системе сведения о деятельности предприятий и о состоянии среды в зоне их воздействия по большей части усреднены или основаны на заявлениях самих предприятий. Большая часть доступных материалов отражает характер рассеяния загрязняющих веществ в воздухе и в воде, установленный с помощью модельных расчетов, и результаты замеров (ежеквартальных — по воде, ежегодных или более редких — по воздуху). Состояние окружающей среды достаточно полно описывается лишь в крупных городах и промышленных зонах.
В области регионального мониторинга наблюдения ведутся в основном Росгидрометом, имеющим разветвленную сеть, а также некоторыми ведомствами (агрохимслужба Минсельхозпрода, водно-канализационная служба и др.) И, наконец, существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы МАВ (Man and Biosphere). Практически не охваченными сетью наблюдений остаются малые города и многочисленные населенные пункты, подавляющее большинство диффузных источников загрязнения. Мониторинг состояния водной среды, организованный, прежде всего, Росгидрометом и, до некоторой степени, санитарно-эпидемиологическими (СЭС) и коммунальными (Водоканал) службами, не охватывает подавляющее большинство малых рек. В то же время известно, что загрязнение больших рек в значительной части обусловлено вкладом разветвленной сети их притоков и хозяйственной деятельностью в водосборе. В условиях сокращения общего числа постов наблюдений очевидно, что государство в настоящее время не располагает ресурсами для организации сколько-нибудь эффективной системы мониторинга состояния малых рек.
Таким
образом, на экологической карте
ясно обозначены белые пятна, где
систематически! наблюдения не проводятся.
Более того, в рамках сети государственного
экологического мониторинга отсутствуют
предпосылки к их организации
в этих местах. Именно эти белые
пятна могут (а часто и должны)
стать объектами общественного
экологического мониторинга. Практическая
ориентация мониторинга, концентрация
усилий на местных проблемах в
сочетании с продуманной схемой
и корректной интерпретацией полученных
данных позволяют эффективно использовать
имеющиеся у общественности ресурсы.
Кроме того, эти особенности общественного
мониторинга создают серьезные
предпосылки для организации
конструктивного диалога, направленного
на консолидацию усилий всех участников.
В 1975г. была организована
Понятие
общественная экологическая экспертиза
возникло в конце 80-х годов и
быстро получило широкое распространение.
Первоначальная трактовка этого
термина была весьма широкой. Под
независимой экологической
Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной. Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).
Объектами государственной экологической экспертизы являются:
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Целью экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-экономических и иных последствий.
Согласно
Закону, экологическая экспертиза основывается
на принципе презумпции потенциальной
экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной или иной
деятельности. Это означает, что
обязанностью заказчика (хозяина намечаемой
деятельности) является прогноз воздействия
намечаемой деятельности на окружающую
среду и обоснование