Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:22, реферат
Сегодня все чаще приходится слышать о неблагоприятной экологической обстановке, кризисе, катаклизмах. Что мы оставляем в наследство своим детям? Тенденция к потреблению все ближе подводит нас к разрушению того мира, в котором мы живем. С болью приходится видеть, как некоторые дети, подражая взрослым, БЕЗДУМНО рвут цветы и листья, оставляют после себя мусор на берегу озера, забывают тушить костер.
Е.В.Шиков также акцентирует внимание на том, что основные факты в экологических сказках должны быть даны правдиво, с научной достоверностью. Вымышлены в них лишь события и разговоры между растениями или животными, которые помогают детям понять суть происходящего в природе: «Сказки основаны на вымыслах, но придуманы не для забавы. В них выражены представления людей о жизни и справедливости, они учат жить. Экологические сказки не исключение».
Так, обращаясь к сказке «Царевна-лягушка», Е.В.Шиков отмечает: «Как и все волшебные сказки, “Царевна-лягушка” происходит от древнего мифа о природе, уходящего корнями в глубь тысячелетий. Он отражал представление людей о мире и служил для объяснения природных явлений. Но шли века. Менялась жизнь, и постепенно древние мифы превратились в волшебные сказки, главным в которых стал уже не образный рассказ о природе, а утверждение морали и нравственности». И дальше, он размышляет о том, кто же такая Царевна-лягушка? И было ли вообще чудесное превращение? И предлагает авторский вариант сказки «Девушка-лягушка». Почитайте. Вам это покажется весьма любопытным. И еще вы узнаете, как возникло описание Бабы-яги и что такое на самом деле избушка на курьих ножках. Автор доказывает, что «…все фантазии рождаются из действительных образов». Считая природу разумной и божественной, наши предки (язычники) постоянно обращались к ней за помощью. Считая, что защитой от злых сил служит одежда, символы природы вышивали по вороту рубах, по краям рукавов, по подолу платьев.
Сказка ни в коей мере не должна восприниматься как историческое повествование. Это художественное произведение, – считает Е.В.Шиков.
Вспомним на минуточку, что экология – это наука. Детская писательница Тамара Крюкова уверена, что «…любая наука начинается со сказки. Прежде, чем появился самолет, был ковер-самолет, а вместо телевизора – блюдечко с наливным яблочком». Звучит весьма убедительно, не правда ли? В своих сказках Тамара Крюкова пробует найти ответы на некоторые «почему», которые касаются животного и растительного мира. Об этом ее «Сказки для почемучек». Некоторые из них опубликованы на страницах журнала «Наука и жизнь». Это говорит о том, что в достоверности информации, которая содержится в сказках Т.Крюковой, сомневаться не приходится.
Важный момент – информативность экологической сказки. Особенно, если речь идет о малышах. Экологические сказки должны быть информационно емкими, но не следует и перегружать их. Иногда достаточно одного, двух предложений для сообщения интересного факта. Специалисты единодушно сходятся на том, что сказки должны быть доступны детям, а изложение – отличаться выразительностью. Рекомендуется использовать традиционные сказочные приемы и атрибуты, к которым дети уже привыкли. Или, например, лексику: «жили-были», «за тридевять земель», «в тридевятое царство, в тридесятое государство», «долго ли, коротко ли», «жить-поживать».
Как средство Экологического воспитания
Чем вызван интерес к экологической сказке у детского библиотекаря-практика, понять несложно. Как уже говорилось, ребенок и сказка – понятия неразрывные. И хочется, чтобы в арсенале библиотекаря, ведущего работу по экологическому воспитанию и просвещению, сказка заняла свое законное место.
Специалисты (отнесем к их числу писателей, педагогов, библиотекарей) по отношению к экологической сказке занимают разные позиции. Одни пишут сказки сами. Другие ищут экологическое содержание в уже написанных. Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательной и образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и детей. А некоторые используют известные сказочные сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня.
Но все безоговорочно сходятся на одном – экологическая сказка необходима. Она безоговорочно зачислена в арсенал самых эффективных средств, способствующих экологическому воспитанию. Особенно детей младшего возраста.
Е.Усатова: «…экологическая сказка вполне оправдывает свое существование как творческий процесс донесения биологической и экологической проблематики для детей».
Е.В.Шиков: «Перед чтением сказки детей необходимо настроить на ее восприятие и сказать буквально несколько слов о теме, затронутой в повествовании. Затем обсудить прочитанное».
Что написано пером…
Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост. Г.А.Фадеева. – Волгоград : Учитель, 2003. – 57 с.
Подход к экологической сказке у Г.А.Фадеевой – практический. Сказки, вошедшие в сборник, призваны образно и доступно объяснить читателю суть экологических проблем, причины их появления, помочь осмысленно воспринимать окружающий мир и изменения, происходящие в нем. Также они нацелены на формирование бережного отношения к природе. Цель сборника – оказать помощь учителям начальных и 5-6-х классов в проведении уроков природоведения, в воспитании у детей экологической культуры при изучении курса «Окружающий мир». И еще во «Введении» автор отметила, что «…сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления».
Составитель сборника считает: «В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка». К этой мысли Г.А.Фадеевой мы еще вернемся.
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с. – (Развивающие сказки для детей).
Ценно, что методика работы с экологическими сказками Т.А.Шорыгиной носит активный характер. Работа ведется не в привычном режиме «рассказчик – слушатель», а побуждает к размышлениям и активному действию.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – С. 155–158.
Здесь предмету нашего разговора посвящена глава «Путешествия в экологические сказки»: «В отличие от других сказок, наши “сказочные” методики позволяют ребенку представить себя в качестве главного действующего лица». По мнению автора, «эти методики способствуют развитию у младших школьников способности к самоконтролю, самооценке, являются началом пути к самовоспитанию экологической культуры».
Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. – Мн. : Асар, 1998. – 160 с. : ил.
«Я убеждена, что у нас, так любящих чудеса и сказки, есть все возможности для претворения предложенных методик в жизнь».
Как уже упоминалось, некоторые предпочитают не писать экологические сказки, а искать «экологическое содержание» в сказках уже написанных… Действительно, важно уметь разглядеть в сказке экологическое содержание. Это лучше, чем сочинять, мягко говоря, не очень хорошие сказки.
Составитель книги Л.П.Молодова – кандидат биологических наук. А как отмечалось, любая наука начинается со сказки. И в сборник включены сказки, которые «…не только познавательны, в них есть и волшебство, и приключения, и неожиданности, в них мирно уживаются серьезное и смешное, веселое и грустное, потому что все они написаны замечательными писателями, мастерами слова, искренне любящими природу».
Открывает книгу сокращенный вариант пьесы-сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». Составитель сборника акцентирует внимание на необычном персонаже. Это лес. Он наряду с другими героями является «равноправным действующим лицом, потому что самые важные события сказки, где причудливо переплетаются волшебное и реальное, происходят именно в лесу. Иногда, оценивая поступки людей, он выступает либо помощником, либо строгим судьей».
В сборник вошла сказка А.Исаакяна «Самая нужная вещь» – о важности солнца и почвы для выращивания хлеба. Легенда В.Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного» о живительной силе воды. Сказки Д.Мамина-Сибиряка, В.Бианки, Н.Сладкова, Б.Заходера, Н.Позднякова, Н.Надеждиной. Завершает сборник современная приключенческая сказка Э.Успенского «Отпуск крокодила Гены». А в конце – «Комментарии к экологическому содержанию сказок». Они помогут направить разговор с детьми в нужное русло и не упустить ничего важного.
Есть критерии оценки экологической сказки. Она должна:
· учить думать о последствиях своих поступков;
· воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, ответственность за сохранение ее богатства и красоты;
· расширить экологический кругозор, быть познавательной;
· информация должна быть достоверной;
· быть художественной.
«Сказки являются прекрасным примером того, как полезно мечтать. Что такое мечта? Это сфокусированное желание творить чудеса, особенно если оно сочетается с чистым сердцем».
Список литературы
1 Букин А.П. В
дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1999.
2 Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта
работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.:
Просвещение, 2007.
3 Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
4 Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа.-1989, N12,
5 Плешаков А.А. Изучение темы
"Природа и мы" в новом курсе природоведения. //Начальная школа.-2004, N8,
6 Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. //Начальная школа.-2006, N8,
Информация о работе Экологические сказки. Их назначение и роль в воспитании