Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:08, курсовая работа
Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказках напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, рассуждающее воображение, наблюдательность, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.
Введение……………………………………………………………стр. 3
Основная часть
§1 Что такое сказка………………………………………………...стр. 4
§2 Классификация сказок………………………………………….стр. 9
2.1 Сказки о животных………………………………………стр. 10
2.2 Волшебные сказки……………………………………….стр. 10
2.3 Бытовые сказки…………………………………………..стр. 10
2.4 Сказки смешанного типа………………………………..стр. 11
§3 Роль сказки в воспитании детей………………………………стр. 12
§4 Методика и формы работы над сказкой……………………...стр. 18
§5 Анализ содержания сказки…………….……………………...стр. 21
Заключение………………………………………………………...стр. 23
Список используемой литературы……………………………….стр. 24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть
§1 Что такое сказка………………………………………………...
§2 Классификация сказок………………………………………….стр. 9
2.1 Сказки о животных………………………………………стр. 10
2.2 Волшебные сказки……………………………………
2.3 Бытовые сказки…………………………………………..стр. 10
2.4 Сказки смешанного типа………………………………..стр. 11
§3 Роль сказки в воспитании детей………………………………стр. 12
§4 Методика и формы работы над сказкой……………………...стр. 18
§5 Анализ содержания сказки…………….……………………...стр. 21
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………….стр. 24
Введение
«От ее слов, - вспоминает Горький о сказках бабушки, - всегда оставалось до сего дня чувство крылатой радости, чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок, возбуждали желание самому творить чудеса». М. Горький.
К теме «сказка как средство
воспитания» я обратилась
Какими же методами, приемами
можно способствовать
Для детей представляет
Предметом исследования
Цели исследования:
1. Раскрыть исторические
и психологические аспекты
2. Изучить состояние
и перспективы развития
3. Выяснить наиболее
эффективные методы и приемы
работы над сказкой,
Это приведет к тому, что повысится уровень развития речи, воображения, мышления и образной памяти у детей, а также будет воспитываться любовь к книге, чувство ответственности и уважения к старшим.
Задачи исследования:
Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Определить
психолого-педагогические и
2. Разработать
педагогические приемы и
3. Воспитывать у
детей через сказки разных типов стремление
быть добрым и честным, уметь сопереживать,
желание быть похожим на положительных
героев.
§1 Что же такое сказка?
Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать). Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается.
Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка – вымысел.
От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий. Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай.
Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга. В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: "Сказка о цыгане"; "Сказка о воре Тимашке".
Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева "Народные русские сказки" (1855 г.): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И.Даля.
В конце XIX – в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова "Сказки и предания Самарского края" (1884 г.)
В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: "Севеные сказки", "Великорусские сказки Пермской губернии" (1914 г.).
Тексты сопровождаются пояснениями и указателями. После Октябрьской революции собирание сказок приняло организованные формы: его вели научные институты и высшие учебные заведения. Они продолжают эту работу и сейчас.
Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия – победы героя-дурачка, "низкого героя". Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту "дурачка", как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждено ею: жадность, хитрость, корысть.
Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна. Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…".
В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост. Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.
С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема. В.А.Бахтина утверждает, что ребенка может занимать только внешнее повествование, связанное с героем – радость, переживание, страх. Но сама такая возможность сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место потому, что сказка переносит самые невероятные события так, как-будто они постоянно имеют место в действительности. И ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.
Механизм смыслопознания в процессе восприятия и переживания сказки ребенком исследуются А.В. Запорожцем. Он писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения.
Под влияния слушания у ребенка возникает сочувствие к герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. В определенных условиях у детей эмоциональные образы начинают предвосхищать то, что должно случиться с героем. Эмоция образа отражает внутренние изменения, происходящие в глубине сущностных характеристик человека. В детском сознании внешняя картина ситуации, отраженная в сказке, совмещается с картиной тех волнений, которые вызывает у ребенка эта ситуация. Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя развернутая действительность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях.
Лишь потом она переходит во внутренний план – план эмоционального воображения. В формировании предчувствия результатов действия другого лица и эмоционального предвосхищения последствий собственных действий большое значение имеют образы словесного описания и наглядного изображения событий, как бы моделирующих их смысл для самого ребенка и близких ему людей. Эти выразительные средства имеют социальное происхождение. Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.
Этот внутренний переход возможен только тогда: когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. В процессе этого сопереживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаление последствия человеческих действий, почувствовать их смысл для разных людей. Здесь необходимо отметить, что всякая сказка рассказывает об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная ребенку, но именно она позволяет ребенку постичь высоту проявления чувств, их нравственный смысл.
Однако, без помощи взрослых в истолковании и освоении последнего нравственный смысл сказочных образов остается "взрослым", недоступным ребенку.
Процесс самостоятельного осмысления
сказки ребенком оставляет его на уровне
житейского смысла и не раскрывает подлинной
их нравственной сущности. Очевидно, что
эту работу ребенок не может совершить
без помощи взрослых. Интеллектуализация
эмоций происходит в процессе познавательной
эффективной деятельности по толкованию
жизненных смыслов, отраженных в сказке.
Этот процесс не открывается ребенком,
а формируется по пути социального наследования.
§2. Классификация сказок.
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.