Экологические проблемы и инновационные технологии в информационном обслуживании организаций АРК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 21:10, дипломная работа

Описание работы

Целевое задание дипломной работы: «Описать инновационные технологии, выявить и разработать рекомендации по устранению экологических проблем в информационном обслуживании организаций АРК»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРК
1.1. Понятия и особенности инновационной деятельности………….15
1.2. Направления инновационной деятельности в АРК……………...19
1.3. Нормативно- законодательная база для инновационной деятельности…………………………………………………………………...33
2.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Объемы и виды информационного сервиса в Крыму…………...48
2.2.Экологические проблемы в информационном обслуживании организаций……………………………………………………………………68
2.3. Экологические нагрузки от оборудования, носителей информации и проблемы утилизации отходов……………………………...75
2.4. Эффективность экологического предпринимательства в сфере инновационных технологий…………………………………………...83
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ……………………………………………...90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 756.50 Кб (Скачать)
  1. Улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка. Примером удачной реализации подобной стратегии может служить популярный в Германии бренд "Happy Chicken" (Счастливый Цыпленок). Первоначально такая маркировка действительно ставилась на бройлерных цыплят, выращенных в экологически чистых условиях, без применения генетически измененного корма и искусственных кормовых добавок. Затем под этим брендом стали выпускаться и другие продукты питания. Параллельно шла активная раскрутка нового бренда. Потребителям внушали, что используя продукцию с маркировкой "Happy Chicken", заботятся о своем здоровье и здоровье своих близких. На сегодняшний день популярность этого бренда в Германии столь велика, что даже несмотря на в полтора-два раза более высокую цену (по сравнению с обычной продукцией), продукты с маркировкой "Happy Chicken" пользуются очень высоким спросом. Тенденцией 1990-х годов можно назвать новый подход, в соответствии с которым фирмы пересматривают влияние их продукции на окружающую среду в течение всего жизненного цикла товаров, начиная с момента их производства до утилизации после выхода из употребления (концепция "from cradle to grave"). Например, канадская компания "Блэк энд Декер" в рамках этой концепции разработала программу изъятия отслужившей продукции у покупателя для переработки ее компонентов. На самом деле принципиально повысить уровень экологичности товара нельзя, только устранив загрязнение на конечном этапе производства или потребления. Например, отказ от добавок свинца в автомобильном топливе понизил загрязнение окружающей среды, но кардинально не решил проблему чистоты воздуха. Очевидно, что здесь необходимо усовершенствование самого двигателя, то есть создание новой продукции.
  2. Разработка принципиально новой продукции и даже создание для этой цели специализированных компаний. Необходимость решения экологических проблем и жесткая конкуренция на рынке открывают широкие возможности по разработке, производству и сбыту совершенно новой продукции вместо экологически опасной. При этом наибольшие перспективы компаниям дает опережающая стратегия. В ряде случаев фирмы создают новую продукцию из отходов производства.
  3. Привлечение зарубежных инвестиций. Быстрое развитие рынка экологических товаров и услуг в ряде случаев приводит к нежеланию компаний внедрять новую продукцию, которая может устареть раньше, чем ее продажи начнут приносить прибыль. Для снижения степени риска фирмы стараются привлечь зарубежных инвесторов, особенно из стран, где уже существует развитый рынок экологических товаров и услуг. Помимо распределения рисков прямые иностранные инвестиции открывают возможности получения новых технологий и расширения рынков сбыта.
  4. Возможность оказания экологических услуг в форме информационной, консультационной, экспертной помощи в решении природоохранных проблем, подготовки специалистов-экологов и т.д. Подобные услуги часто предоставляются фирмами-производителями экологических товаров, но появляются и специализированные компании, например, инжиниринговые, разрабатывающие проекты экологической реконструкции производства. Эти компании дают рекомендации относительно наиболее подходящих заказчику видов очистного оборудования, его строительства, ремонта и эксплуатации.

   Другие  новые области услуг: технические консультации, экологическая оценка и аудит, управление отходами и переработкой, транспортные услуги, розничная торговля, "зеленые" реклама и маркетинг. Большинство компаний, оказывающих такие услуги, действуют на глобальном уровне, хотя существуют и предприятия, работающие на местных и региональных рынках. Примером успешного действия на рынке услуг может служить компания "ЭКОТЕК", предоставляющая целый набор консультационных услуг в области экологии, включая базу данных POLMARK, содержащую информацию об экологических технологиях 6,5 тыс. европейских фирм [3].  Целый ряд компаний использует сразу несколько направлений для развития своего бизнеса, что позволяет снизить риски при переходе к новой стратегии.  Эксперты единодушно оценивают рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий и один из самых динамично развивающихся в мире. Отсутствие общепринятой классификации этого нового вида продукции затрудняет точную количественную оценку, однако уже сейчас объем экологического рынка оценивается как минимум в 500 млрд. долларов [15]. Наблюдается стабильная тенденция его роста темпами, значительно превышающими средние темпы развития мировой экономики. Возрастает диверсификация экологически чистой продукции. Если первоначально она использовалась лишь в сфере контроля воздушной среды, сточных вод и утилизации отходов, то ныне внедряется практически во все сферы мирового производства. Возникают целые отрасли промышленности, ориентированные на выпуск экологически чистой продукции - производство вторичных драгоценных металлов; автомобильных и других катализаторов; аналитических приборов и оборудования по мониторингу производственных процессов; оборудования для получения энергии из нетрадиционных источников; биотехнологии в пищевой промышленности и др. Товары нового рынка составляют все возрастающую долю во всей производимой продукции развитых стран. Так, по американским оценкам, доля экологически чистых товаров в новой продукции, производимой в США, составила 10-15% и имеет тенденцию к росту. В итоге те компании, которые раньше других осознали и учли в своей корпоративной стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получили неоспоримые конкурентные преимущества. Это верно также и для целых государств. Многочисленные исследования, в частности Всемирного банка, подтверждают, что в противоположность бытующим представлениям, страны, учитывающие экологический фактор и имеющие наиболее жесткие экологические стандарты, как правило, являются наиболее конкурентоспособными на этом быстрорастущем рынке [23]. Его безусловными лидерами являются компании государств, первыми принявших экологически ориентированную модель экономического развития. Лидирующие позиции по созданию экологических производств и экспорту экологической продукции занимают США, Япония и страны Западной Европы, прежде всего Германия [23].  

    3.Рекомендации по устранению выявленных проблем

     Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом инновационных проблем могут осуществляться различными путями:

     1. Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его материальные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно[16]. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает сам процесс более длительным и, как правило, приводит к значительному перерасходу ресурсов.

     2. Централизованное управление процессом информатизации. Этот путь не может быть реально осуществлен, так как рассматриваемый процесс является настолько сложным, что практически относится к неуправляемым объектам.

     3. Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы существования процесса и желательные направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать излишних затрат.

     Развитые страны и регионы, первыми начавшие переход к информационному обществу, могут позволить себе первый путь решения возникающих при этом проблем, так как для них фактор времени не столь существенен. Они и так являются первыми в этой сфере. 
Регионы, отставшие в развитии информационной сферы, в том числе Украина, должны выбирать третий путь, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному отставанию. Таким образом информатизация общества порождает целый комплекс проблем, от решения которых зависит выбор и реализация пути развития человечества. При этом,  если на начальном этапе информатизации основную роль играют научно-технические и технологические проблемы, то на последующих этапах главную роль начинают играть социальные проблемы, решение которых и определит исход информатизации[25].

     Решение инновационных проблем также взаимосвязано с решением ряда экологических проблем по следующим направлениям выявленных в работе:

     - необходимо совершенствовать маркетинговую сеть по образовательному уровню потребителей (учебные организации, ЧП, Центр занятости, прокуратура);

-   упорядочить систему утилизации и рекуперации отходов в этой сфере информационных услуг ( выполнять всем юридическим лицам Распоряжения (Предписания) РК АРК; Совмину найти средства для финансирования мероприятий по этому направлению; Заключать договора по этому расширению сети приемных пунктов для этих отходов; Осуществлять различные рейды).

-  привлечь  СМИ для регулярных сообщений ( О различных (новых) инновационных технологиях; Об удачных акциях против нарушений в экологическом законодательстве; Публикации о изменениях в экологическом законодательстве и в законодательстве об инновационной деятельности).

-     ускорить темпы внедрения в  практику предпринимательства Закона  «Об инновационной деятельности»  ( Разработка нормативных документов  по правомерности использования электронных  носителей информации, видов инновационных технологий, регистрации инновационной деятельности в целом или по маркетинговым сетям; Совмину выявить и стимулировать приоритетные направления инновационной деятельности). 
 

Заключение

     Поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой. Инновационная деятельность является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов. Она же взаимосвязана с определенным кругом экологических проблем, которые можно сгруппировать, как проблемы качества экологической информации, доступу к ней, проблемы по обращению с отходами и по уровню параметрического загрязнения окружающей среды, обусловленными особенностями эксплуатации и обслуживания технического оборудования в этой сфере.

     1. В работе дан обзор литературных  сведений по видам и особенностям  инновационной деятельности в  АРК и Украине. Рассмотрены ключевые термины и понятия в этой сфере. Показано, что в АРК основными направлениями в инновационной деятельности являются: Модернизация электростанций и электросетей; Машиностроение   и   приборостроение; Нанотехнологии, микроэлектроника, информационные технологии, телекоммуникации; Усовершенствование химических технологий, новых материалов, развитие биотехнологий; Высокотехнологическое развитие сельского хозяйства; Транспортные системы; Охрана и оздоровление человека и окружающей среды; Развитие инновационной культуры общества.

     2. Систематизированы сведения по информационному сервису в АРК. Составлена карта-схема маркетинговой сети. Выбраны объекты для экологического анализа, а именно: Симферополь, Ялта, Алушта, Красноперекопск, Феодосия, Севастополь, Керчь.

     3.Выявлен  ряд экологических проблем в  сфере информационного обслуживания  населения: Материально-технические; Технологические; Проблемы связи; Организационные; Социальные; Научные, так же нарушаются экологические права и законные интересы практически всего населения Украины.

     4.Составлен  перечень видов экологической  нагрузки, производимой в ходе эксплуатации носителей информации: отходы (утилизация, списание, зип и др.); параметрические загрязнители (Шум, вибрации, Ультразвук, Электромагнитные и электростатические поля и др.)

     5. Дана оценка эффективности экологического  предпринимательства в инновационной сфере, показаны перспективы ее развития. Например: улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям; разработка принципиально новой продукции и даже создание для этой цели специализированных компаний; привлечение зарубежных инвестиций; возможность оказания экологических услуг в форме информационной, консультационной, экспертной помощи в решении природоохранных проблем, подготовки специалистов-экологов.

     6. Разработаны рекомендации по решению выявленных проблем. Для  решения материально-технических проблем показана необходимость совершенствования системы утилизации и рекуперации отходов, продуцируемых в ходе эксплуатации. Решение инновационных проблем видеться в совершенствовании маркетинговой сети, упорядочить систему утилизации и рекуперации отходов, привлечении СМИ, ускорении темпов внедрения в практику предпринимательства Закона «Об инновационной деятельности». 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА 

  1. Барышева  А. В., Балдин К. В., Ищенко М. М. и др. «Инновации»: учебное пособие, – Искра, 2006, с. 26-51
 

     2. Бурков В.Н. Экологическая безопасность / В.Н. Бурков, А.В. Щепкин. – М.: ИПУ РАН, 2003. – 92 с. 

     3.  Блинов А.Н.  О роли предпринимательской  деятельности в улучшении экологической  обстановки.// «Аудит» экономический  журнал. М., № 7, стр. 55-69 

     4. Гольдштейн Г.Я. Глобальный стратегический инновационный

Информация о работе Экологические проблемы и инновационные технологии в информационном обслуживании организаций АРК